Регион: Выбрать регион
Сейчас: 21 ноября 15:31:09
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Модернизация региональной экономики: красноярские рецепты

8d96b55facc959669b3ef458d4e363e2.jpgНаучно-практическая конференция «Технологии модернизации региональной экономики» прошла 24 февраля в МВДЦ «Сибирь» в рамках Сибирского промышленного форума. Организаторами конференции выступили редакция газеты «Красноярский рабочий», информационный портал «БизнесСайт», Сибирский государственный аэрокосмический университет имени М. Ф. Решетнёва, межрегиональная общественная организация предпринимателей Сибири «Сибирь без границ». Генеральный спонсор – Гильдия мебельщиков Красноярского края.

Владимир ПАВЛОВСКИЙ, главный редактор газеты «Красноярский рабочий», председатель организационного комитета научно-практической конференции d64fcc6df61ff1bfc32d96db3301c0e9.jpg«Технологии модернизации региональной экономики»:

Спасибо за то, что вы здесь собрались. Надеюсь, к концу конференции её участников будет ещё больше, а затем она станет традиционной. Ну а сейчас, чтобы не затягивать, я передаю слово исполняющему обязанности председателя правительства Красноярского края Андрею Алексеевичу Гнездилову.

Спасибо за то, что вы здесь собрались. Надеюсь, к концу конференции её участников будет ещё больше, а затем она станет традиционной. Ну а сейчас, чтобы не затягивать, я передаю слово исполняющему обязанности председателя правительства Красноярского края Андрею Алексеевичу Гнездилову.

Андрей ГНЕЗДИЛОВ:

b62afee30517b2cbff7f1b84d9663c70.jpgВ качестве приветствия хочу выразить благодарность за организацию и проведение конференции на столь актуальную тему и за то, что вы в ней участвуете, благодарность руководителям вчерашних пленарных заседаний в секциях, итоги которых мы учтём в своей работе. Вслед за Владимиром Евгеньевичем Павловским выражаю уверенность в том, что подобная конференция станет ежегодной. Тема крайне важная, и подходы, которые мы вместе с вами заложим и обсудим, лягут в основу построения инновационной системы Красноярского края в целом. Это обязывающий, очень важный процесс, и я подробно остановлюсь на том, что мы собираемся делать, и заранее приглашаю всех к совместной работе.

Владимир ПАВЛОВСКИЙ:

Спасибо. И от Законодательного Собрания у нас выступает Валерий Иванович Сергиенко. Вам слово.

 

003354d0f582d6e18d34fa222a1862de.jpgВалерий СЕРГИЕНКО, президент Союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края, депутат Законодательного собрания Красноярского края, руководитель секции «Модернизация в промышленности»:

Андрею Алексеевичу легче – он уполномочен, а я просто депутат, поэтому от имени Законодательного Собрания могу поприветствовать конференцию, многие из депутатов принимали участие в круглых столах, в обсуждении проблем, поднимавшихся в ходе конференции, мы обменивались между собой. В общем, отношение к постановке вопроса и самой конференции достаточно позитивное. Присоединяюсь к пожеланиям успехов в разговоре. Если этот разговор тем более начнёт воплощаться в жизнь, можно считать, что время здесь мы провели недаром. Поэтому всем, кто сюда пришёл, спасибо за проявленный интерес. Успехов в нашем непростом деле.

Владимир ПАВЛОВСКИЙ:

Спасибо, Владимир Иванович Пантелеев будет вести конференцию.

a3c65c2974270fd093ee8a9bf8ae7d0b.jpgВладимир ПАНТЕЛЕЕВ, директор по развитию редакции газеты «Красноярский рабочий», генеральный директор ООО «Медаипроект», кандидат исторических наук, заместитель председателя организационного комитета научно-практической конференции «Технологии модернизации региональной экономики»:

Спасибо, Владимир Евгеньевич. Мы с вами понимаем, что эта конференция проводится в качестве продолжения к посланию президента России Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному собранию России. Только что из печати вышел сборник материалов научно-практической конференции «Технологии модернизации региональной экономики». - Это издание представляет не только научный, но серьёзный практический интерес. Сейчас крайне важно осмыслить идеи, озвученные президентом России, конкретизировать их в делах и поступках, как на всероссийском, так и региональном уровне. Подготовка научно-практической конференции велась на общественных началах. К работе над итоговым документом конференции подключились ведущие учёные и практики из Сибирского государственного аэрокосмического университета имени М. Ф. Решетнёва, Сибирского федерального университета, Красноярского государственного аграрного университета, Союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края, других общественных организаций. На прошлой неделе состоялись заседания шести секций конференции, где обсуждались идеи и предложения, которые необходимо внести в итоговый документ. В выпущенном сборнике также опубликованы материалы, написанные двумя десятками авторов не только из Красноярского края, но и Кемеровской области, Алтайского края, даже Германии.

Застрельщиком нашей конференции выступил депутат Государственной Думы Валерий Михайлович Зубов. Ему слово.

Валерий ЗУБОВ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, доктор экономических наук, профессор:

b275a6dca6c8bfbecbd0256f29a7173d.jpgСразу хочу сказать, что с опаской и тревогой отношусь к установке на модернизацию в том смысле, что мы очень легко и быстро ставим цели, быстро пишем программы, обсуждаем, замыливаем само слово, не доводим до конца и дискредитируем идею. У меня есть такое опасение, его бы надо обойти, избежать, как в своё время получилось с перестройкой, во многом с реформами, с удвоением ВВП. Нет сомнений в том, что России нужна модернизация или новая индустриализация – это, мне кажется, равносильные термины, но только отнестись к этому необходимо серьёзно, и первый вопрос, на который нам предстоит отвечать, - с кем, для кого мы дискутируем? Кто нас слышит?

Прекрасный экономический форум. У меня гордость за это мероприятие – оно проходит более содержательно, чем любой другой форум в стране, идут серьёзные разговоры. Вопрос: каков будет результат после этих разговоров? Какие будут приняты решения? Принимаются ли во внимание те предложения, которые вырабатываются в научном сообществе? Где дискуссия в СМИ? Я потому так легко откликнулся на предложение, потому что оно поступило от СМИ, от газеты «Красноярский рабочий», и дискуссию они напечатают, а кто-то прочитает. В противном случае вы можете говорить очень долго. Если взять стенограммы выступлений в Государственной Думе, которые публикуются, есть в Интернете, то это пока ещё не инстумент, не источник информации для СМИ, - там высказывается много нормальных идей, но кто об этом знает? Знают только одну точку зрения, которая высказывается от большинства, заранее известно, что она будет принята, можно не ходить на заседания ГД. Мне кажется, это порочная технология, и она уже дала сбой.

Мы не сумели определить начало кризиса. 3 сентября 2007 года в Сочи на банковском форуме обсуждался вопрос, как коснётся России кризис, который уже начался в финансовой сфере. В апреле 2008 года министр финансов России Кудрин сказал, что кризис нас не коснётся. 16 сентября 2008 года правительство официально заявляет, что у нас кризиса не будет. У нас не оказалось инструмента, чтобы заранее подготовиться к возможным серьёзным изменениям в экономике России. Ну как может не коснуться мировой глобальный кризис экономики России, если 70 процентов федерального бюджета составляют доходы только от углеводородов. Это первое. Второе. Был неправильно поставлен диагноз, а значит, и лечение идёт неверно, отсюда выздоровление будет гораздо более длительным, чем представляется.

