В Красноярске в рамках Агропромышленного форума Сибири и выставки «Ярмарка свежих продуктов "Осень"», прошедших в МВДЦ «Сибирь», состоялся круглый стол «Технологии создания интегрированной логистической сети АПК Енисейской Сибири».
Организаторами круглого стола выступили Красноярский государственный аграрный университет, информационный портал «Бизнес-Сайт» www.sitebs.ru при поддержке газет «Красноярский рабочий» и «Аргументы неделi. Енисей».
Открывая заседание, модератор, доцент кафедры логистики и маркетинга в АПК Красноярского ГАУ Владимир Пантелеев рассказал об его предыстории.
В конце марта текущего года, тогда ещё и.о. губернатора края, Александр Викторович Усс утвердил концепцию интегрированной логистической сети АПК Красноярского края. В то же время шёл процесс по объединению усилий трех регионов в экономическом развитии в рамках проекта «Енисейская Сибирь». В апреле этого года в Абакане, во время конференции «Логистика: Евразийский мост», три министра сельского хозяйства (Красноярского края, Республик Хакасия и Тыва), в том числе и Леонид Николаевич Шорохов, который не только сельское хозяйство возглавляет, но и торговлю, но и торговлю в нашем крае курирует, встретились и договорились о сотрудничестве и развитии АПК и логистики между тремя регионами.
Как отметил Владимир Пантелеев, на круглом столе выносятся на обсуждение общественности наработки, которые были сделаны в рамках развития концепции, принятой в конце марта.
Леонид Шорохов, заместитель председателя Правительства - министр сельского хозяйства и торговли Красноярского края:
- Добрый день, уважаемые участники круглого стола. В принципе, я хотел бы больше слушать, чем говорить. Ещё раз подтверждаю, что, наверное, символично - вот, Агропромышленный форум Южной Сибири в Абакане, и наш форум, Красноярский, начинается с круглого стола, посвященного обсуждаемой сегодня теме. Думаю, что даже не в скором будущем разработка программы, к которой приступило наше министерство, произведенные в рамках этой работы расчёты, шаги по формированию и развитию аграрной логистики на территории края позволят говорить о новом этапе, и вообще о возможном переформатировании государственной поддержки не только в регионе, но и в целом на всей территории Российской Федерации. Буквально, неделю назад я был на Новосибирском агропродовольственном форуме, в рамках которого состоялось заседание экспертно-консультационного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по развитию АПК, прошедшее под руководством полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе Меняйло Сергея Ивановича.
В работе этого заседания принял участие первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Хатуов Джамбулат Хизирович. В принципе, мы уже все для себя понимаем, что головным департаментом в работе министерства станет Департамент регулирования продовольственного рынка, хотя, конечно, все технологические департаменты: растениеводства, животноводства и прочие, не потеряют своей актуальности.
Президентом поставлена задача - увеличить экспортную составляющую в РФ. Увеличить экспортный потенциал невозможно без проведения скрупулёзного анализа на предмет того, что мы можем произвести, что сегодня востребовано на рынке, чем может удивить Красноярский край даже в рамках Енисейской Сибири не только своих соседей, не только обеспечить поставки продуктов питания населению России, но и что мы можем экспортировать за пределы нашей страны. И вот, в этой части, те первые шаги, которые делают наше министерство и правительство Красноярского края, думаю, весьма значимы. Очень важно начать создание, как уже отмечалось нами, площадки по управлению логистической сетью АПК.
Необходимо, на мой взгляд, начать работу по созданию информационно-аналитического центра, который бы действительно собрал в себя многие аспекты, чтобы удачно стартовать в общем построении логистической сети на территории Красноярского края. Мы, действительно, должны ещё раз определить баланс объёмов производства и потребления, анализ и контроль конфигурации потока, оценить имеющуюся инфраструктура, сделать анализ экспорта продовольственных товаров, определить возможные риски. Мы должны действовать, скажем так, агрессивно, работая на всех рынках, продвигая свою собственную продукцию. Здесь важно отметить несколько аспектов: в рамках единого экономического пространства, и в рамках соблюдения конкурентной среды между субъектами существует множество противоречий с действующим федеральным законодательством.
