Аналитическая
группа дата-центра Xelent провела масштабное исследование российского
облачного рынка, в рамках которого были опрошены более 1000
представителей российских компаний различного масштаба и сфер
деятельности. Исследование выявило глубину проникновения облачных услуг в
бизнес-среду.
Около 60% участников составили
компании малого бизнеса, оставшиеся 40% поровну поделили между собой
представители средних и крупных компаний. 82% респондентов являются
сотрудниками компаний с небольшой инфраструктурой (до 10 серверов), 13% –
компании, имеющие от 10 до 50 серверов. В опросе приняли участие и
крупные технологичные компании, с более чем 50 серверами (5%).
Исследование проводилось на нескольких интернет-площадках, включая
профессиональные ИТ-сообщества и сайт Xelent.
Результаты
исследования опровергли стереотип, что российский рынок не доверяет
облачным технологиям, считает облака неоправданно дорогими и несущими в
себе высокие риски утечки данных: всего 8,4% респондентов не видят
необходимости в использовании облаков. 42,3% опрошенных указали, что уже
пользуются облачными услугами, а 34% – планируют начать. Более трети
компаний, которые хотят использовать облака в ближайшем будущем, – это
лояльная аудитория, готовая к сотрудничеству, которая уже выбирает среди
предложений на рынке наиболее подходящие.
«Если
переложить полученные в результате опроса данные на модель жизненного
цикла принятия инноваций Джеффри Мура, мы увидим, что 43%, использующие
облака, – это “раннее большинство”. Это аудитория, которой движет не
столько тяга к новым технологиям, сколько стремление найти эффективные
практические решения. Для них важно, чтобы технология работала и
приносила заметный бизнес-результат. Высокая степень доверия
многочисленной аудитории говорит о том, что рынок облачных услуг в
России вступает в период расцвета и близится к пику своего развития», – комментирует директор по облачным сервисам дата-центра Xelent Илья Рогов.
Более
80% респондентов отметили, что надежность и безопасность – главные
факторы при выборе облачного провайдера. Это самый популярный ответ,
цена – лишь на втором месте. Хотя стоимость еще играет большую роль в
вопросе перехода в облако, это не определяющий фактор. Полученные ответы
отражают большие изменения в сознании потребителей, а также
подтверждают то, что облачные услуги действительно надежны и
востребованы.
31,4% респондентов указали, что
их компании не арендуют оборудование по причине высокой стоимости
услуги, а 30,8% останавливает необходимость держать ИТ-инфраструктуру на
стороне. Это значит, что две трети опрошенных не осведомлены о
преимуществах аренды и ее выгодах для бизнеса, в том числе возможности
почти полного перевода CAPEX в OPEX и гарантиях безопасности. При этом
32,9% респондентов отметили, что пользуются услугой аренды оборудования.
Часть из них арендуют ИТ-оборудование, чтобы разворачивать на нем
частные облака, те же, кто этого еще не делает, являются потенциальными
заказчиками облачных услуг –арендаторы ИТ-оборудования, как правило,
лояльны к переходу в облака.
Еще более низкий
уровень информированности выявил вопрос о методах резервного
копирования. Почти половина опрошенных (48%) указали, что хранят
резервные копии на своем «железе». Эта аудитория в зоне риска – как
правило, компании не имеют возможностей для организации полноценного
бэкапа на собственных площадках. 45% респондентов пользуются услугами
публичных облаков, colocation или dedicated, а 7% имеют собственный план
аварийного восстановления. Такое распределение ответов говорит не
только о большом потенциале для развития услуг резервного копирования,
но и о наличии интереса к ней со стороны бизнес-сообщества – 7%
аудитории подошли к вопросу резервирования с полным пониманием важности
этого вопроса.
На основании полученных данных,
аналитическая группа Xelent пришла к нескольким выводам. Во-первых, на
этом этапе развития рынка для российских заказчиков безопасность стала
важнее цены. Низкая стоимость уже не воспринимается как ключевое
конкурентное преимущество, пользователи в большей степени заинтересованы
в удобной системе тарификации (Pay as you Go).
Во-вторых,
снижается значимость технологических преимуществ облачных решений.
Важнейшими в сознании потребителей становятся бизнес-преимущества,
понятные широкой аудитории: эффективность, экономичность, удобство
использования, масштабируемость. Именно эти ценности должны доносить
облачные провайдеры в коммуникации со своими заказчиками.
В-третьих,
особое внимание провайдеры должны уделять решению существующих
технологических проблем. Широкой аудитории, в отличие от ранних
пользователей, нужны готовые решения. Это значит, что в арсенале
облачных провайдеров должны быть простые решения по миграции,
организации непрерывности бизнеса, disaster recovery. Тем не менее,
по-прежнему есть существенная доля заказчиков, которые предпочитают
держать все под контролем. Поэтому остается востребованным «голый» IaaS –
без интерфейса, с расширенными правами, с большими возможностями для
управления.
«Исследование выявило не только
позитивные перемены на рынке облачных услуг, но и зоны роста. Несмотря
на высокий уровень лояльности российских компаний к облакам,
значительная часть аудитории недостаточно осведомлена о преимуществах
облачных услуг и о том, как можно оптимизировать свои бизнес-процессы с
помощью облаков. Донести эту информацию до потенциальных заказчиков –
задача, прежде всего, облачных провайдеров», – отмечает Илья Рогов.
Некоторые
результаты проведенного исследования изложены в статье Ильи Рогова
«Исследование: что мешает российскому бизнесу пользоваться услугами
облачных сервисов: https://rb.ru/opinion/zakazchiki-oblachnyh-uslug/
О дата-центре Xelent
Xelent
— лидер петербургского рынка ЦОД по количеству стоек, инженерной
оснащенности и показателю PUE, а также по уровню бесперебойности.
Дата-центр спроектирован с учетом требований стандарта Tier III (уровня
надежности оборудования и инфраструктуры), включая резервирование всех
компонентов инженерной инфраструктуры и проведение ремонтных и
профилактических работ без приостановки обслуживания.
Высокотехнологичные
инженерные решения ЦОДа два года подряд получали высшую оценку премии
“Russian Data Center Awards”, а также победили в двух номинациях
национальной премии «ЦОДы РФ».
Платформа
облачных сервисов Xelent.Cloud — виртуальные ресурсы на базе гипервизора
VMWare и другие облачные сервисы из одного окна с удобной оплатой
онлайн.
Подробная информация о дата-центре Xelent: https://www.xelent.ru/data-center/
Контакты для СМИ:
Пресс-служба Xelent
Денис Бойцов,
тел. + 7 (965) 057 13 16
Skype: denis.boytsov