Мы вошли в кризис с безупречной финансовой системой: мы имели в федеральном бюджете 50 процентов заначки от доходной части – это был вначале резервный фонд, а затем фонд национального благосостояния. Мы имели положительное торговое сальдо, у нас не должно было быть финансовых проблем, но тем не менее, как только случился кризис, оказалось, что из 20 ведущих стран мы оказались в самом тяжёлом положении – причём стремительно, упали мгновенно. Кризис оказался глобальным и коснулся всех – даже китайцев, которые умудряются поддерживать высокие темпы роста экономического развития даже в этой ситуации. Кризис для каждого государства проявился по-своему. На мой взгляд, в нашей экономике в первую очередь он проявился не финансово – он обнажил нашу технологическую отсталость. На поверхности это выглядело в виде проблем моногородов, по типу которых построена вся российская экономика. Что такое Пикалёво по сравнению с Норильском, если бы продолжали падать цены на цветные металлы? Если бы продолжали падать цены на углеводороды, то мы столкнулись бы с той же ситуацией, с которой столкнулись в середине восьмидесятых годов, когда в конце восьмидесятых Нижневартовск находился в ситуации хуже, чем в Пикалёво.

Среди 50 предприятий, которые правительство в первом ряду объявило системообразующими и базовыми, чтобы удержать и оказать помощь, только три были построены после 1974 года. Значит, экономика базируется на тех технологиях, которые были сформированы 40 лет назад. Что стали предпринимать? Сам вектор антикризисной программы был выбран неверно. Вариантов было два: либо выход из кризиса социальным путём, либо технологическим. Социальный – поддержка стабильности в обществе, поддержка доходов населения на таком уровне, чтобы не было никаких особых волнений, поддержка тех предприятий, которые, попав в трудную ситуацию, быстро проведут реконструкцию. Словом, необходимо переждать. Глядишь, в мире ситуация успокоится, экономика пойдёт в рост, и мы подтянемся. Здесь уже есть момент осознания пассивного характера российской экономики – мы ни на что не влияем. Если у других получится, то и нам повезёт. А если у других не получится? Тогда и у нас проблемы? Естественно, под социальный вектор или вектор ожидания были сделаны те вещи, которые исключили возможность технологического выхода из кризиса. Первое, что было сделано, - увеличена нагрузка на предприятия. До нас ещё никто не додумался, чтобы в момент кризиса одновременно повышать налоги с нескольких сторон. Во-первых, повысили единый социальный налог, предполагалось с 1 января 2001 года. Мера хорошая, замечательная по отношению к пенсионерам. Правда на практике выяснилось, что это не совсем то, чего ожидали пенсионеры, но это детали. Важно, что для предприятий на 12 пунктов повысилась налоговая нагрузка с этой стороны. Налоговая нагрузка повысилась и с другой стороны: налоги предприятие платит справа – на выходе продукции, но есть ещё и на входе через рост тарифов на услуги естественных монополий. Правительство продолжает планировать и закладывать рост тарифов на услуги естественных монополий в 2 – 2,5 раза выше, чем заявленные темпы инфляции. Как в такой ситуации предприятиям выходить из кризиса?

Конечно, поначалу приветствовалась такая мера как девальвация. Что значит девальвация и ревальвация национальной валюты? Девальвация – снижение внутренних издержек по отношению к внешним. Кто выигрывает? Экспортёры. Кто у нас экспортёры? На 90 процентов сырьевой сектор, и менее 10 процентов – машиностроение (в первую очередь – оборонная промышленность). Мы сработали сразу, чтобы поддержать сырьевой сектор, но, учитывая, что часть сырьевого сектора, точнее, то, что потребляется внутри страны, это одновременно издержки для перерабатывающих предприятий, мы усугубили ситуацию для последних. Девальвация ударила по тем предприятиям, которые начали реконструкцию, поскольку она шла за счёт ввоза импортного оборудования. Вот что значит выбор социального вектора в ущерб технологическому. И что мы получили на выходе? Русский сэндвич. Мы не успели догнать наиболее развитые страны в наиболее продвинутых технологиях. Мы давно не являемся лидерами в атомной и космической отрасли – без элементной базы, которую мы закупаем за рубежом, причём не первого класса, наши спутники летать не могут. Мы своей атомной программе ставим задачу – ежегодно вводить по два реактора. Южная Корея подписывает документы на строительство до 2030 года по 4 атомных электростанции в год. Микроэлектроники у нас практически нет. Отдельные предприятия в программировании – такие доли процента, что и говорить не стоит.

Мы отстаём в технологическом развитии. Но во время глобализации нас поджали и снизу – те страны, которые стали производить широкий набор продукции приличного качества, относимого к классу высокотехнологичной, но по более низким ценам. 2009 год – тяжёлый год для автомобилестроения, но мы почему-то решили, что у нас всё автомобилестроение состоит только из «АвтоВАЗа», который уже производит менее половины автомобилей внутри страны. Он не выдал ни одной новой модели, а китайская компания в 2009 году – 4, в нынешнем – 20. Давайте посмотрим на сырьё, цены на которое на какое-то время несколько упали, но стали выправляться. Однако мы живём в Красноярском крае, где разрабатывается Ванкор, и это приятно осознавать, но мы не можем поставить нефть из Восточной Сибири на Дальний Восток, не освободив предприятия от налогов. Если до сих пор у нас дотировалось сельское хозяйство, то теперь даже те отрасли, в которых мы были законодателями моды, второй в мире поставщик углеводородов, без освобождения от налогов не получается.

Когда ситуация гораздо сложнее, чем подаётся по некоторым телеканалам и в СМИ, тезис «Всё для фронта, всё для победы!» так и просится на язык. Что может быть с безработицей в стране, которая теряет рынки реализации своей продукции? Если производительность труда в целом примерно в 4 раза ниже, чем в других странах? В 2009 году удавалось сдерживать рост безработицы с помощью прокуратуры, административного давления на предприятия, но предприятиям придётся либо остановиться, либо модернизироваться и повышать производительность труда. Сокращение количества занятых неизбежно. Каковы параметры этого процесса? Если производительность труда ниже в 4 раза, примерно 76 млн. занято в производстве. Получается – почти 60 млн. рабочих мест нам надо создать, чтобы остаться государством, выполняющим взявшим на себя социальные обязательства, чтобы оставаться среди высокоразвитых государств, а не откатиться на обочину третьего мира. Первый шаг для этого – банковская система. Ошибка заключается в следующем: попытка механически сокращать банки, имеющие, согласно новому законодательству, недостаточный уставной капитал. Самое сложное положение не у этих маленьких банков, а у крупных, где всё в порядке с уставным капиталом: они выдали кредиты в огромном количестве тем предприятиям, которые неконкурентоспособны в силу своего технологического оснащения, и эти кредиты в большинстве своём уже не вернутся. Крупные банки финансируют стандарную известную продукцию – нефть, газ, автомобили. Модернизация – новые продукты, не всегда успешные, часто спорные, иногда на тех, кто предлагает новый продукт, смотрят как на сумасшедших, но банк, чтобы выдать кредит, должен этот продукт пощупать. И если региональные банки, которые попадают под недостаток уставного капитала, будут вырезаны, то мы отрежем источник финансирования новых продуктов. Вот что мне хотелось бы сказать, подводя итог: неправильно, невовремя поставленный диагноз, неверно выбранный вектор выхода из кризиса, и, к сожалени, продолжение упорствования в принятии решений, которые не соответствуют той действительно сложной задаче, которая стоит перед экономикой края.

Геннадий ШИЛИН, главный энергетик Красноярского завода синтетического каучука:

Каковы изменения в крае со времён губернаторства Валерия Зубова?

Валерий ЗУБОВ:

Радикально ничего не изменилось. Живём тем багажом, который был создан ещё до Зубова. Могу привести пару десятков успешных проектов на территории края: завод цветных металлов, артель «Полюс», добывающая золото современными методами, реконструкция на «Бирюсе», но мы по-прежнему находимся в плену иллюзий о том, что можно развивать территории с помощью заселения людьми. Это не работает. Нужна иная социальная модель для добывания вахтовым методом в доход страны в неблагоприятных для проживания территориях.

Фарид АХМЕТОВ, директор ООО «Новые технологические процессы»:

Всё плохо, всё не так, а делать-то что? Первое, второе, третье... Регионам – это, стране – это. И кто это будет координировать?

Валерий ЗУБОВ:

Я действительно говорю больше об отрицательных вещах, чтобы уравновесить шансы с теми, кто утверждает с утра до вечера, что всё хорошо. Я тоже мог бы найти что-то хорошее, но говорящих хорошее предостаточно. Если вы возьмёте стенограмму Государственной Думы, то вам не будет стыдно за своего депутата, когда потоком идут конкретные предложения, что и как нужно сделать. К сожалению, в тот момент, когда начинают выступать представители депутатских фракций, отличных от главной, телекамеры выключаются. На последнем заседании я выступал с законом по тарифам, но к прессе с пояснениями о сути закона меня не допустили.

Что делать? Договориться между собой: мы остаёмся сырьевой державой или диверсифицируем экономику? Все меры, которые были приняты до сих пор, - это остаться сырьевой державой. Кстати, есть страны, которые вполне нормально себя чувствуют, будучи сырьевыми державами, - Австралия, Канада, Норвегия, ЮАР. Только надо сделать упор на то, чтобы эти отрасли стали современными, чтобы производительность труда в «Газпроме» не была в десять раз ниже, чем в норвежской компании. Надо бросать финансы, научные разработки, чтобы было так, как, например в Олимпиаде, где вполне современное золотодобывающее предприятие. К сожалению, этот вариант для нас не проходит – не могут 340 тысяч занятых в «Газпроме» и 1,2 млн. в нефтяной отрасли, прокормить 140 млн. человек. Мы не Кувейт и не Норвегия.

Нужны другие производства, а значит, необходимы следующие шаги. Во-первых, безусловный мораторий на повышение налогов. Во-вторых, принятие закона о государственном регулировании тарифов на услуги естественных монополий, которые не могут повышаться выше темпа инфляции. В-третьих, в финансовой системе ЦБ должен определить, какие банки федеральные и какие региональные. Пример. В Южной Корее в шестидесятом году уровень жизни был на уровне Сомали. Сомали остался, а Южная Корея обогнала нас по среднедушевому доходу. Там разделили банки на два уровня – федеральный и региональный, хотя сама Корея размерами-то... Федеральные на три четверти стали финансировать малый бизнес, региональные – полностью только малый бизнес. Сегодня в Южной Корее 14 предприятий, которые входят в пятьсот ведущих предприятий мира. А что в России? Необходимо перестроить финансовую систему. Если мы решим эти две задачи, можно говорить о третьей, четвёртой, пятой... Нам нельзя соблазняться девальвацией, нам нужно держать крепким рубль. Конечно, это удобно – более дешёвые издержки для предприятий, которые производят устаревшую продукцию, но нам надо завезти новое оборудование, нужна новая индустриализация, а это возможно, если у вас крепкий, повышающийся рубль. Андрей Алексеевич, знаете, в России были более тяжёлые времена. Если правильно поступать – прорвёмся.

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ:

Слово предоставляется Андрею Алексеевичу Гнездилову.

Андрей ГНЕЗДИЛОВ, и. о. заместителя председателя правительства Красноярского края:

Ещё раз благодарность газете «Красноярский рабочий» за организацию этого разговора, проявившей инициативу, а также другим организаторам конференции. Название конференции очень важное - «Технологии модернизации». Мы активно обсуждали модернизацию, как её понимают чиновники и коммерсанты, и на круглых столах, и на пленарных заседаниях. На прошлой неделе я побывал в Москве в ряде министерств, и те идеи, которые здесь высказывались, в столице уже известны.

Поблагодарив Валерия Зубова за сделанный им глубокий макроэкономический анализ ситуация, Андрей Гнездилов препочёл рассмотреть её в практической плоскости: Все наши недостатки известны – и сырьевая направленность, и устаревшие технологии. Но, отвечая Валерию Михайловичу, твёрдо заявляю: и Россия, и регион в будущем будут не сырьевой державой, а современной экономикой, построенной на новых технологиях. Рано или поздно та гонка технологий, которая сейчас происходит, позволит определённым странам завоевать ведущие позиции. Тема новых технологий не только экономическая, но и политическая. Ситуация усугубляется тем, что у нас отсутствует необходимая комплексная инфраструктура, которая позволила бы реализовать весь имеющийся потенциал региона и направить его для предприятий по созданию и внедрению инноваций. Роль правительства Красноярского края в решении этих задач – модернизация экономики края, создание совместно с ЗС края необходимой нормативной базы, инфраструктуры. С 2009 года мы начали активно работать в этом направлении, были приняты соответствующие меры, направленные на создание новых институтов, действовала широкая антикризисная программа. В рамках антикризисных мероприятий было принято два закона для поддержки машиностроительных предприятий и АГК и нацеленных на содействие модернизации производства. В 2009 году этими мерами поддержки воспользовались 4 предприятия машиностроения на сумму 7,5 млн. рублей из выделенных 65,8 млн. Закон о поддержке АПК решает две важнейшие задачи: расширение рынка сбыта и поддержка предприятий, осуществляющих модернизацию производства. В рамках этого закона оказана помощь 15 организациям на сумму более 140 млн. рублей. В правительстве края рассматривается вопрос о принятии отдельного нормативного акта, направленного на поддержку предприятий, занимающихся модернизацией производства и внедрением технологических инноваций. Заслуживает внимания поддержка предприятий по производству опытных образцов.

Второе направление – привлечение в край финансирования крупных финансовых и коммерческих структур и институтов развития. С 2009 года мы вступили в активную фазу сотрудничества сразу с несколькими федеральными структурами – Внешэкономбанк, корпорация «Роснанотех», Банк Развития, уже в этом году подписали соглашение с Российской венчурной компанией. Принято решение о необходимости создания нанотехнологического центра в Красноярске. Активизируем работу с Минэкономразвития по поддержке малого и среднего предпринимательства. Третье направление нашей работы – развитие региональной инфраструктуры поддержки субъектов, действующих в сфере модернизации, развития и инновации. Важно отметить мощный научный потенциал – СФУ, СибГАУ, Красноярский научный центр. Везде реализуются самостоятельные проекты. На базе СФУ создаётся электронная библиотека, база данных научных разработок, функционирует суперкомпьютер. К сожалению, ФЗ N217 о создании на базе вузов и общих учебных заведений малых предприятий у нас в крае ещё работает не в полной мере. С 2009 года функционирует краевой фонд науки, оказывает поддержку научным коммерческим организациям, в том числе промышленной направленности. На 2009 год на эти цели было выделено 60 млн. рублей, на 2010 – 100 млн. рублей. Ещё один действующий институт – Красноярский городской бизнес-инкубатор, который работает уже в течение трёх лет. Важный субъект – краевой информационно-аналитический центр, работающий на базе Союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края. И безусловно, Красноярский технопарк, который должен стать не только местом интеграции научных организаций, но и местом реального применения научно-технических достижений. Необходимо создать региональную систему «одного окна» поддержки процессов модернизации, развития, инновации. Наша задача – воспринять всё хорошее от коллег из Татарстана, Новосибирска и других регионов, не повторяя их ошибок. 17 февраля мы подписали договор о намерениях с девятью будущими якорными резидентами технопарка. У нас очень значительный потенциал, как научный, так и кадровый, поэтому мы должны шагнуть намного дальше, чем сейчас это уже сделали Татарстан и Новосибирск.

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ:

Спасибо, Андрей Алексеевич, за интересное выступление. Пожалуйста, вопросы.

Александр МИЛЛЕР, генеральный директор ООО «Производственная фирма точной механики»:

Вы говорили о поддержке крупных предприятий, но почему всего четыре получили финансирование? И сумма чрезвычайно небольшая. Почему так мало соискателей? Распространяется ли подобная поддержка на предприятия малого бизнеса?

Андрей ГНЕЗДИЛОВ:

В 2010 году малое и среднее предпринимательство будет пользоваться безусловной поддержкой, хотя в 2009 году этого не было, однако программа была – более 600 млн. рублей и более ста предприятий воспользовались такой формой поддержки как субсидирование по приобретению основных средств. Почему так мало предприятий воспользовались? Уверен, через год эта тема будет настолько востребована, что желающие поучаствовать в подобной конференции будут стоять в коридоре, не найдя свободного места в зале. Мы будем поддерживать тех, кто реально нацелен на модернизацию производства. Другое дело: каким образом доносить до сознания людей возможности пользоваться новыми продуктами? Есть новые продукты – их нужно покупать, у них лучшие потребительские качества.

Никита КАПЛИН, руководитель исполнительного комитета Союза родовых общин КМНС Эвенкийского района муниципального района:

Предполагает ли правительство Красноярского края в ближайшее время разрабатывать стратегию природопользования?

Андрей ГНЕЗДИЛОВ:

Нами уже давно реализуется программный метод, принято 54 ведомственные целевые программы, краевые долгосрочные программы природопользования, срок действия которых до 2020 года. Но мы сейчас просматриваем их с учётом новых технологических моментов. Таким образом, у нас уже есть соответствующие наработки, которые будут уточняться с учётом элементов модернизации, энергоэффективности, энергосбережения.

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ:

Если есть вопросы, подавайте, пожалуйста, в письменном виде. Слово предоставляется Татьяне Васильевне Зеленской.

Татьяна ЗЕЛЕНСКАЯ, заместитель главы администрации города Красноярска, доктор экономических наук, профессор:

8e49f349c3581439db0f1ecf55fb148d.jpgЧто можно сказать после двух глобальных доклалов о том, что просиходит в Красноярске? Фактически в Красноярске отражаются все те процессы, о которых говорилось выше. Город полностью участвует во всех программах, которые разрабатывает край и отражает те сложности, которые мы видим в жизни. Важный аспект – сохранение социальной стабильности в городе, который обязан оставаться социальным инвестором. Однако производство в городе снизилось на 11 процентов в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Сворачивались инвестиционные программы, хотя в середине лета 2009 года ряд их стал потихоньку возвращаться. Мы прогнозировали сворачивание инвестиций по сравнению с 2008 годом до 39 млрд., но было вложено 47,6 млрд. рублей. Как социальный инвестор город поддерживает проекты, направленные на модернизацию – системы водоснабжения, водоотведения совместно с предприятиями города, активное строительство способствовало росту строительной отрасли, а также ЖКХ, теплоснабжения, энергетики.

Даже в эти сложные времена нужно не говорить об инфраструктуре, а разворачивать её. Открываем филиалы бизнес-инкубаторов в Советском районе на базе алюминиевого завода, первоочередные проекты которого будут интересны району; на территории Ленинского района рядом с Красмашем и СибГАУ. Работаем над вхождением СФУ в бизнес-инкубатор в рамках нового закона как сособственника. Стратегия выращивания сегодняшней филиальной сети бизнес-инкубаторов направлена на сращивание с производством, что принесёт большую пользу. Наступил тот этап, чтобы скепсис предприятий, который мы в последние годы наблюдаем, - жалобы на экономику, законодательство, налоговые проверки, - исчез, мы бы хотели, чтобы предприятия поверили власти и стали работать на доверии, чтобы фонд содействия предпринимательству заработал и превратился в постоянно действующую индустрию. Мы зарегистрировали и открываем центр содействия предпринимательству по системе одного окна: наша задача – создать технологию оказания услуг, создать площадку информационного обмена для прозрачности доверия власти. С помощью центра мы намерены объединить все консалтинговые компании, их сегодня много, но они мелкие, и каждая занимается на своём поле. Думаю, сможем работать с ними вцелевую, объединив ту консалтинговую индустрию, которая у нас в городе есть, но проявляет себя фрагментарно. Спасибо всем, удачи. Думаю, всё будет хорошо.

Алексей РОМАНОВ, начальник научно-исследовательского сектора Института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета, кандидат технических наук:

Где же место образованию во всём этом процессе получения финансирования?

Татьяна ЗЕЛЕНСКАЯ:

Вузы – наши основные партнёры в развитии проектов. Наша задача – отбирать то прогрессивное, что не даёт отдачи в первый год, но живёт в условиях субсидирования.

Андрей ГНЕЗДИЛОВ:

Мы готовы оказать поддержку, любая инициатива, имеющая практическую реализацию, нами будет поддержана.

Николай СМИРНОВ, генеральный директор ООО «Персонал-Консалт» (Томск):

Почему мало популяризируются сами технологии, которые предлагает государство и в которых хотелось бы поучаствовать?

Андрей ГНЕЗДИЛОВ:

Слева от меня – главный редактор очень читаемой газеты «Красноярский рабочий»: вот она – популяризация.

Татьяна ЗЕЛЕНСКАЯ:

Наверное, вы имеете в виду популяризацию российского масштаба? Если говорить о Красноярске, то в городе нас не знает только ленивый, поскольку работает целая система информатизации. Что такое популяризация? Это же не российский канал, подающий информацию круглосуточно, а предприниматели – люди занятые, и нужно работать с целевыми группами на телевизионном, журнальном, консалтинговом поле.

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ:

Обратите внимание на наш БизнесСайт по адресу www.sitebs.ru, официальный старт которого состоялся 5 октября 2009 года. Сегодня уже ясно, что этот международный информационный ресурс, основывающийся на принципах Веб 2.0, вполне может выполнять интегративную роль при взаимодействии русскоязычных бизнесов в ходе модернизации российской экономики. За короткий срок БизнесСайт превратился в реальный международный русскоязычный информационный портал. На сегодня на портале зарегистрировано около 180 персональных и корпоративных блогов. География зарегистрированных блогов: Россия, Китай, Германия, Украина, Армения, Молдова. Ежедневно блоггеры портала размещают на нем порядка 3-5 публикаций.

Одна из задач, которые поставили перед собой организаторы конференции, заключалась в том, что нужно было привлечь максимально широкий круг авторов не только из Красноярского региона, но и из других территорий. Потенциальным авторам было предложено самостоятельно размещать свои статьи на БизнесСайте в установленном порядке. Конечно, это создавало определённые сложности перед авторами. Нужно было не только написать статью, но и провести работу по созданию своего блога на портале. Далеко не все были готовы поступать именно таким образом. Тем не менее, с 27 января по 19 февраля на портале было размещено 20 статей, предназначенных для публикации в сборнике материалов конференции. Их авторами выступили учёные и практики не только из Красноярского края, но и Кемеровской области, Алтайского края, а также из Германии.

Значительная часть авторов узнала о проведении конференции благодаря поиску информации по определенной тематике через поисковые системы в Интернете. В первые две декады февраля 51 процент посещений портала было связано с поисковыми запросами, в основном через Yandex. В конечном итоге, использование принципов Веб 2.0 превратило конференцию в международную.