Но вот в рамках проведения публичного обсуждения, в рамках проведения подобных круглых столов, дискуссионных площадок, мы и должны выработать те предложения, даже по изменению текущего федерального законодательства на предмет продвижения собственной продукции как внутри страны, так и за рубеж. Надеюсь, что сегодняшнее обсуждение будет носить не декларативный характер, а более «приземлённый» характер, основанный уже на каком-то опыте, на презентации возможных проектов. Для нас это очень важно. Спасибо.
Сергей Зяблов, председатель Комитета по делам села и агропромышленной политике Законодательного Собрания Красноярского края:
- Согласен с Леонидом Николаевичем в той части, что лучше больше послушать, чем что-то говорить. Но, мне бы хотелось понять логику сегодняшнего совещания, в той части, что мы не выстроили никакой логистической системы внутри края, а уже замахиваемся на систему Сибири и т.д. Конечно, эта тема правильная, потому что её надо сегодня понимать и выстраивать, но мы должны хоть как-то ориентироваться на свои какие-то первостепенные шаги в этом деле. У нас появился краевой закон о продвижении продукции. Это произошло с подачи Президента краевого Агросоюза, Александра Викторовича Усса, который в своё время был в этой должности. Этот закон начал работать с момента, когда был создан один из кооперативов производителей продовольственной продукции в регионе - ассоциация «Енисейский стандарт». Эта тема начала как-то оживать. Но она, так скажем, теми людьми, которые на сегодняшний день понимают логику, но ничего не выстраивают. Все наши крупные хозяйственные структуры занимаются сами по себе. Они не вклиниваются в эту структуру. Они не видят этой системы, и вообще не ставят эту задачу. Они видят одну задачу: получить больше поддержки от государства, а дальше они всё знают, понимают и умеют и всё остальное. Надо как-то уже постепенно двигаться. Я хотел бы задать вопрос: где можно увидеть ту самую концепцию, утверждённую губернатором?
Концепция логистической сети
Валерий Лукиных, заведующий кафедрой логистики и маркетинга в АПК Красноярского государственногоаграрного университета:
- Прошло ровно полгода с того дня, когда на Губернаторском совете Леонид Николаевич сделал большой доклад по концепции развития логистической сети АПК, и губернатор поставил свою визу о её реализации. Поэтому, за эти полгода мы, со стороны науки, и со стороны своего университета, включились в эту работу. Кратко расскажем об этой концепции. За прошедшие полгода мы провели дополнительный анализ существующих систем в нашей стране, Европе, Китае, других странах. Мы встречались со многими людьми из этих всех стран, и определись, что то, что происходит в Красноярском крае - безальтернативное действие, просто других вариантов не существует для хорошего движения вперёд.
Это был первый важный момент, и это подтвердил международный симпозиум, в котором мы участвовали вместе с немцами и европейцами, и они подтвердили эту главную идею; это же было высказано в Хакасии. Мы изучаем три сферы сферы: кто производит в сельском хозяйстве, кто перерабатывает, кто потом доставляет до населения эти самые продукты. Поэтому, мы свою деятельность развили на три блока, и сейчас я назову те проекты, которые реализуются. Первый проект называется «Логистика внутри хозяйств». Что это за проект? Мы провели анализ разных предприятий и хозяйств разного профиля в Хакасии и Красноярском крае и убедились, что требуется серьёзная образовательная, тренинговая система для этих структур.Второе - требуется серьёзная работа с производителями по поводу слова «кооперация». Они воспринимают это слово по-разному и очень сложно. Именно поэтому здесь возник проект некой образовательной среды, и ректор нашего университета поддержал нашу инициативу по созданию международного центра консультационно-образовательных услуг для фермерского хозяйства в нашем университете, и мы его сейчас создаём.
Эта группа людей будет постоянно барражировать по территориям, объясняя выгоды этого процесса. Второй момент - создание сетей поставок. Что касается инфраструктуры - здесь ведётся работа совместно с Министерством экономики и Ассоциацией фермерских хозяйств Хакасии и нашем крае, мы анализируем реальную ситуацию, наличие складских территорий. Вроде бы здесь дело движется.
