Тепляков Роман Дмитриевич
Бакалавр 4 курса,
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: kratos31.kratos31@yandex.ru
Научный руководитель – Чепелева Кристина Викторовна
к.э.н., доцент, доцент кафедры «Логистика и маркетинг в АПК»
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: kristychepeleva@mail.ru
Development of marketing solutions for the introduction of honey to the foreign market
Teplyakov Roman Dmitrievich
4th year bachelor's student
Krasnoyarsk state agrarian university,
Krasnoyarsk, Russia
Scientific supervisor – Chepeleva Kristina Viktorovna
Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Logistics and Marketing in Agriculture
Krasnoyarsk state agrarian university,
Krasnoyarsk, Russia
В статье рассматривается маркетинговый комплекс для вывода меда на зарубежный рынок.
Ключевые слова: маркетинг, зарубежный рынок, внешний рынок, маркетинговый комплекс, продвижение, мед, каналы распределения.
The article presents the marketing complex for bringing honey to the foreign market.
Key words: marketing, foreign market, foreign market, marketing complex, promotion, honey, distribution channels.
К настоящему времени сложился значительный пласт литературы о разработке маркетинговых решений при выводе меда на зарубежный рынок[1,2,3].
Целью исследования стали сбор и обобщение информации для выявления эффективного выведение меда на зарубежный рынок.
Маркетинговый комплекс (МК) -это базовая модель в маркетинге (комплекс маркетинговых мероприятий), которая помогает компании оказывать влияние на рынок и его участников. [4,6]
Для продвижению меда как продукта надо сформировать маркетенговый комплекс и он будет выглядеть вот так:
1) Продукт
Группа товаров меда: мед липовый, гречишный,каштановый, подсолнечниковый , падевый, кипрейный. Мед с орехами, с сотами и т.д. Крем мед из фруктов на пример: яблоко, имбирь,малина и т.д
Большинство из предлагаемых товаров, в силу своей специфики, ориентированы на мелкие фирмы и предприятия и являются, как правило, для многих из них расходными материалами, т.е. потребность в такого рода товарах никогда не падает, а даже, с развитием этих предприятий и появлением новых фирм, неуклонно растет.
2) Ценообразование.
Ценовая политика формируется исходя из анализа покупательского спроса и сезонности. Основной принцип ценообразования: цена должна покрывать все издержки + торговая наценка в рознице 85%, в опте 55%. На 15% дороже чем конкурент 1, на 25% дешевле чем конкурент 2 ВЦ продукта на 10% выше реально розничной цены
Цена связана с такими факторами маркетинга, как характеристика и образ продукции организации. Цена товара должна иметь непосредственную связь с его качеством. Важно, чтобы цены должным образом отражали уровень качества и имидж фирмы.
3) Продвижение
Целями продвижения меда являются: стимулирование спроса, приобретение новых клиентов (по возможности, дальнейшее сотрудничество с ними), получение прибыли.
Мероприятия по стимулированию сбыта направлены на покупателя.
Для получения потребителем некоторой коммерческой выгоды, предлагаем следующую систему скидок для корпоративных клиентов:
- бонусные скидки: они предоставляются постоянным клиентам в случае, когда в течение 6 месяцев они делают не менее 10 заказов. Величина данного вида скидки, в зависимости от суммы заказа, составляет от 5 до 20%;
- сезонная скидка: предоставляется клиентам за приобретение товара вне активного сезона его продажи (летнее время). Она составляет 10%;
- скидка по дисконтной карте, когда клиент переводит на счет фирмы продавца определенную сумму денег и в течение одного года в любое время может набирать канцелярские и бумажно-беловые товары со скидкой 15%;
- торговым агентам предоставляется возможность самостоятельно решать размеры скидок конкретным клиентам в зависимости от объемов потребления.
Возможны скидки такого характера:
- торговый агент может делать скидки клиентам (в том числе и личные поощрения) за счет своего процента с продаж, который составляет 6% с оптовой цены и 10% с мелкооптовой цены.
- если торговый агент работает с крупными заказчиками, которые требуют значительных скидок, то фирма дает возможность увеличить размер скидки с оптовой цены до 14%, при этом 7% скидывает торговый агент за счет своего процента и 7% скидывает фирма.
Для розничных покупателей предусмотрены скидки по дисконтным накопительным картам и в сезон распродаж (перед началом учебного года).
Для увеличения объёма продаж, привлечения новых клиентов, расширения рынков сбыта и как следствие этого для получения прибыли делается основной упор на проведение рекламной кампании.
Средства на продвижение продукции выделяются из прибыли предприятия. Расходы на рекламу меда составляют 9% от прибыли, что является оптимальным соотношением в сравнении с доходами предприятия.
В рамках проекта рекламной компании планируется создать базу основного ассортимента товаров, где каждая позиция будет иметь свой уникальный номер и на основании этой базы заказать полноцветный иллюстрированный каталог по канцелярским и бумажно-беловым товарам с подробным описанием каждой группы товаров. Описание должно отражать все функциональные возможности предмета и его преимущества перед другими. Титульный лист каталога будет содержать логотип меда , полные адресные данные и описание всех видов услуг предприятия.
4) Каналы распределения.
Реализация продукции осуществляется через собственную торговую сеть фирменных магазинов, расположенных в городе. Распространение в магазине основном розничное, но по предварительному заявлению может быть скомплектован и оптовый заказ. Распространение через торговых агентов, которые работают организациями - корпоративными клиентами. Реализация продукции компании государственным и муниципальным учреждениям через участие в тендерах, котировках, аукционах. Также Лидерство по дистрибуции в форматах дискаунтеры и продуктовые магазины у дом и по выкладке и доли полки в своем сегменте.
Также учитываются дополнительные особенности:
- Провести разведку
Во первых нужно изучить конкурентную среду. После того, изучения ее с помощью интернета, надо ехать «на место». Посетить крупные отраслевые мероприятия – конференции, форумы, выставки. Там будут все, кто вам нужен: конкуренты, партнёры, инвесторы, акселераторы. На несколько дней вы погрузитесь в бизнес-среду, в которой вам придётся работать. При этом если выставите хотя бы небольшой стенд и станете раздавать материалы, эффективность от мероприятия будет гораздо выше, чем если приехать «просто посмотреть и познакомиться».
- Стать частью делового сообщества
Следующий шаг – искать выход в бизнес-комьюнити. У каждого продукта или направления есть сформированное сообщество. Оно может быть офлайн в виде митапов (встреч единомышленников) или онлайн - это группы в Facebook, на форумах, в Reddit и т.п. Нужно искать представителей местных комьюнити, связываться с ними, общаться на онлайн-форумах. Если речь идёт о бизнес-встречах – посылать туда партнёров, чтобы познакомиться и «посветить лицом».
Для запуска в новой стране или новом регионе важно понимать, как там относятся к продукту и направлению. Даже если сугубо негативно – это не значит, что туда не следует выходить, просто это отношение необходимо иметь в виду. А если позитивно (например, вы делаете экологически чистые табуретки, и в новой стране присутствия сильное сообщество экологов) – местное комьюнити может быть амбассадором вашего продукта. Это сообщество может поддерживать вас в ваших начинаниях, помогать с контактами и даже с поиском инвесторов.
- Заявить о себе в СМИ
Следующий шаг - запустить новость о старте проекта в конкретной стране или регионе. Иногда основатели компании думают, что подобное сообщение никому не интересно. «Зачем об этом писать, мы выводим продукт уже в двадцать пятую страну?»
Такое мнение ошибочно. Публикации в СМИ или у блогеров повышают доверие потенциальных клиентов и инвесторов. Тем более, что есть блогеры и сообщества журналистов, которые охотно (и даже бесплатно) напишут о том, что запускается какой-то интересный проект.
Другая ошибка – подходить к выпуску новости формально. Некоторые стартапы пишут «мы запускаемся», распихивают новость в релизоприёмники (специальные сайты-сервисы для размещения пресс-релизов) и ждут какого-то отклика от аудитории. Этого категорически нельзя делать.
Для запуска новости нужно составить понятный список СМИ, которые пишут на бизнес-темы: разделить его на региональные, общенациональные и отраслевые издания.
- «Просто работать»
Дальше нужно просто работать в новой стране или регионе. Сделать приличный сайт, масштабировать свои контакты, находить клиентов, запускать контекстную и таргетированную рекламу, активно вести соцсети.
Необходимо анализировать результаты различных акций, направленных на продвижение. К примеру, можно запустить А/В-тестирование в нескольких странах: предпринять одинаковые шаги с примерно одинаковым бюджетом. Какая страна покажет лучший результат, в ту следует вкладывать больше усилий и средств.
- Учитывать менталитет
Выходя на рынок той или иной страны, следует учитывать её культурные особенности и способы ведения бизнеса. При сотрудничестве с европейцами или американцами отчитываться перед инвестором нужно, как правило, через 3-6 месяцев после транша. В арабских странах делать это придётся ежемесячно. Ещё один важный момент: развивать проект в Европе можно, работая в России. Но чтобы выйти на рынки арабского мира, необходимо открывать офис и работать в «стране назначения».
Не стоит забывать и про местные культурные особенности. Если на Ближнем Востоке человек говорит «завтра» - это может означать что угодно. Единственное подтверждение слов там – либо деньги на счету, либо вышедшая публикация, либо состоявшееся выступление на конференции.[5]
В онлайн-ритейле важно учитывать поведение потребителей. Например, в России покупатели всегда проверяют цены, сравнивают их на различных интернет-ресурсах. В Европе же больше внимания уделяется свойствам товаров и их практичности.
Из всего этого можно сделать вывод, что для продвижения меда больше всего подходит стратегия развития рынка , а именно выход на новый рынок с использованием существующих продуктов. Компания обладает всеми ресурсами и возможностями к его реализации. Главной особенностью по продвижению товара является маркетинговый комплекс который позволяет детально придумать план продвижения и подметить особенности зарубежных рынков. Также не менее важным является матрица Ансоффа ,которая позволяет определить ,что делать с товаром диверсифицировать или продвигать на зарубежные рынки и т.д.
Библиографический список
1. Корнееева, А. П. Продвижение российских продуктов питания на зарубежный рынок / А. П. Корнееева // Маркетинговые стратегии компаний на рынках развитых и развивающихся стран. – Москва : Российский университет дружбы народов, 2013. – С. 194-197. – EDN TGYALJ.
2. Тришина, С. Л. Продвижение инновационного продукта предприятия на зарубежный рынок / С. Л. Тришина // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2020. – № 4(141). – С. 43-53. – EDN YORKMO.
3. Бойко, Н. А. Маркетинговые стратегии в интернационализации бренда / Н. А. Бойко // Менеджмент и маркетинг: вызовы ХХI века : Материалы V Международной студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 24 октября 2017 года / Ответственный за выпуск Л.М. Капустина. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2017. – С. 24-26. – EDN OVGIOL.
4. Комплекс маркетинга // Записки маркетолога URL: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/k/marketing_mix/#:~:text=Маркетинговый%20комплекс%20–%20это%20набор,желаемого%20отклика%20на%20целевом%20рынке (дата обращения: 05.04.2022).
5. Бизнес без границ: как продвигать свой продукт на зарубежных рынках // biz360 URL: https://biz360.ru/materials/biznes-bez-granits-kak-prodvigat-svoy-produkt-na-zarubezhnykh-rynkakh/ (дата обращения: 05.04.2022).
6. Pyzhikova N.I. The model of distribution of oilseed processing products to foreign markets / Pyzhikova N.I., Chepeleva K.V., Shvalov P.G. // E3S Web of Conferences. International Scientific and Practical Conference «From Inertia to Develop: Research and Innovation Support to Agriculture» (IDSISA 2020). 2020. С. 05009.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного университета