Валерий МАЛАНИН, президент Межрегиональной общественной организации предпринимателей Сибири «Сибирь без границ»:

9f34458d23c6a2746e8acb308feb1906.jpgЗагадочное слово «модернизация» занимает умы россиян не меньше, чем уже поднадоевшее словосочетание «экономический кризис». Кажется, проведём, моедрнизацию и снова окажемся в мировых лидерах. Но ни в Кремле, ни в правительстве, похоже, не знают, с чего начинать. Модернизация или догоняющее развитие в тех сферах, где отставание ставит под угрозу суверенитет страны, для многих государств стало пропуском в клуб ведущих мировых держав. Германия в шестидесятых годах, Япония в семидесятых, Южная Корея в восьмидесятых, Китай в девяностые – все эти страны прошли через сложный и болезненный период модернизации своих экономик. И хотя каждый прорыв обладал специфическими особенностями, непреложеными оставались три фактора: сильная, заинтересованная в экономическом развитии власть, использование через приобретение, а иногда – банальное воровство иностранных технологий. и всегда – ориентация на потребительский рынок. Времена, когда могущество государства измерялось количеством металлургических комбинатов или угольных шахт, безвозвратно ушли в прошлое. Сегодня нужно строить не чиновно-бюрократические «вертикали», а «горизонтали» ответственности; бороться за интересы не бюрократического сообщества, а страны и её граждан. В этом суть повестки дня, предлагаемой президентом Дмитрием Медведевым.

Модернизация представляет собой не процесс развития технологий (вопрос не в технологиях как таковых, а в социуме, способном их воспроизводить и использовать себе во благо). Серьёзную промышленную державу нельзя построить без мобилизации усилий – и народа, и власти. А мобилизация требует порядка и ответственности, которых нельзя требовать от «низов», если их нет наверху. Россия в последние десять лет не просто стоит на месте: доля национальных производителей сокращается на всех рынках конечной продукции – от автомобилестроения до бытовой электроники, от фармацевтики до сельского хозяйства. Почему? На то есть две причины. Во-первых, мы не готовы зарабатывать своё благосостояние собственными усилиями. Во-вторых, мы не хотим нести ответственность за неудачи, и потому уже привыкли ставить не реальные цели, а мифические «ориентиры», приближение к которым невозможно измерить. Опыт Китая показывает, что в модернизации исключительно важную роль играет малый и средний бизнес. Международные исследования показывают, что каждый рубль, вложенный в инновации малого бизнеса, приносит в 24 раза больше прибыли по сравнению с крупными компаниями. Но непременным условием должно стать компактное расположение всей производственной цепочки на территории России. Чтобы упаковку торта «Чародейка» не печатали в Израиле, как сейчас.

Бывая в рабочих поездках по территории СФО, в том числе в городах и сёлах Красноярского края, общаясь с различными представителями гражданского общества (бизнесом, учителями, пенсионерами, студентами), мы выяснили, что люди (общество) не понимают, что такое модернизация и для чего она нужна. На местах народ занят тем, что ежедневно сталкивается и пытается решить вопрос выживания из-за бюрократических препонов и коррупционных действий должностных лиц. Например, в феврале текущего года многим предпринимателям пришло уведомление о необходимости доплатить земельный налог за 2009 год, так как увеличилась кадастровая стоимость земельных участков от 5 до 20 раз. Такая же картина с арендной платой за муниципальное недвижимое имущество, в Красноярске в кризисный период муниципальная аренда выросла более чем на 40 процентов. Как следствие ликвидируются малые и средние предприятия, сокращаются рабочие места и поступления в бюджет налогов. По мнению учителей, врачей, студентов, пенсионеров, представителей малого и среднего бизнеса, результат модернизации – это повышение качества жизни населения, улучшение условий проживания населения на фоне роста экономики. Для участия населения в модернизации общества, происходящих в обществе и экономике изменений, необходима заинтересованность конкретного человека в конечном результате. Сегодня национальные проекты, крупные инвестиционные проекты, в том числе по модернизации общества – это для большинства людей на территории не связанные с их жизнью процессы. Для большинства населения страны модернизация общества начинается с малого, например, это взаимодействие населения с институтами власти, при этом для каждого человека важна доступность, упрощение работы, законность деятельности государственных институтов. Следовательно, необходима не вседозволенность (произвол), а законность и единые, понятные для всех правила, публичность обсуждения проблем и результатов взаимодействия власти и населения. В процессе встреч и общения люди высказывали мнение, что общественные организации должны принять на себя ответственность за выражение их интересов, обобщения мнений и представления населения в органах власти.

Для успешной модернизации общества население должно принять модернизацию как национальную идею, понять её необходимость и поддержать активными действиями. Граждане высказывают мнение, что России нужен порядок, основанный на «социальном договоре» народа и власти. Нужно признать: любые взаимоотношения граждан и государственных органов – будь то подача налоговой декларации, таможенное оформление груза, получение разрешений или лицензий – это соглашение, в котором каждая сторона имеет свои права. Если через годы выясняется, что компания не заплатила налоги или вопреки закону обрела какие-то преференции, обвинение равной тяжести должно предъявляться не только её руководителям, но и чиновникам. Так, государство может обанкротить уходящую от налогов компанию, но если оно пытается это сделать, то вместе с руководителями компании к ответу должны быть привлечены и чиновники, проводившие плановые проверки, не заметившие (или не захотевшие заметить) очевидных нарушений, ставшие фактическими соучастниками содеянного. Без «принципа взаимной ответственности» в отношениях граждан и бизнеса с государственными и правоохранительными структурами коррупция неодолима.

Несмотря на проблемы гражданское общество готово активно участвовать в модернизации. Мы начали модернизацию с себя и своим позитивными примером готовы приобщить к этой работе других. Наши предложения для обсуждения на конференции следующие:

Закрепить в законодательных актах чёткие гарантии и преференции предпринимателям, участвующим в модернизации своего бизнеса (налоговые льготы, стимулирование сбыта продукции местных товаропроизводителей, государственные субсидии для выхода на зарубежные рынки, внедрение инновационных технологий и. т.); упростить согласовательные и разрешительные процедуры для граждан и бизнеса, внедрять в муниципалитетах систему одного окна; защитить граждан и бизнес от чиновничьего произвола и коррупции, ужесточив уголовную ответственность за такие преступления; государству развивать и поддерживать общественные институты, в том числе общественные организации предпринимателей; общественным организациям выработать совместно с властью стратегию Красноярского края по модернизации и объяснить её населению. Спасибо, если есть вопросы, а лучше их не надо – будем работать дальше...

Юрий РУДАКОВ, руководитель аграрной секции «Деловая Россия» (Красноярск):

Что касается взаимодействия, здесь общественные организации взаимодействуют, с Валерием Юрьевичем Маланиным общаемся, многие вопросы решаются, но инертность нашего предпринимательского цеха толкает на то, что каждый сам должен действовать активнее. Какие вопросы? Это вопрос длинных денег для аграриев...

Валерий МАЛАНИН:

Вопросы ко мне есть? Вопрос длинных денег... Я тоже говорю: длинные деньги нам нужны...

Юрий РУДАКОВ:

Я сегодня с утра пытался подать заявку на землю, и только на прохождение процедуры у меня ушло шесть часов. Эти вещи надо модернизировать. Спасибо.

Юрий ШИЛОВСКИЙ, директор ООО «Советский»:

Вопрос ко всем участникам президиума. Мы все говорили о нехватке денег...

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ:

Вопрос будет?..

Юрий ШИЛОВСКИЙ:

Вопрос звучит так. При нехватке средств в полном объёме для реализации мероприятий и проектов почему бы нам не использовать проектные мероприятия по обслуживанию малыми средствами бюджетов муниципальных образований долгосрочными кредитами финансовых институтов, привлекаемых на реализацию этих проектов? Механизмы в Германии работают: берут деньги – живут сегодня, делают сразу, а потому их обслуживают маленькими деньгами, которые лежат в каждой статье бюджета. Это и предложение, и вопрос.

