Шестак Алеся Юрьевна
Студент 1 курса,
Белорусский государственный экономический университет
г.Минск, Беларусь
E-mail: shiestak34@gmail.com
Научный руководитель – Гулягина Ольга Сергеевна
к.э.н., доцент, зам. декана факультета маркетинга и логистики
Белорусский государственный экономический университет,
г.Минск, Беларусь
E-mail: o.huliahina@gmail.com
Automation in warehouse and transport logistics
Shestak Alesya Yurievna
1st year student,
Belarusian State Economic University,
Minsk, Belarus
Scientific supervisor – Huliahina Volha Sergeevna
PhD in Economics, Associate of Professor
Belarusian State Economic University,
Minsk, Belarus
В статье описаны примеры автоматизации в складской и транспортной сферах. Сделан вывод о том, что автоматизация в логистике имеет ряд важных эффектов, которые в значительной степени сказываются как на конкурентоспособности организаций, так и на уровне развития экономики.
Ключевые слова: логистика, автоматизация, транспорт, склад.
The article describes examples of automation in the warehouse and transport sectors. It is concluded, that automation in logistics has a number of important effects that largely affect both the competitiveness of organizations and the level of economic development.
Key words: logistics, automation, transport, warehouse.
Мир не стоит на месте, он стремительно бежит вперёд, создавая новые тенденции.
Характерной чертой современного этапа мирового экономического развития является усиление роли автоматизации и цифровизации.
Автоматизация – это применение компьютерного программного обеспечения и / или автоматизированных механизмов для повышения эффективности логистических операций [1].
По своей сути автоматизация — это прежде всего замена ручного труда на труд с использованием электронно-вычислительных машин (ЭВМ).
Нами было проведено исследование и выявлены примеры автоматизации в складской и транспортной логистике.
Так, в сфере складирования нами были выделены следующие примеры.
Таблица 1. - Автоматизация в складской сфере
Технология / оборудование |
Суть |
Преимущества |
Циклические сортировщики |
«Умные» конвейеры с возможностью сортировки товаров. Наиболее востребованное секторами retail, e-commerce, курьерская доставка решения. |
– Эффектиность – Оперативность – Децентрализация – Повышение производительности |
AGV — самоходные транспортные тележки |
Самоходные транспортные тележки. Навигация осуществляется с использованием проводов, магнитных полос, датчиков, лазеров. С помощью меток прокладываются маршруты, по которым ездят роботы. |
– Эффективная, быстрая и гибкая транспортировка – Возможность непрерывной круглосуточной работы – Снижение рисков в связи с перемещением грузов – Совместимость с палетами разных размеров |
AMR — автономные мобильные роботы |
Они более совершенны по сравнению с роботами AGV. Они могут двигаться по карте склада и выбирать варианты объезда, если встретят на пути препятствие. |
Точное выполнение операций и устранение ошибок точки назначения |
Дроны |
Беспилотный транспорт, применяемый на складе, в первую очередь для инвентаризации. Возможна точечное перемещение небольших грузов в рамках склада.
|
– Высокая скорость осуществляемых операций – Возможность работы в труднодоступных местах – Высокая точность операций |
Автоматизированные складские системы (ASRS): – Карусельные системы хранения – Лифтовые системы хранения – Автоматизированные системы гравитационных стеллажей |
Складские конструкции, предусматривающие подвижную конструкцию ячеек для хранения товаров. |
– Экономия на трудозатратах – Экономия складских площадей – Ускорение складских операций – Повышение эффективности управления запасами – Увеличение грузооборота склада |
Автоматизированная система + технология Pick by Light |
Систем состоит из дисплеев, размещаемых на полках стеллажей, которые информируют работников о действиях, производимых в соответствующей ячейке. Работники склада ясно видят нужную ячейку и нужное количество для отбора. Оператор подтверждает отбор и дисплей гаснет. |
– Сокращение ошибок – повышение качества отбора – Повышение скорости отбора – Адаптивность и гибкость системы – Повышение производительности складских процессов – Быстрая адаптация новых сотрудников – Сокращение запасов – Сокращение затрат на грузопереработку – Увеличение пропускной способности склада |
AR очки + технология Pick by Vision |
Виртуальный трёхмерный «дисплей», который сотрудник видит в очках, отображает индикаторную стрелку и дополнительные поля с данными, как будто размещенными на реальных объектах. Сотрудникам чётко указывается место хранения и количество, которое необходимо подобрать. Комплектовщик подтверждает собранный заказ с помощью виртуальной кнопки, голосом или внешним сканером. |
|
Гарнитура Hands free + технология Pick by Voice |
Комплектовщик собирает или подбирает товар получая голосовую команду через гарнитуру. Подтверждение о выполнении операции происходит устно. |
Источник: собственная разработка на основе [1], [2], [3], [4]
В свою очередь, в сфере транспортного обслуживания нами были выделены следующие примеры.
Таблица 2. - Автоматизация в транспортной сфере
Технология / оборудование |
Суть |
Преимущества |
GPS-трекеры и GPS-мониторинг Навигационные системы: – GPS – ГЛОНАСС |
Специализированная система, которая предназначается для слежения и контроля состояния любых подвижных объектов. Систему GPS-мониторинга можно установить практически на любой автотранспорт — на легковые/грузовые автомобили и автобусы, речные и морские судна. |
– Обеспечение прозрачности транспортировки груза – Обеспечение трекинга – отслеживания месторасположения груза – Повышение безопасности грузоперевозки – Своевременное обнаружение форс-мажорных ситуаций |
Температурная телематика |
Обеспечивает контроль всех режимов работы холодильника, подтверждение качества перевозки сертифицированными датчиками |
– Дистанционный контроль за температурными режимами рефрижераторов – Обеспечение безопасной перевозки режимных грузов – Круглосуточный контроль за состоянием грузов – Получение сообщения об отклонении температур от нормы, открытии дверей изотермы и др. |
Датчики учета топлива |
Собирают достоверные данные мониторинга по расходу топлива, объемам заправок и возможным сливам топлива |
– Уменьшение расхода горючего и оказание существенное влияние на степень и быстроту износа шин. – Защита от несанкционированного слива топлива – Выявление реального расхода – Повышение трудовой дисциплины |
Автопилот - Беспилотный наземный транспорт (UGV): – робомобиль (легковой транспорт) – робофура (грузовой транспорт) |
Автомобили с автопилотом имеют встроенные системы навигации и датчики, которые позволяют ему самостоятельно ориентироваться на дороге и рассчитывать четкий маршрут. Лазерные датчики позволяют беспилотнику ориентироваться на местности и распознавать другие транспортные средства. |
– Сведение к минимуму количества ДТП и минимизация человеческих жертв на дорогах – Значительная экономия на оплате труда водителей, которые перевозят грузы и пассажиров – Эффективная эксплуатация дорог благодаря централизованному управлению потоком транспорта – Полное исключение человеческого фактора при перевозке особо опасных грузов – Ускорение грузоперевозок – повышение надежности и сохранности груза – Экологизация грузоперевозок |
Автопилот – Беспилотные летательные аппараты (дроны) |
Дроны-доставщики, применяемые в логистике «последней мили». Применяются коптеры с шестью и более пропеллерами. Доставочный контейнер помещается в отсек в нижней части дрона или крепится непосредственно к самому летательному аппарату. |
– Обеспечение бесконтактной доставку (актуально в период пандемии) – Повышение скорости доставки – Экологизация логистики «последней мили» – Повышение лояльности потребителей |
Источник: собственная разработка на основе [1], [3]
Проанализировав изученный материал мы пришли к выводу, что автоматизация складской и транспортной логистики оказывает следующие эффекты:
1.Технологические эффекты. Повышение уровня прогрессивности применяемых технологий. За счет существенного улучшения качества сокращается время обслуживания и скорость доставки грузов
2.Эффекты, повышающие конкурентоспособность. Улучшение конкурентных возможностей и увеличение доли логистической компании на рынке. За счёт роста потребителей, удовлетворенных качеством обслуживания, идёт активное увеличение клиентской базы. Это вызвано благодаря сокращению времени ожидания при оформлении документов, скорости и качеству доставки грузов.
3. Коммерческие эффекты. Происходит увеличение объема перевозок, появляются новые услуги; экономятся расходы, в результате увеличивается доход от дополнительных перевозок, появление дополнительных доходов при оказании услуг, экономятся логистические затраты, все бизнес-процессы становятся более прозрачными и управляемыми.
4. Социально-экономические эффекты. Совершенствуется организационная структура компании, улучшаются условия труда, повышается качество и продуктивность обработки, передачи и хранения информации; сокращается: количество бумажных документов и объем информации, численность персонала, время доступа к информации; принимаемые решения в управлении перевозками становятся более оперативными.
Подводя итоги, отметим, что в современном мире невозможно сохранить успех и конкурентоспособность без учёта инноваций. Понимание того, куда движется мир, открывает возможности для собственного роста и развития. И автоматизация важнейший этап развития современного мира.
Библиографический список:
1. Какие технологии в логистике используют Amazon, DHL, Alibaba и другие гиганты [Электронный ресурс] - 2020 – Режим доступа: http://www.logists.by/library/view/kakie-tehnologii-v-logistike – Дата доступа: 01.04.2022
2. «Умные склады»: как сенсоры, роботы и дроны меняют логистику [Электронный ресурс] - 2019 – Режим доступа: https://iot.ru/riteyl/umnye-sklady-kak-sensory-roboty-i-drony-menyayut-logistiku.– Дата доступа: 02.04.2022
3. А. А. Королёва. Экономические эффекты цифровой логистики[Электронный ресурс] – 2019 - https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/231476/1/68-76.pdf - Дата доступа: 30.03.2022
4. Автоматизация складов с помощью роботов [Электронный ресурс] - 2020 – Режим доступа: https://top3dshop.ru/blog/warehouse-and-logistics-robots-review.html#izobretenie-robotov-dlya-sklada – Дата доступа: 01.04.2022
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного университета