Сегодня экономические связи между Россией и Армений развиваются не просто динамично, а очень динамично. Сами посудите. На Петербургском международном экономическом форуме – 2025 прошла специальная бизнес- сессия «Россия – Армения». И на ней была озвучена, можно сказать, умопомрачающая цифра. В 2024 году товарооборот между нашими странами вырос в 1,6 раза и достиг 12 млрд долларов, сообщил замминистра экономического развития России .
Прямого железнодорожного сообщения между Россией и Арменией нет. По железной дороге груз можно доставить до Тбилиси, а оттуда уже не всегда имеет смысл заниматься его перегрузом на Ереван. Основная часть грузов из России в Армению и обратно поступает по автомобильным дорогам. Причем главный грузопоток идёт через Грузию. Долгое время узким местом, горлышком на его пути был контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс» на границе между Россией и Грузией по Военно-Грузинской дороге. Он просто не справлялся с грузопотоком. Фуры простаивали сутками. Наконец, в декабре 2023 года этот терминал был реконструирован. Количество полос движения было на КПП увеличено аж до 39-ти. Плюс к тому была создана и отработана электронная система декларирования грузов.
Автомобильные грузоперевозки в Армению и обратно через этот КПП дают сегодня 90% всего товарооборота. Снизились и логистические издержки, сократилось время в пути. Как сообщалось, с 1 июля 1025 года на этом погранпереходе стартовал проект по использованию навигационных пломб, что также должно способствовать ускорению прохождения таможенных процедур.
Будет способствовать росту грузооборота между Арменией и Россией сооружение мощного складского комплекса Wildberries под Ереваном и создание соответствующей логистической инфраструктуры этим маркетплейсом. Причем через него грузы пойдут как в Армению, так и в Россию.
Эффект масштаба, вызванный ростом объемов грузоперевозок, привел к относительному удешевлению себестоимости транспортировки грузов. Детали этой трансформации, подробности, можно узнать на сайте одного из наиболее значимых перевозчиков – компании TREQ Logistics (ТРЭК).
Вместе с тем, на Петербургском международном экономическом форуме были отмечены и определенные симптомы, которые могут привести к некоторому снижению товарооборота между Арменией и Россией в будущем. Армения намерена вступить в Евросоюз. А российским самолетам запрещено летать над странами этого союза. Сможет ли Армения ослушаться указаний из Брюсселя на этот счет? В общем, не все так гладко, как хотелось бы, во взаимоотношениях между нашими странами.
P.S. Когда материал был готов к печати, пришло известие, что глава правительства РФ Михаил Мишустин назначил Дмитрия Вольвача главой Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации).