Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 19:41:52
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Транспортная обеспеченность территории и потенциал грузопотоков: СФО

Сурков Григорий Алексеевич

Студент 1 курса,

Сибирский государственный университет водного транспорта

г.Новосибирск, Россия

E-mail: surkov.griha@mail.ru

Научный руководитель –  Владыкина Юлия Олеговна

к.э.н., доцент.

Сибирский государственный университет водного транспорта

г. Новосибирск, Россия

E-mail: ketf@nsawt.ru

 

Transport security of the territory and the potential of cargo flows: SFD

Surkov Grigory Alekseevich

1st year student,

Siberian State University of Water Transport

Novosibirsk, Russia

Scientific supervisor – Vladykina Yulia Olegovna

Candidate of Economics, Associate Professor

Siberian State University of Water Transport,

Novosibirsk, Russia

 

Формирование бюджета за счет грузоперевозок с дальнейшим развитием транспортной инфраструктуры, получение дохода за счет транзитных грузопотоков регион, стратегия развития транспортно-логистических узлов для увеличения бюджета и привлечения доходов за счет грузооборота.

Ключевые слова: Бюджет логистический центр, Сибирский федеральный округ, автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, транспорт, поступления (доходы от грузопотоков) региона.

 

Formation of the budget at the expense of cargo transportation with further development of transport infrastructure, revenue generation at the expense of transit cargo flows to the region, the strategy of development of transport and logistics hubs to increase the budget and attract revenue at the expense of cargo turnover.

Key words: logistics, logistics center, Siberian Federal District, road transport, rail transport, transport.

 

Сибирский федеральный округ это связующие звено между Западом и Востоком России, а та же южными направлениями с соседними государствами, например, Китай и Казахстан. Формирование бюджета за счет грузопотоков в СФО является немаловажным способом поступления денежных средств в бюджет регионов, находящихся на территории СФО.

В настоящем исследовании использованы аналитический и статистические методы анализа данных ос состоянии и развитии транспортной инфраструктуры территорий.

Развитие экономики и перспективы увеличения промышленного потенциала Российской федерации требуют расширения промышленного пространства в сторону Сибири, основанного на инновационных подходах глубокой переработке добываемых ресурсов, создание эффективной транспортной системы.

Расширение промышленного пространства должно реализовываться через:

  • масштабное привлечение инвестиций в регион, объединяя интересы и возможности государства и бизнеса;
  • внедрение современных экономически эффективных технологий в добывающую и перерабатывающую промышленность;
  • интеграцию в межрегиональное сотрудничество и международную торговлю;
  • создание эффективно работающей транспортной системы, позволяющей обеспечить экономическую целесообразность производства товаров и возможность их транспортировки.

Требования развития СФО – это наличие транспортной инфраструктуры, способной в короткие сроки перемещать грузы на значительные расстояния, иметь возможность увеличить объемы перевозок.

Очевидно, что существование ж/д транспортной инфраструктуры СФО в нынешнем состоянии не представляется возможным. Существуют три группы факторов, подрывающих транзитный потенциал СФО.

1. Региональные факторы: - низкая степень развития погрузо-разгрузочных мощностей региона. На полигоне работы 3,5 тыс. км Красноярской, Забайкальской, Восточно-Сибирской железных дорог имеется только по одному пункту погрузки/разгрузки 40-футовых контейнеров и 4 пункта переработки 20-футовых контейнеров. - отсутствие в использовании региональными предприятиями товаро-упаковочных технологий [5].

- дефицит региональных логистических центров, в рамках которых работают экспедиторские компании, осуществляя перевозки.

2. Федеральные факторы:

-отсутствие необходимой координации действие экспедиторов груза, морских портов, ж/д и автомобильных перевозок - наличие отдельных таможенных сборов и налогов.        - длительно простаивающие грузы из-за таможенных процедур.

- отсутствие единого информационного сопровождения грузов по всей территории РФ.

3. Внешние факторы:

- наличие блокирующих тарифов со стороны внешних транзитеров на Дальнем Востоке за переправу грузов к национальным портам РФ - наличие лоббирования интересов со стороны, транснациональных транспортных компаний, осуществляющих морские перевозки МТК.

Создание эффективной работающие транспортной системы в полной мере исключит влияние «решающих» факторов в условиях СФО, таких как ограничение перемещения значительных объемов груза на большие расстояния, ценовое ограничение транспортного тарифа.

Необходимо осуществлять новое строительство железнодорожных путей в районах промышленной добычи, модернизировать существующую ж/д инфраструктуру для достижения требуемой пропускной способности, внедрить современные транспортные технологии [2,3].

Наиболее эффективный способ развития транспортной инфраструктуры – это вовлечение в международные транзитные перевозки. Исключительно транзитные грузопотоки показывают степень конкурентоспособности национального транспорта, его привлекательности и эффективности. Транзит может служить в качестве индикатора экономического развития и расцениваться как статья национального экспорта.

В статье была проанализирована транспортная обеспеченность СФО, как потенциального транспортного узла Транссибирской железной дороги, автодороги «Байкал» и реки Обь – потенциальной магистрали Сибири. Средняя обеспеченность территории различными видами дорог представлена в таблице.

Таблица 1

Обеспеченность автомобильными дорогами с твердым покрытием регионов Сибирского Федерального округа [1]

Регион

Площадь,

км.кв

Население,

чел.

Протяженность дорог с твердым покрытием, км

Коэф.

Энгеля

Отклонение от ЦФО

Республика Алтай

92903

215161

2942

20,81

-6,87

Алтайский край

167996

2376774

15712

24,86

-2,81

Республика Бурятия

351334

982284

6236

10,62

-17,06

Забайкальский край

431892

1083012

15834

26,15

-4,53

Иркутская область

774846

2412800

12409

9,08

-18,60

Кемеровская область

95725

2717627

8357

16,38

-11,29

Красноярский край

2366797

2866490

13292

5,10

-22,58

Новосибирская область

177756

2762237

10725

15,31

-12,37

Омская область

141140

1978466

11315

21,41

-6,27

Томская область

314391

1076762

4093

7,03

-20,65

Республика Тыва

168604

315637

3068

13,30

-14,38

Республика Хакасия

61569

536781

2797

15,39

-12,29

Итого по Сибирскому федеральному округу

5144953

19324031

106780

10,71

-16,97

             

 

По аналогии с анализом обеспеченности автомобильными дорогами, был проведен анализ обеспеченности регионов Сибирского Федерального округа железными дорогами. Отношение железнодорожного покрытия к площади территории, выраженное в процентах представлено на рисунке 1, исходных данные – в таблице 2.

 

Таблица 2

Обеспеченность железными дорогами общего пользования регионов
Сибирского Федерального округа [1]

Регион

Площадь,

км.кв

Население,

чел.

Протяженность железных дорог общего пользования, км

Коэф.

Энгеля

Отклонение от ЦФО

Республика Алтай

92903

215161

-

-

-

Алтайский край

167996

2376774

1803

2,85

-0,52

Республика Бурятия

351334

982284

2044

3,48

0,11

Забайкальский край

431892

1083012

2446

3,58

0,21

Иркутская область

774846

2412800

2483

1,82

-1,56

Кемеровская область

95725

2717627

1685

3,30

-0,07

Красноярский край

2366797

2866490

3160

1,21

-2,16

Новосибирская область

177756

2762237

1530

2,18

-1,19

Омская область

141140

1978466

752

1,42

-1,95

Томская область

314391

1076762

344

0,59

-2,78

Республика Тыва

168604

315637

-

-

-

Республика Хакасия

61569

536781

663

3,65

0,28

Итого по Сибирскому федеральному округу

5144953

19324031

16910

1,70

-1,68

             

 

Данные о состоянии транспортной обеспеченности четко раскрывают проблематику дальнейшего развития Сибири, как экономически-ресурсного региона. Количественная обеспеченность дорогами демонстрирует труднодоступность топливно-энергетических и природных ресурсах, что в сложившейся структуре управления представляется более положительным фактором, нежели отрицательным [6].

Если оценивать обеспеченность населения транспортными артериями и возможностями перемещения, то, несмотря на низкие общие показатели по региону, для населения, проживающего по большей части в городах, концентрированное расположение транспортных узлов является оптимальным. Проблемными зонами, по прежнему остаются труднодоступные населенные пункты и перспективные зоны
ресурсодобычи.

ф1

 

Рисунок 1 – Доля железных дорог общего пользования в площади региона, км2

ф2

 

Рисунок 2 – Совокупная обеспеченность железными дорогами общего пользования по регионам, коэффициент Энгеля (рассчитано автором)

Изучив структуру, состав и нормативную базу отрасли автомобильного/ железнодорожного, было выявлено, что железнодорожный транспорт является наиболее популярным в регионе. Основными направлениями деятельности можно считать грузоперевозки внутри страны и транзитные перевозки в ближайшие граничащие с РФ страны.

Проанализировав федеральный проект «Транспортно-логистические центры», можно сделать выводы о результатах работы департамента комитета транспорта по части комплексного плана модернизации и расширения внешней и внутренней инфраструктуры магистрали. Наиболее важными проблемами являются: низкая степень развития погрузо-разгрузочных мощностей региона, дефицит региональных логистических центров, отсутствие необходимой координации действие экспедиторов груза, морских портов, ж/д и автомобильных перевозок. Основное возможное, в данной ситуации, решение относится к увеличению логистических центров на территории региона, координация действий логистических центров на своей территории, создание единого информационного сопровождения грузов по всему региону [1,4].

Таким образом, в постоянных условиях ограниченности финансовых, кадровых, организационных, координационных, внешних, а также в ограниченный период времени, внедрение проектного подхода бизнес-моделирования к решению управленческих задач диктует необходимость настроить логистические центры на территории всего региона, скоординировать работу экспедиторских организаций для больших транзитных и внутренних грузопотоков.

 

Библиографический список:

1. Паспорт федерального проекта "Транспортно-логистические центры" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrans.org/ftpgetfile.php?id=9 (дата обращения 20.03.2021)

2. Forecasting of traffic flows and their development in the implementation of the transport strategy in the far north. Buneev V., Vinichenko V., Maslennikov S.//MATEC Web of Conferences. 2018. p. 03010.

3. The tourist flows formation features of domestic tourism in the Russian region. Vladykina J., Faddeenkov A.// Applied methods of statistical analysis. Nonparametric approach. proceedings of the international workshop. 2015. p. 338-343.

4. Особенности логистических цепей в отраслях народного хозяйства. Кузюк Т.А., Виниченко В.А.//В сборнике: Наука. Технологии. Инновации. Сборник научных трудов. В 9-ти частях. Под редакцией А.В. Гадюкиной. 2019. С. 796-799.

5. Транспорт Сибири как инфраструктурная отрасль региональной экономики. Бунеев В.М., Виниченко В.А., Масленников С.Н.//В сборнике: Экономика Сибири в условиях глобальных вызовов XXI века. сборник статей в 6-ти томах. под редакцией В.И. Клисторина, О.В. Тарасовой; Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН. Новосибирск, 2018. С. 25-37.

6. Швалов.П.Г, Анализ развития транспортно-логистической инфраструктуры в Сибирском Федеральном округе // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2016. № 13. С. 7-11.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета


Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021


Количество просмотров: 3449
теги:
07.01.2022 08:03 | log2021блог автора

Еще публикации: