Тетерук Виктория Андреевна
студентка I курса
Сибирского государственного университета водного транспорта
г. Новосибирск, Россия
Email: vik.tet.19@gmail.com
Научный руководитель – Владыкина Юлия Олеговна
к.э.н., доцент.
Сибирский государственный университет водного транспорта
г. Новосибирск, Россия
E-mail: ketf@nsawt.ru
The role of the internal transport network in the formation of the
agro-industrial complex of the Far Eastern Federal District
Teteruk Victoria Andreevna
1st year student,
Siberian State University of Water Transport
Novosibirsk, Russia
Scientific supervisor – Vladykina Yulia Olegovna
Candidate of Economics, Associate Professor
Siberian State University of Water Transport,
Novosibirsk, Russia
Актуальность данной темы заключена в разрешении вопроса взаимодействия сельского хозяйства, пищевой промышленности и транспортной инфраструктуры. Сельское хозяйство производит ресурсы для агропромышленного комплекса, а транспортная инфраструктура обеспечивает взаимодействие данных и смежных отраслей.
Ключевые слова: пищевая промышленность, сельское хозяйство, транспортная структура, Дальневосточный Федеральный округ, климат, логистика, география транспорта.
The relevance of this topic lies in resolving the issue of interaction between agriculture, food industry and transport infrastructure. Agriculture produces resources for the agro-industrial complex, and transport infrastructure ensures the interaction of data and related industries.
Key words: food industry, agriculture, transport structure, Far Eastern Federal District, climate, logistics, transport geography.
Большое влияние на промышленность и хозяйственную деятельность ДВФО оказывают климатические условия в нём. К примеру, по мере уменьшения температуры – уменьшается количество плодоносных растений. Происходит это вследствие неприспособленности организмов к данной среде обитания. Неблагоприятные природные условия тормозят развития отраслей производства, приводят к быстрому износу оборудования, затрудняют междугородние и международные торговые сообщения.
Пищевая промышленность ДВФО испытывает стандартные проблемы износа оборудования и необходимости обновления основных фондов. С помощью системы транспорта происходит обслуживание всех отраслей производства. Кроме того, транспорт способствует участию государства на международной рыночной арене, посредством импорта и экспорта товаров и услуг.
Ниже приведена сравнительная таблица федеральных округов по поголовью скота и производству основных видов продукции животноводства.
Таблица 1
Сравнительный анализ основной продукции животноводства в федеральных округах России, [4]
Основные виды продукции животноводства |
Федеральные округа |
|||||||
ЦФО |
СЗФО |
Южный |
Северо-Кавказский |
Приволжский |
УФО |
СФО |
ДФО |
|
Крупный рогатый скот (тыс. голов) |
3176 |
720 |
2475 |
2168 |
5033 |
929 |
3131 |
1269 |
Поголовье свиней (тыс. голов) |
13829 |
2136 |
1470 |
443 |
4177 |
1690 |
2557 |
521 |
Скот и птица на убой (тыс. тонн) |
4333 |
811 |
966 |
703 |
2267 |
710 |
933 |
141 |
Рисунок 1 - Сравнительный анализ основной продукции животноводства в федеральных округах России
Из таблицы следует, что Дальневосточный федеральный округ не занимает ни одну лидирующую позицию среди федеральных округов. Его показатели крайне низкие и в сумме не составляют и 10%. Тем не менее, в Дальневосточном федеральном округе наблюдается тенденция к росту производства сельскохозяйственной продукции. В период с 2010 по 2018 было произведено сельскохозяйственной продукции на 84,6 млрд руб.
На 2018 год доля Дальневосточного федерального округа в общем объёме производства продукции сельского хозяйства составляет 2,3%. Это на 1,1% меньше, чем в 2013 году. Из этого следует, что за 5 лет объёмы производства в округе сократились [1].
Главенствующей отраслью промышленности в Дальневосточном федеральном округе является пищевая, общее число организаций составляет 2544. Благодаря своему положению в округе ведется активная добыча морских ресурсов, более 2000 видов в год, например, ловля тихоокеанской скумбрии, у берегов Южного Сахалина. Всего Дальневосточный округ предоставляет 40% сельди, 100% крабов, 60% моллюсков, 90% камбаловых, 99% лососевых от общего уровня добычи рыбы в России. Динамичный рост добычи на 6% в год: в 2019 году отлов рыбы и нерыбных объектов промысла составил 624,4 тыс. тонн, а в 2020 году – 690,2 тыс. тонн [3].
После отлова некоторая часть морских ресурсов идёт на продажу, другая же используется в пищевой промышленности. По информации департамента рыбного хозяйства, в 2017 году было произведено более 155 миллионов рыбных консервов, что на 12,5 миллиона больше, чем показатель 2016 года. Общая сумма произведённой продукции рыбопромышленного комплекса в 2020 составляет 64726,8 млн рублей [4]. Как было указано выше, на Дальнем Востоке ведётся разведение крупнорогатого скота и как его следствие - производство молочной продукции. В 2020 году было произведено 39 тыс тонн молока. Данный показатель стал отличительным от средних показателей как самого округа, так и России (+6,7% и 105,4%)
Рисунок 2 – Примерная схема обеспеченности добывающих и перерабатывающих зон ДФО территории различными видами транспорта (составлено автором)
Транспортная структура обеспечивает коммуникацию ДВФО с другими экономическими округами РФ, а также с другими государствами. Приморское положение округа позволяет осуществлять экспорт произведённой продукции по морским путям. К примеру, по северному морскому пути из ДВФО происходит перевоз рыбы, угля, нефтепродуктов и другой продукции.
Также, во Владивостоке берёт своё начало Транссибирская железнодорожная магистраль, которая соединяет Москву с отдалёнными регионами государства. С помощью транссибирской железнодорожной магистрали происходит перевоз: угля, продуктов лесной промышленности, потребительских товары.
На данный момент, общая протяжённость автомобильных магистралей Дальневосточного округа составляет 78300 км. Основные автомобильные трассы: М60 «Уссури», М58 «Амур», М56 «Лена» и М56 «Колыма»[2].
Таким образом, задачей логистики в ДВФО является – найти наиболее выгодный способ перемещения произведённой в округе продукции в другие экономические округа. Особенность ДВФО в данном вопросе заключается в его отдалённом положении, относительно других округов, а также климатические особенности округа, которые являются неблагоприятными.
В силу вышеуказанного обстоятельства южная территория округа является более развитой, нежели северная. В теории ускорение развития северной территории возможно, но это требует больших экономических затрат, которые по мере ускорения научного прогресса будут только расти.
Из этого можно заключить, что текущее взаимодействие транспортной структуры с отраслями производства ДВФО находится на умеренном, сбалансированном уровне. Это значит, что произведённая в округе продукция может быть отправлена на экспорт, а сами отрасли производства имеют возможность к существованию, благодаря существующей транспортной структуре.
Кроме того, промышленность ДВФО могла прекратить своё существование, если бы не деятельность логистов, которые пытаются осуществить торговое сообщение между территорией округа и другими территориями с минимальными транспортными издержками. Приморское положение и существование Транссибирской железной дороги являются положительными факторами для деятельности логистики.
Библиографический список
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Социально-экономическое положение федеральных округов. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13260?print=1# (дата обращения 23.03.2021).
2. Росавтодор [Электронный ресурс] // Дороги Дальнего Востока. URL: http://history.rosavtodor.ru/ (дата обращения 23.03.2021).
3. Фишингдэй [Электронный ресурс] // рыбы Сибири и Дальнего Востока - [2015-2019]. URL: https://fishingday.org/ryby-sibiri-i-dalnego-vostoka/ (дата обращения 23.03.2021).
4. Официальный сайт Правительства Приморского края [Электронный ресурс] // Приморье – лидер по производству консервов на Дальнем Востоке – [2021]. URL: https://primorsky.ru/news/142174/ (дата обращения 23.03.2021).
5. Официальный сайт Правительства Приморского края [Электронный ресурс] // Итоги работы - [2021]. URL: https://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/fishery/results.php (дата обращения 23.03.2021).
6. The tourist flows formation features of domestic tourism in the Russian region. Vladykina J., Faddeenkov A.// Applied methods of statistical analysis. Nonparametric approach. proceedings of the international workshop. 2015. p. 338-343.
7. Особенности логистических цепей в отраслях народного хозяйства. Кузюк Т.А., Виниченко В.А.//В сборнике: Наука. Технологии. Инновации. Сборник научных трудов. В 9-ти частях. Под редакцией А.В. Гадюкиной. 2019. С. 796-799.