Чибирева Валерия
бакалавр 4 курса,
Санкт-Петербургский государственный
экономический университет,
г. Санкт- Петербург, Россия
E-mail: vchibereva@gmail.com
Научный руководитель- Ткач Владимир Владимирович
к.т.н., с.н.с., доцент кафедры
торгового дела и товароведения
Санкт-Петербургский государственный
экономический университет
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: vvt@unecon.ru
Priorities for the development of digital logistics in wholesale trade
Chibireva Valeria
bachelor of 4 courses,
Saint-Petersburg State University of Economics,
Saint-Petersburg, Russia
Scientific supervisor – Tkach Vladimir Vladimirovich
associate professor of the department of trade and commodity research,
Saint-Petersburg state university of economics,
Saint-Petersburg, Russia
В статье характеризуется влияние цифровизации на оптовую торговлю. Рассматриваются условия обеспечения ее устойчивого развития в период пандемии. Аргументируется необходимость усиления внимания к цифровой логистике в оптовой торговле.
Ключевые слова: логистика, омниканальность, оптовая торговля, пандемия, приоритеты, цифровизация.
The article describes the impact of digitalization on wholesale trade. The conditions for ensuring its sustainable development during the pandemic are considered. The necessity of increasing attention to digital logistics in wholesale trade is argued.
Key words: logistics, omnichannel, wholesale trade, pandemic, priorities, digitalization.
Глобальная пандемия COVID-19 оказывает беспрецедентное влияние на торговый бизнес. Одним из последствий такого воздействия является осознание его участниками необходимости в широкой цифровизации их основной деятельности. Предприятия оптовой торговли между тем демонстрируют меньшую восприимчивость к цифровым, в том числе к логистическим инновациям, чем предприятия розничной торговли. На предприятиях оптовой торговли: 1) задействование сети Интернет в организации закупок и продаж и цифровизация этих бизнес-процессов не отличаются динамичностью; 2) автоматизация торговой деятельности нередко носит фрагментарный характер; 3) проектирование каналов дистанционных продаж не является объектом пристального контроля. Однако сфера этих услуг имеет значительный потенциал электронных продаж. Это обстоятельство признается на институциональном уровне [1]. Чтобы мобилизовать этот потенциал, предприятиям этого сектора необходимо пересмотреть свои стратегии устойчивого развития и сфокусироваться на цифровой трансформации торгового бизнеса с учетом особенностей сферы B2B. Кроме того, требуется обосновать приоритеты цифровой логистики в этом виде деятельности [4].
Среди проблем, которые возникли в сфере B2B благодаря пандемии, целесообразно выделить следующие: 1) рост уровня неопределенности поведения ключевых потребителей (вследствие низкой платежеспособности и др. факторов); 2) резкое сокращение возможностей развития клиентской базы (из-за запрета проведения выставок, ярмарок); 3) возрастание потребности в наличие собственных каналов дистанционных продаж, электронных магазинах (в том числе в маркетплейсах); 4) оптимизацию числа сотрудников, осуществляющих закупки и продажи, с учетом перевода их деятельности в дистанционный формат.
Отдельно нужно отметить масштабное возникновение сбоев в поставках из-за распада или приостановки операционной логистической деятельности в цепях поставок, прежде всего, в международных. Согласно [6] в период пандемии: 1) менее 5% предприятий оптовой торговли улучшили свои позиции на товарном рынке; 2) около 40% представителей этой отрасли их утратили; 3) примерно 15% понесли значительные убытки. В рамках оценки потенциала электронных продаж, которым обладает российская оптовая торговля, необходимо отметить следующее. По нашему мнению, не имеет значения то обстоятельство, что доля российского рынка электронной коммерции в сфере B2B невелика по сравнению с мировым рынком. Приведем в пользу этого утверждения два аргумента. Во-первых, согласно [6] в 2019 году этот рынок в РФ значительно вырос почти в 2 раза. Во-вторых, объемы электронных продаж в сфере B2B превышают величины соответствующего показателя в сфере B2C. В конечном итоге аналогичное соотношение в будущем установится и на рынке РФ.
Для интенсификации цифровой трансформации оптовой торговли в РФ существуют все предпосылки. Она должна затронуть все функциональные зоны деятельности предприятий этой отрасли (закупки, продажи, логистика, маркетинг). Есть основания полагать, что эта трансформация будет осуществляться, в том числе на основе принципов цифровизации логистики, которые реализуются предприятиями розничной торговли. Среди них нами выделяется принцип омниканальности [4]. Главным цифровым логистическим приоритетом для предприятий оптовой торговли станет смещение центров активности продаж в сторону реализации товаров через ЭТП и маркетплейсы (собственные или принадлежащие третьим лицам). Эта тенденция уже запустила механизм переконфигурирования цепей поставок, поскольку классические хозяйственные связи постепенно стали замещаться цифровыми их аналогами.
На рынке РФ широко представлены зарубежные и российские B2B-маркетплейсы (Amazon Business, Alibaba, B2B-trade и др.). Кроме того, в структуре традиционных логистических услуг, оказываемых предприятиями оптовой торговли, все большее место будут занимать фулфилмент-услуги, т.е. услуги, связанные с комплексным обслуживанием потребителей в процессе выполнения их заказов на поставки. Востребованность этой услуги уже сегодня диктует необходимость в передаче полномочий на ее предоставление аутсорсинговым организациям. Это означает, что разработка стратегии аутсорсинга фулфилмент-услуг для предприятий оптовой торговли в условиях цифровизации экономики становится для них новым приоритетом. Нужно ожидать, что в условиях цифровизации оптовой торговли конкуренция между маркетплейсами и дистрибьюторами будет возрастать, причем последние постепенно будут утрачивать свое рыночное преимущество.
Исходя из этого, надо полагать, что другим приоритетом развития оптовой торговли станет обеспечение ее устойчивого развития с учетом состояния баланса между классическим и электронным сегментами товарного рынка [1, 3-5]. Роль предприятий оптовой торговли в товарном обращении в сфере B2B является ключевой. Перевод их деятельности в электронный формат открывает совершенно новые перспективы не только для повышения эффективности коммерческой деятельности участников рассматриваемой отрасли, но и для улучшения торгового обслуживания производственных предприятий и предприятий розничной торговли. Достижение этой цели требует от предприятий оптовой торговли системного обоснования стратегических позиций на электронном товарном рынке с учетом приоритетов цифровой логистики в этой отрасли.
Библиографический список
1. Григорьев, М.Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для вузов / М.Н. Григорьев, В.В. Ткач, С.А. Уваров. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 507 с.
2. Об утверждении стратегии развития торговли в РФ на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года: Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 31.03.2011 года №422.
3. Ткач В.В. Институционализация логистических взаимодействий в цепях поставок// Логистика: современные тенденции развития: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. 19 апреля 2013 г. / редкол.: В. С. Лукинский (отв. ред.) [и др.]. - СПб.: СПбГЭУ, 2013. - 462 с. – С.390-394.
4. Ткач, В.В. Логистические императивы формирования омниканальной модели оптовой торговли/ В.В. Ткач, А.В. Парфенов// Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2020. №2(122). – С.116-121.
5. Ткач, В.В. Логистические приоритеты управления снабженческо-сбытовой деятельностью/ В.В. Ткач, А.Н. Клунко // Аудит и финансовый анализ. – 2016. - №6. – С.295-298.
6. The Geneva Ministerial Declaration on global electronic commerce [Электронный ресурс] // World Trade Organization [сайт]. URL: https://www.wto.org/English/tratop_e/ecom_e/mindec1_e.htm (дата обращения: 12.11.2020).