Теперь, более конкретно: мы ещё раз убедились, что сейчас мы должны заняться цепями поставок. Тут никуда не денешься - это как раз убедить людей в том, что это выгодно, и когда на цифрах показываешь - это действительно выгодно. Второй момент, над которым работает наша группа - мы выделили монокластеры. Объединение более сильных монопроизводителей через логистический центр. Сейчас, это делает наша группа из трёх человек. Они работают, и, как раз, анализируют ситуацию на рынке.
Теперь инфраструктура. Кто занимается транспортировкой, складированием, грузопереработкой? У нас большая группа, которая уточняет весь процесс: от упаковки, маршрутов доставки, видов и мощности транспортных средств. Цифры сейчас анализируются. Далее, управление всей этой системой. Мы уже переводим законы, изданные в Голландии и Словении по поводу кооперации цепей поставок в агробизнесе. Вскоре мы получим этот материал и передадим в Заксобрание. Опыт Голландии и Словении будет полезен.
Что касается системы управления, то два человека у нас разрабатывают систему мониторинга, некую систему «комиссарского» управления в цепях поставок. Осталось дописать должностные инструкции и порядок действия комиссара по взаимодействию с торговыми сетями, по взаимодействию с производителем. Надо уделить внимание кооперационным группам индивидуальных фермеров. Проект - транспортировка сырья и полуфабрикатов. Организация продаж на электронной торговой площадке практически завершена. Мы договорились сделать её в университете. У нас есть помещения, компьютеры, техника, поддержка ректората, мы планируем запустить площадку после Нового года. Но это только «пионерский» формат, который в будущем потребует расширения.
Проведён дополнительный анализ возможностей четырёх логистических центров в Красноярском крае. Край удачно расположен, плюс саму идею поддержали в Хакасии. Они уже начали реализовывать «сбор продукции» и даже реально работают в режиме логистического центра. Кроме того, электронная площадка будет сформирована в Хакасии совместно с нашей. Для всех существующих терминалов складов, складских систем будет предложен новый подход к тому, как их модернизировать. Красноярский край производит 719 000 тонн молока, Хакасия - 284 000 тонн. Суммарно - чуть более 1 млн. А теперь - потребление. Красноярский край потребляет 660 000 тонн, Хакасия 136 000 тонн - вместе 800 000. А куда девать почти 20%? Это и есть экспортный потенциал Хакасии и Красноярского края. Мы уже оценили экспортный потенциал всей Енисейской Сибири.
И ещё мы провели большую работу с европейскими коллегами по поводу экологической сертификации нашей продукции. Евросертификаты - и сразу открывается вариант трансляции продукции за рубеж. КрасГАУ уже договаривается о создании в России национального сертификационного центра по логистике, размещение в Красноярске и в Москве. Два сертификационных центра! Мы убедили в том, что у нас Сибирь большая и Россия огромная. Университет отправил заявку в Брюссель, в Европейский союз. Что это нам даст? Мы будем обучать представителей всей Юго-Восточной Азии. А это и пропаганда, и реклама нашей продукции в Азии.
Леонид Шорохов:
- Валерий Фёдорович, мы можем бесконечно презентовать эти материалы, но, я всё же жду от вас более точечных исследований, конкретных цифр конкретных предприятий, точных данных. Когда мы говорим о производстве молока в Хакасии, Красноярском крае, мы и без этого знаем, каким потенциалом располагаем. Мне нужно точно знать, что ждёт потребитель, какая продукция востребована, какой продукции нет на рынке, чем мы можем удивить соседние регионы. Чего ждёт потребитель внутри страны и за её пределами?
Вот эта аналитика нужна. Сибирский вектор экспорта: Азия, Китай, Монголия. Изучите тот рынок и скажите, что там востребовано. Далее, на мой взгляд, вы должны изучить нормативную базу. Ведь если мы выходим на новый уровень по поручению президента, никто не отменял сырьевой поддержки. Мы понимаем, что сельское хозяйство без господдержки ничто. Мы должны знать, какие нормативные акты уже не имеют своей актуальности, что нужно изменить в законодательстве, чтобы продвигать нашу продукцию, какие изменения внести в антимонопольное законодательство. Какие заградительные барьеры существуют сегодня для экспорта и продвижения нашей продукции? Помогите мне в этой части. У нас нет сегодня никаких соглашений с Китаем. Мне бы хотелось более конкретных и прикладных решений этих вопросов.
Окончание см.здесь