Валерий МАЛАНИН:

Этот вопрос по муниципальным деньгам следует адресовать Татьяне Васильевне Зеленской.

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ:

Вопросов больше нет? Тогда слово предоставляется Валерию Ивановичу Сергиенко.

Валерий СЕРГИЕНКО:

В работе секции «Модернизация в промышленности» приняло участие около 30 человек, было внесено 29 предложений, вышло два важных документа – статья заместителя председателя федеральной комиссии по модернизации Владислава Суркова и доклад Института современного развития. Владислав Сурков сказал, что новая российская модернизация будет авторитарной и станет проводиться под руководством государства и его институтов. Кто формирует спрос на модернизацию? Ответ Суркова – государство и крупные компании. Совещание, которое провёл в Томске президент России, видимо, начало процесса. На нашей секции звучали слова о формировании спроса, а также об осмысленной экономической политике. Что востребовано? Какие предприятия будем создавать? Взять кредит под нечто, что потом будет невозможно продать? Это будет не модернизация, а, в лучшем случае, выживание отдельных предприятий.

Звучал вопрос о тарифах. Это отживающий инструмент регулирования в России. С 2001 года государство не будет регулировать тарифы вообще. Речь идёт об осмысленной экономической политике, в рамках которой и должны формироваться условия игры как для потребителей, так и для производителей ресурсов. Ресурсы для развития – где они? Откуда общество будет их черпать? До сих система преобразований накоплений в инвестиции так и не действует. Функций развития наша налоговая система, имеющая фискальный характер, не выполняет. Проблема кластерного подхода к формированию краевой экономики также прозвучала на секции. Как создать кооперационные цепочки? Мы вернулись в вопросу о необходимости формирования некоего капиталистического совнархоза для координации усилий всех участников рынка в крае. Пусть это будет управляющая компания или кто-то другой – как угодно.

Владислав Сурков приводит пример модернизации в Южной Корее, Японии, Франции и других государствах, но она не была спонтанной, не была продуктом только предпринимательской инициативы. Инициатива хороша тогда, когда она идёт в русле. Нам неоткуда черпать деньги для развития как только из сырьевого сектора. Работу в Союзе мы будем продолжать, сейчас готовим конференцию по безопасности бизнеса, потому что призыв президента Медведева «не кошмарить бизнес» теми, кто его «кошмарит», не был услышан. Модернизация объявлена – всерьёз и надолго? Или это очередное модное слово? Для бизнеса очень важна не только правильная идея, но и её реализация, а не выпускание пара из общественного котла.

Андрей ХОМУЛЕНКО, директор ЛПК «Стандарт» (Канск):

Где инструменты модернизации? Где конкретные шаги, чтобы облегчить жизнь отдельного предпринимателя? Слышу о технопарках, но вы всё усугубляете, давайте начинать с конкретных деталей.

Валерий СЕРГИЕНКО:

Сурков так ответил на этот вопрос: «Когда мы занялись этой проблемой, то обнаружили главного элемента... нет короткого русского слова «спрос». Кому выгодно? Кто будет этим заниматься?» Я с той же стороны баррикады, что и вы: всё это останется очередной болтовнёй или государство начнёт что-то менять? Да, при этой разрешительной системе ведения бизнеса ни о какой серьёзной системе модернизации бизнеса говорить нельзя. Если спуститься на землю, то можно сказать, что ни о какой модернизации пока речи не идёт. Не заболтать бы очередное красивое модное слово, а начинать принимать действительные меры.

Владимир ЗИБРОВ, директор филиала «Назаровский завод теплоизоляционных изделий и конструкций»:

Что бы вы лично, Валерий Иванович, сделали, чтобы ничего подобного, скажем, неконтролируемому повышению тарифов, не происходило?

Валерий СЕРГИЕНКО:

Вам ответить по-существу или чтобы понравиться? Отвечу по-существу: до тех пор, пока мы с вами позволяем делать то, что с нами делают, нас будут возить мордой об стол. Мы боимся протестовать против повышения тарифов и налогов? Побежали и дружно заплатили, чтобы не было хуже. Вот эта боязнь полицмейстера зашла так далеко, что сегодня делают все что хотят и кто хочет. Ещё раз повторяю: или мы будем что-то делать, или все пойдём торговать. Рядом выставка – и что? Зарубежные вещи продают некие российские посредники, а мы-то сами что делаем?

 

Юрий МАКАРЕНКОВ, председатель Гильдии мебельщиков Красноярского края:

f622af4f124372600cb7c9061e9163ff.jpgИнтересное чувство складывается: вроде бы и депутаты в президиуме, и представители правительства, и доклады прозвучали, а мы с вами сидим и ничего не понимаем. Нужно сегодня жить и сегодня выходить в завтра, а с грузом тех проблем, которые есть сегодня, в завтра мы не придём. Предпринимателям необходимы чёткие и понятные законы. Когда-то Маккиавелли говорил о том, что, добропорядочны граждане лишь в том государстве, где есть закон, и все этот закон уважают, независимо от чина, звания, ранга. Наша законодательная база несовершенна, в отношении многочисленных добросовестных предпринимателей налоговые органы выносят решения о начислении огромных сумм: в основе обвинений – неосмотрительность и неосторожность. Где критерии этой неосторожности?

Предприниматель отвлечён на доказывание своей правды в суде, теряя время и немалые деньги, а налоговые органы допускают своеобразную трактовку Налогового кодекса. Виновники уходят от ответственности из-за того, что в Уголовном кодексе отсутствует статья, наказывающая за создание того предприятия, которое создаётся заведомо, чтобы уйти от уплаты налогов. Налоговый орган предлагает не сотрудничать с подобными фирмами, но, следуя такому совету, предпринимателю закрыть свой бизнес, распустить работников, потому что сегодня нет такой технологии, которая способна дать информацию о проблемности или непроблемности партнёра. Не удивлюсь, если в зале есть такие люди, которые столкнулись с подобной проблемой.

Александр МИЛЛЕР:

Об этом можно и нужно говорить в суде...

Юрий МАКАРЕНКОВ:

Мы говорим, но пока законодательная база способствует таким беспрецедентным решениям...

Александр МИЛЛЕР:

...Пока таков механизм исполнения, мы ничего сделать не можем. Мы не можем обжаловать решение налогового органа, а он имеет на это право, данное законодательной властью, – не считаться с нашим мнением и не смотреть до конца – кто виновен вплоть до проверяющих. У нас всегда виноват тот, кто стоит последним, его и затопчут. Один вопрос ко всем: до тех пор пока не ответим, почему Россия обладает громаднейшим количеством работы, а наши люди, наши предприятия такой работы не имеют?

5e44ce6f994148e362eef4bf2b34aecd.jpgВиктор ТИМОФЕЕВ, директор Политехнического института СФУ:

Среди множества проблем, которые стоят на пути модернизации, есть серьёзная проблема: без кадров невозможно не просто провести модернизацию, но даже выправить станочный парк. Если кратко говорить о подготовке инженерных кадров, то этот процесс можно разделить на три слоя. Первый заключается в естественно-научных дисциплинах – физика, химия, математика. Часто по долгу службы сталкиваюсь с такими фактами: когда абитуриенты сдают экзамены, задаю вопрос, например, о том, что такое диод – никакой информации не имеют. Знания удручающие. Американцы задумались над проблемой ненадлежащего изучения физики и математики, а мы даже не говорим об этом – у нас вроде всё нормально.

Второй слой – общая профессиональная дисциплина: подготовка, включая лабораторные работы, без которых невозможно обучить навыкам инженера, будь то электротехника, прикладная механика. Без этой базы невозможен третий слой – специальные дисциплины. Единственный способ здесь – разместить оборудование на предприятиях, чтобы те готовили специалистов за свой счёт.

Валерий ДАНИЛИН, директор Института инновационного развития КрасГАУ:

89ecbad29fb6c4c83bfb4f6bbdd0e88d.jpgНа секции «Модернизация в аграрно-промышленном комплексе»» было выслушано 8 докладов. Отмечено, что сельское хозяйство края в плачевном состоянии: уменьшаются посевные площади, ежегодно сокращается поголовье скота (вполовину по сравнению с девяностым годом – крупный рогатый скот и поголовье свиней). Несмотря на то, что повышаются надои, урожайность, валовка не достигла девяностых годов. Учёными нашего университета была разработана программа развития агропромышленного комплекса до 2017 года, которая до сих пор не представлена министерством сельского хозяйства на рассмотрение правительства. Крестьянско-фермерские хозяйства сегодня в самом тяжёлом положении – для них даже оформление кредита становится недоступным. Многие разоряются. В этом году была объявлена интервенция по вопросу закупки зерна у сельхозтоваропроизводителей, но как она была проведена? Мы получили 2 млн. 700 тыс. тонн зерна. Видя, что урожай хороший, крестьянско-фермерские хозяйства набрали под него кредитов, однако продать зерно оказалось некому. Интервенция проводилась так: биржевые торги – два раза в неделю (на пять краёв и областей – 13 тысяч тонн). При таком ажиотаже сбили цены до 2900 рублей при стоимости зерна 3400 рублей. А затем интервенцию прекратили, пошли посредники-перекупщики, забирающие зерно по бросовой цене. Для привлечения молодёжи в село необходимо ввести обязательную преддипломную практику. Почему у нас низкая проживаемость молодых специалистов на селе? Раньше необходимо было отработать два года, чтобы получить диплом, а сегодня находят любые лазейки, чтобы от этого улизнуть. Надо что-то делать? И ещё вопрос: как может стоять на учёте на бирже труда сельский труженик, если на селе не хватает доярок, скотников, представителей других профессий? А они стоят на учёте, получают две с лишним тысячи рублей в месяц – и пьют.

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ:

Вопросы? Подготовиться господину Филатову – секция «Образование, подготовка профессиональных кадров», затем господин Карасёв – секция «Информационные технологии».

РЕПЛИКА ИЗ ЗАЛА:

Сформировать исследовательскую группу, разработать технологии модернизации в сфере экономики...

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ:

Эта ининциатива прозвучала на секции «Модернизация в промышленности», которой руководил Валерий Иванович Сергиенко.

РЕПЛИКА ИЗ ЗАЛА:

Кто войдёт в комиссию? Опять руководители?..

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ: Мы этого не знаем...

Виктор ФИЛАТОВ, заведующий кафедрой СибГАУ:

a797fb55c2d11aa49d8b58f74bf6b5db.jpgВ 1963 я приехал сюда из Ленинграда. В то время создавалась аэрокосмическая отрасль СССР и в Красноярск приезжали лучшие специалисты со всей страны – Москва, Казань, Днепропетровск, Новосибирск, Томск: так формировалась школа советского ракетостроения. Сегодня же система профессионального образования стала региональной: последний специалист прибыл из Ленинграда в 1993 году. Мы создавали в своё время школу космонавтики, которая явилась прорывом в образовании Красноярского края, о нашем крае узнал весь мир. В 1993 году мы посетили США, побывали в огромном космическом центре в Алабаме – для каждой американской семьи становится престижным, чтобы ребёнок покрутился там хотя бы две недели, приобщаясь к миру высоких технологий. Американцы озабочены ситуацией в собственном образовании, и доклады на эту тему у них звучат очень громко: «Нация в опасности!» Если будет предпринята попытка навязать чужое образование, то это будет воспринято как попытка объявления войны. Мы пытались договориться с американцами о привнесении неких элементов их образования и технологий в Красноярске, но от нас потребовали лицензионное соглашение за 1млн. 800 тыс. долларов. Идея создания космоцентра в Красноярске обсуждается лет десять на разных уровнях. Все говорят: идея хорошая, но кто будет инвестировать? А раз нет инвестиций, значит, идея не востребована. Во всём мире есть – в Канаде, Бельгии, Турции, Японии, а у нас нет. Нужна политика в образовании как в системе. Чем мы занимаемся в образовании последние двадцать лет? Мы преобразовывали институты в университеты, довели количество студентов до 7,5 млн. человек – самое большое количество студентов в мире: 520 на 10 тысяч человек. Создали полторы тысячи негосударственных учебных заведений и филиалов, 4 млн. студентов учатся за деньги. И после всех этих модернизаций мы стали говорить о том, что качество образования у нас неважное. Давайте сокращать учебные заведения, пересматривать статус университетов – давайте опять займёмся модернизацией?! Наш известный учёный Сергей Петрович Капица в одной из статей написал: «Наше министерство и министр образования могут поставить себе в личную заслугу, что из нашей средней школы за последние 15 лет вышло поколение идиотов». Извините, дословно. На самом деле, ситуация очень тяжёлая. В аэрокосмической отрасли существует институт космической медицины, который скрупулёзно отслеживает набор в авиацию, космонавтику. По оценкам института, 40 процентов выпускников средней школы по критериям шестидесятых годов можно отнести к слабоумным.

Андрей КАРАСЁВ, начальник управления информатизации и связи администрации Красноярска:

e608e16398512fbe98b445987bf044c9.jpgЗанимаясь информационными технологиями более двадцати лет, я привык к конкретике: если иду играть в бильярд – не беру с собой веник, а в сауну – теннисную ракетку. У всех наболело, но тема сегодняшней конференции - «Технологии модернизации региональной экономики». Наш кластер информационных технологий Красноярска открыт для решений и предложений. Наш первый проект – электронная торговая площадка. Заказы до одного миллиона можно получать, не выходя из дома. Второй проект – дистанционная запись на приём к врачу: он работает пока в двух поликлиниках. Его можно использовать для получения любых услуг – это аналог электронного билета. Третий проект только начинается и имеет отношение к продовольственной безопасности. Это реализация возможности знать, откуда этот продукт, из под какой коровки и т. д. Основная проблема – продвижение наших инноваций, их внедрение.

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ:

Один из самых активных и лучших авторов публикаций, по признанию редакционной коллегии, Анатолий СЕРГЕЕВ. Ему слово.

Анатолий СЕРГЕЕВ, генеральный директор группы компаний «СибИТSystems»:

21f82c080da8617dae17823895813e29.jpgЭкономика больна – её нужно лечить. Неправильно был поставлен диагноз, который ставится только после проведения качественной диагностики. Информационные технологии – тот самый инструмент, который может перерабатывать информацию. Мы не имеем информации о том, чем занимается власть, которая, в свою очередь говорит, о нашей непрозрачности. Ситуация похожа на ту, когда власть с автоматом Калашникова призывает бизнес выбраться из укрытий и стать прозрачным. Почему мы собираемся уподобить село армии и загонять туда студентов? На наш взгляд, туда должны пойти инновационные технологии, чтобы доводить жизнь в самых отдалённых уголках до самого привлекательного состояния. Необходимо приступить к качественной диагностике экономики через внедрение информационных технологий прежде всего в органах власти. Для этой цели необходимо сделать два простых шага: почему в Красноярском крае до сих пор отсутствует орган, отвечающий за результативное внедерение прикладных информационных технологий? Необходимо сформировать некоммерческую экспертную организацию для перевода языка одних на язык других, чтобы возникало взаимопонимание. С Красноярском уже есть взаимопонимание, с краем его пока нет. Модернизацию или лечение экономики следует начинать не только с каких-то глобальных вещей, но и решать сегодняшние проблемы – некачественная продукция, грязная атмосфера, даже отсутствие в магазинах зелёного лука, нехватка элеваторов для хранения зерна. Качественная информация – новое качество жизни. И одна маленькая ремарка по поводу инкубаторов: почему столько внимания уделяется цыплятам, и никто не обращает внимания на то, как себя чувствуют курицы?

Юрий ШИЛОВСКИЙ:

Переведите на наш народный язык язык администрации. Сегодня нужно создавать свободную экономическую зону в сельском хозяйстве. У предпринимателей есть деньги, но они предпочитают оставлять их за рубежом, покупая виллы и прочее. Необходимо создать площадку, чтобы бизнесмены приносили деньги, и отобрать у чиновников «автомат». Это будет та зона, где хозяйство станет развиваться и спокойно жить. Можно ли перевести это на язык чиновников?

Анатолий СЕРГЕЕВ:

Я тоже технарь, а не переводчик, но виртуальное пространство отличается от сегодняшнего постсоветского тем, что предприниматели могут вести бизнес по-честному, иметь рейтинги, бизнес-сайт – одна из попыток для ознакомления. Вот если бы нас начали слышать и видеть...

Валерий МАЛАНИН:

Выходите на нашу площадку и давайте вместе переводить на нормальный язык и доказывать власти то, что нам делать.

Валерий ЛУКИНЫХ, генеральный директор Сибирского отделения Международного центра логистики, доцент кафедры международного бизнеса СибГАУ, кандидат физико-математических наук:

33efa353cffec46680145a6bd59ec5ef.jpgСегодня мы присутствуем при интересном моменте, когда две стороны говорят о разных задачах. Одна сторона говорит: подождите, мы создадим для вас инфраструктуру, и тогда вам будет легко. Но мы же умрём. Другая: дайте нам нормативную базу и правила, а что делать с этой инфраструктурой, мы знаем сами! В результате игры без правил и критериев получается существующая картина. Что же мы собираемся модернизировать? Все говорят по-разному, но есть простая азиатская пословица: «Хочешь жить хорошо – постоянно улучшайся!» Почему ни одна из концепций не реализуется? Потому что в стране нет системных действий. Давайте создавать маленькие элементы системы. А «Сибирь без границ», например, может выступить координатором наших союзов.

Александр МИЛЛЕР:

Прошлым летом мы пытались создать союз. Вы в этом участвовали?

Валерий ЛУКИНЫХ:

Нет, не участвовал.

Валерий МАЛАНИН:

Когда начался кризис, наша организация выступила с инициативой создания консультативного совета, но всё было сведено к кризису и предложению всего добиваться самостоятельно. В прошлом году мы пытались объединиться. То, что объединение всё-таки идёт, - это хорошо, так как мы сами являемся инициаторами этого процесса, то постоянно говорим: «Давайте объединяться!» Сегодня в этом зале присутствуют представители многих организаций. И мы создали ещё один прецедент в виде состоявшейся конференции.

Никита КАПЛИН:

На основании какого документа мы будем объединяться? Почему Китаю выгодно у нас работать, а нам – нет?

Валерий МАЛАНИН:

Китай – злободневная тема. У китайцев можно многому научиться, чтобы изменить себя. Это люди, которые очень хотят жить и выжить.

20c3f3a8785796153624f879f41a5046.jpgОльга ПОДВЕРБНЫХ, директор международной высшей школы инновационного бизнеса и администрирования СибГАУ, доктор экономических наук, профессор:

Вашему вниманию представлены рекомендации научно-практической конференции, которые поступили в редакционную коллегию от секций – мы их просто отредактировали, не меняя сущности. Можно принять это за основу с внесением замечаний и поправок.

Собрание решило принять рекомендации за основу.

Валерий ЗУБОВ:

Почему мы в Китае закупаем буровые станки? Перед нами стоит стоит такого масштаба задача, которую предстоит осознать. В 2001 году мы поставляли в 2 раза больше машиностроиельной продукции в Китай, теперь они поставляют нам в 10 раз больше. Это диагноз: с 2001 года что-то происходило в экономике. Как законодатель я выпустил книгу «Парламент – инновационное начало?», в которой на примере законодателей постарался показать, когда мы поступаем инновационно, а когда – нет. Мы принимали стандарт по молоку, но я сразу сказал, что, не являясь специалистом, не могу брать на себя ответственности за принятие подобных решений. С большой помпой был принят закон, в котором отделялось молоко от молочного напитка, и как только об этом было заявлено с экрана, так сразу опустели прилавки, потому что во всём мире 40 процентов молока, названного молочным напитком, производится на основе сухого молока, а если вы говорите покупателю, что это плохо – он не станет покупать. Модернизация невозможна при установке на социальную стабильность. Это – новые производства, перемещение рабочей силы, новые стандарты, новая власть. Кто предъявляет спрос на инновационный продукт? Среди руководителей наших крупных компаний нет ни одного новатора. Им досталось по наследству то, что было создано. Во-первых, они не эдисоны, не форды, не решетнёвы, которые начинали с нуля, набивали шишки. Во-вторых, это не их дело. Почему нефтяник должен отвечать за развитие космической отрасли? Поэтому инновации могут начаться только снизу, только поощрением развития малого предпрнимательства, которое имеет шанс перерасти в средний и крупный бизнес. Почему маленькие предприятия у нас не могут стать большими? Потому что у них нет ресурсов. Говорить о длинных деньгах можно, если твоё производство рентабельно, но если сельское хозяйство нерентабельно по определению, то и денег туда через банковскую систему получить невозможно. Как только бизнес становится чуть-чуть живым, на него набрасывается масса желающих что-то получить. Следовательно, без реформирования правоохранительной системы здесь ничего не получится. Государство должно создавать законодательную базу, но давать установки на то, какие отрасли развивать – не должно.

Владимир ПАВЛОВСКИЙ:

Я буду краток, как при открытии конференции. Постоянно слышу, как бизнес говорит, что власть его не понимает, а власть утверждает то же самое – бизнес нас не слышит. Сегодняшняя конференция – это если не начало, то продолжение дискуссии и дискуссионной площадкой готова стать газета «Красноярский рабочий». У нас не только бумажный вариант, а ещё и три сайта, нас читают в разных странах. Мы можем добиться того, что не только власть и бизнес услышат друг друга, но и для начала перейдут по этому мостику и потом станут взаимодействовать. Я видел, как Андрей Алексеевич Гнездилов взял выпущенный нами сборник и начал сразу же работать ручкой, что-то подчёркивая и выделяя. Примерно так читают материалы в «Красноярском рабочем». Я рано прихожу на работу, и, когда чиновники приходят в свои кабинеты в девять утра, я ощущаю их реакцию, особенно на критические публикации и предложения. В любой структуре власти есть пресс-служба, которая не даёт чиновникам читать газеты, а мониторит, как правило, то, что выгодно. Умные люди, в том числе и чиновники, сами читают газеты – подчёркивают, ставят вопросительные и восклицательные знаки. И после этого следует реакция: приходят и отписки, и дельные ответы. Давайте продолжим дискуссию, не знаю, когда мы соберёмся в следующий раз, но газета готова в этом участвовать. Чем хорош интернет, так это тем, что к сегодняшнему разговору можно будет вернуться через полгода – год. Мы будем постоянно возвращаться к этой теме, и, думаю, эффективность публикаций и общего дела только выиграет.

Отчёт о работе конференции публикуется сегодня в газете «Красноярский рабочий».

Рекомендации научно-практической конференции «Технологии модернизации региональной экономики».

Генеральный спонсор:
5eeec0b2e2d99bc872c9b7bf533bd029.jpg


Количество просмотров: 22907
03.03.2010 11:22 | orgkomitetблог автора

Еще публикации: