Регион: Выбрать регион
Сейчас: 27 июля 2:42:04
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Авторитетное мнение: Необходима новая логистика в восточных регионах

Западные санкции фактически усложнили логистику в России. В новых условиях формируются новые тренды её развития. Первый – разворот на восток. Второй – расширение поставок из Азии. Третий – расширение пропускной способности дальневосточной и сибирской транспортно-логистической инфраструктуры. И последний – развитие кооперации российских и азиатских транспортно-логистических операторов в поисках совместных новых логистических связей.

У нашей страны три основных конкурентных преимущества. Первое и самое главное – это огромная территория, второе – национальный транзитный потенциал, третье -- громадная база природно-сырьевых ресурсов. Все три преимущества без эффективной логистики не реализовать. Денег на всё не хватит. Поэтому на первом месте должны быть логистика и транспортные коридоры.

карта

Источник: презентация В.В. Щербакова к докладу на XIX Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост».

Какие коридоры нужно развивать в первую очередь? Совершенно правильно развивается Восточный полигон.  Развитие же коридора «Север – Юг» и Черноморского направления связано с существенными рисками. В первом случае – необходимо взаимодействовать с Ираном и другими странами, по которым тянутся транспортные нити. В этом регионе неспокойно, взаимоотношения Израиля и Ирана не очень дружественные. То же самое можно сказать о Черноморском направлении. Узкое место – Боспор и Дарданеллы. Не забывайте. Турция входит в альянс НАТО.

Северный морской путь свободен от таких рисков. Это наш внутренний коридор. Однако устойчивая навигация по нему пока возможна только четыре-пять месяцев в году. Ледокольная проводка приводит к удорожанию и замедлению транспортных потоков. Но в любом случае наша страна располагает самым мощным атомным флотом в мире. Сейчас у нас восемь атомных ледоколов и три неатомных, но к 2030 году у нас будет девять атомных ледоколов и пять неатомных.

 Конечно, есть тренд на потепление в северных широтах. Но это лишь тренд. Поэтому нужен, с моей точки зрения, принципиально новый подход к логистике в восточных регионах.

Суть. Мы должны перейти от древовидной структуры перевозок к так называемой транспортной решетке. В моей терминологии – к сетевой транспортной структуре. То есть необходимо строительство трёх новых железных дорог, о которых мы говорим последние лет шестьдесят, а то и больше. Без них нам не обойтись. Потому что мощностей Восточного полигона при переброске грузов в восточном направлении, даже учитывая, что вкладываются серьезные средства в его расширение, всё равно не хватит.

О каких дорогах идёт речь? Во-первых, это Баренцкомур, то есть дорога по маршруту Баренцево море – Коми – Урал. Она соединит проектируемый порт Индига с Сургутом и также свяжет Баренцево море с Коми и Уралом. Во-вторых, это Северо-Сибирская дорога, которая соединит Ханты-Мансийский автономный округ с БАМом. И в-третьих, Северный широтный ход с двумя его участками. 

 Все дороги важны. Но особенно важен Баренцкомур, потому что он выводит нас на новый порт Индига. А Индига находится в Баренцевом море, недалеко течение Гольфстрим. Этот порт практически не замерзает. К тому же, он глубоководный, его не надо чистить, как Архангельский порт. Навигацию из этого порта в западном направлении мы сможем осуществлять не четыре-пять месяцев в году, как из Мурманска, а месяцев девять.  И тогда резко возрастают возможности грузоперевозок. Более того, транспортно-сетевая решётка позволяет соединить потенциал морского транспорта – Северный морской путь, железнодорожного транспорта, а также возможности сибирских рек. У нас пока два современных порта. Это Дудинка (построил Норникель) и Сабетта (построил НОВАТЭК).

С сооружением названных железных дорог появится возможность перебрасывать грузы в устьях сибирских рек на речной транспорт, которым их можно будет довозить до ближайших железнодорожных станций. Это очень важно по двум причинам. Одна внешнеэкономическая. Существует так называемая Малаккская проблема. Если перекроют Малаккский пролив, то Китай не сможет выходить на трансокеанские грузовые маршруты. Он сможет везти грузы только через нас, используя Восточный полигон или Севморпуть. Сразу же возрастает эффективность перевозки грузов в этом направлении.

 Вторая проблема – это подготовка соответствующих кадров в области логистики.  И здесь, на мой взгляд, необходима кооперация и создание сетевых структур транспортных вузов с экономическими вузами по поводу подготовки логистов. Нужны будут специалисты, способные проектировать новые транспортно-логистические маршруты и организовывать новые мультимодальные перевозки.

 Владимир ЩЕРБАКОВ,

заведующий кафедрой Логистики и управления цепями поставок

Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

доктор экономических наук.

Источник: Красноярский рабочий 

 

 


Количество просмотров: 3881
21.05.2024 14:01 | 2402блог автора

Еще публикации: