Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 19:04:43
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Грузопотоки и бюджет Северо-Западного федерального округа

Романова София Алексеевна

студент 1 курса

Сибирского Государственного Университета Водного Транспорта,

г. Новосибирск, Россия

E-mail:bbbsofiya@mail.ru

Научный руководитель –  Владыкина Юлия Олеговна

к.э.н., доцент.

Сибирский государственный университет водного транспорта

г. Новосибирск, Россия

E-mail: ketf@nsawt.ru

 

Cargo flows and the budget of the territory of the North-Western Federal
 District

Romanova Sofiya Alekseevna

1st year student

Siberian State University of Water Transport,

Novosibirsk, Russia

Scientific supervisor – Vladykina Yulia Olegovna

Candidate of Economics, Associate Professor

Siberian State University of Water Transport,

Novosibirsk, Russia

 

Формирование бюджета СЗФО во многом зависит от грузопотоков внешних портов; расширение транзитных проектов восток-запад позволяет планировать федеральные и международные транзитные узлы в указанных портах, соответственно задачей территории является обеспечение безопасности перемещение, сохранности и скорости логистической обработки увеличивающихся грузопотоков. В статье рассматриваются перспективы работы внешних портов и взаимодействие с европейскими странами.

Ключевые слова: логистика, грузопотоки, бюджет, налоговые отчисления,

 

The formation of the budget of the Northwestern Federal District largely depends on the cargo flows of external ports, the expansion of east-west transit projects allows you to plan federal and international transit hubs in these ports, respectively, the task of the territory is to ensure the safety of transportation, safety and speed of logistics processing of increasing cargo flows. The article discusses the prospects for the operation of external ports and cooperation with European countries.

Key words: logistics, budget, tax deductions.

 

В процессе развития инфраструктуры и экономики региона должно происходить укрепление бюджета данной территории. Как известно, внутренние и внешние грузопотоки Северо-Западного Федерального Округа, являются одними из основных факторов, формирующих бюджет. Так, торговый оборот с другими странами способствует пополнению казны региона за счет налоговых сборов и отчислений.

Граничное положение Северо-Западного Федерального Округа со странами Европейского Союза - Норвегией, Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией. Благодаря Северными морями (Балтийским, Баренцевым и Белым), выходящим в акваторию Северной Атлантики, служит причиной формирования и реконструкции крупных транспортных объектов, прежде всего железнодорожных и морских портов внутреннего и международного назначения.

Грузоперевозки являются важной составляющей частью, как человеческой жизни, так и формирования бюджета страны в целом. Изучение грузопотоков, связывающих всю Россию и зарубежные страны, а также влияние грузопотоков на финансовое положение страны, во все времена и на данный момент является актуальной.

Основная часть грузопотоков приходится на железнодорожный транспорт. Общая протяженность железных дорог на территории округа составляет 13,1 тыс. км.

На территории СЗФО имеются Октябрьская, Северная и Калининградская железные дороги. Железнодорожные магистрали предоставляют транспортную связь всей России и дает выход на железнодорожные пути Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Польши и Финляндии. Доля, приходящаяся на грузоперевозки ЖД транспортом, составляет около 60%.

Основой грузообразующих отраслей экономики округа считается топливно-энергетический, лесоперерабатывающий, металлургический, горно-химический и машиностроительный комплексы. В настоящее время структура грузопотоков носит структура-ресурсный характер, но в дальнейшем планируется увеличить количество готовой продукции и соответственно необходимо доступность к крупным промышленным центрам России.

В период январь-ноябрь 2020 г. Октябрьская ЖД перевезла 201,9 млн тонн. Итоги I квартала 2020 года показали, что налоговые отчисления сумма налоговых отчислений ОАО "РЖД", располагающаяся на границах Октябрьской железной дороги, составила более 2,7 млрд рублей [5].

11

Рисунок 1. Налоговые отчисления Октябрьской жд(млн руб.)

 

 

Рассматривая бюджет Северо-Западного Округа, налоговые отчисления от ОАО "РЖД" в Санкт-Петербурге            составили 700 млн рублей, Ленинградской области в I квартале 2020 года было перечислено более 905 млн рублей. Сумма налоговых отчислений в региональный бюджет Республики Карелия составила 373 млн рублей, Тверской области – 281 млн рублей, Мурманской области – 223 млн рублей, Новгородской области – 153 млн рублей, Псковской области – 132 млн рублей (рис 1).

Внутренний водный транспорт играет большую роль в грузоперевозках данного ФО. Единая глубоководная система, которая входит в состав данной территории, изолируются друг от друга бассейнами рек Северной Двины, Печоры, Мезени, Онеги, Нивы, Немана, и крайне незначительные части бассейнов Верней Волги и Оби.

Протяженность внутриводных путей по округу Северо-Запада за 2019 год составила 17 144 км, с гарантированными габаритами судоходного хода: 8884 км.

Глубоководная система, которая проходит в пределах данного округа, входят Волго-Балтийский водный путь (от Санкт-Петербурга до Череповца) и Беломорско-Балтийский канал (табл.1)

 

Таблица 1

Показатели грузоперевозок по федеральному округу

Волго-Балтийский водный путь (участок Череповец-Выюта)

12,2 млн.т..

Череповец-районы Центра, Поволжья и Юга России (металлы, удобрения, строительные и др. грузы)

1,6 млн. т.

Карелия-районы Центра, Поволжья и Юга России (строительные грузы и лесоматериалы)

До 2,4 млн т.

Ленинградская обл.- Поволжье и юг России

0,8 млн. т.

Из районов Центра, Поволжья, Верхней Камы и Юга -Северо-Запад (нефтепродукты, удобрения, стройматериалы и др грузов)

6,8 млн. т.

Волго-Балтийский путь (р.Нерва, Свирь и Онежское озеро)

(строительные и лесные грузы)

До 5 млн

 

Самым крупным бассейном в РФ, обеспечивающим внешнеэкономические, транзитные и каботажные перевозок, является Северо-Западный морской бассейн. Порты данного округа, обеспечивают 50 % оборота груза морских портов России. 62% грузооборота внешнеторговых и транзитных грузов, стремящихся к портам Северо-Западного бассейна, включают в себя порты Балтии при общем увеличении грузооборота портов Северо-Запада России и стран Балтии за последние два десятилетия более чем в три раза.

Единственным путем транспортной системы Европейской части России является Волго-Балтийский внутриводный путь. Именно он является соединением водных путей округа и Балтийского, Белого, Каспийского, Черного и Азовского морю.

АО «Морской порт Санкт-Петербург» имеет 31 причал, общая протяженность которых составляет до 5,3 км;

Статистический анализ за 2019 год, показал, что Морской порт обработал около 6,7 млн тонн грузов. 37% - Черная металлургии; 18% - Цветная металлургии; 15% - минеральные удобрения и пеллеты;12% - металлолом; 11% - насыпные и навалочные грузы; 6 % - контейнеры [2].

Финансовая составляющая на 31 декабря 2019: 6046 млн. руб. (+14% за год) – 30 место среди 2,95 тыс. предприятий в отрасли; выручка за 2019 год:4 835 млн. руб. (-10.1% за год) – 33 место; чистые активы на 31 декабря 2019: 5615 млн. руб. (+17% за год); чистая прибыль за 2019 год: 836 млн. руб. (-46.9% за год).

ОАО «Калининградский морской торговый порт» - располагается в устье реки Преголя, находящийся в юго-восточной части Балтийского моря. Терминалы размещены во внутренних гаванях (Вольной и Индустриальной) города Калининград, соединяющиеся с Балтийским морем каналом судоходной линии, общей длиной до 43 километра, шириной от 80 до 150 метров и глубиной от 9 до 10,5 метров.

Ход работы по обработки груза ОАО «КМТП» значительно снижается и на 2020 год составил 1 968 тыс. тонн (рис.2)

12

Рисунок 2- Грузооборот ОАО «КМТП» в 2010-2020гг.(тыс.тонн.)

 

Активы  на 31 декабря 2019: 1757млн. руб. (-13.6% за год) – 70 место среди 2,95 тыс. предприятий в отрасли; выручка за 2019 год: 1509 млн. руб. (+3.4% за год) – 70 место; чистые активы на 31 декабря 2019: 1 659 млн. руб. (+0.5% за год); чистая прибыль за 2019 год: 23 млн. руб. (-46.1% за год).

Грузооборот морских портов Балтийского бассейна сокращается до 241,47 млн тонн, разница составила 5,8%. Но при этом объём перевалки сухих грузов вырос до 112,81 млн тонн, на 2,4%, а наливных грузов упал на 12,0% до 128,66 млн тонн.

Торговля с другими странами приносит федеральному округу достаточно хорошее пополнение в бюджете, за январь – август 2020 года (по данным Федеральной таможенной службы) составил 48 млрд 379 млн долларов США. Объем экспорта – 26 млрд 754 млн долл. США, импорта – 21 млрд 625 млн долл. США [7].

Натуральные объемы экспорта достигли 71 млн 591 тыс. тонн, натуральные объемы импорта составили 17 млн 226 тыс. тонн. В распределении экспорта по субъектам РФ, входящим в СЗФО, лидируют Санкт-Петербург (50,8%), Ленинградская область (13,2%), Вологодская область (10,8%). Первое место в импорте занимает Санкт-Петербург (62,2%), второе место – Калининградская область (19,4%), третье место – Ленинградская область (10,5%).

Работа таможенных органов приносит также пополнение казны региона. За 2020 год таможенные и иные платежи составили сумму 682 млрд рублей, импорт товаров - 672,68 млрд рублей, экспорт товаров - 3,27 млрд рублей [5].

Основной объем взимания в госбюджет таможенных платежей в Северо-Западном: Балтийская (69,59%), С-Петербургская (16,16%) и Северо-Западная электронную (8,21%) таможни.

Подводя итог, развитие транспортной системы в Северо-Западном Федеральном Округе играет большую роль. ОАО «РЖД», крупнейшая транспортная сеть округа. Нацеленное на еще большее развитие, которое будет удовлетворять потребностям промышленных предприятий и населения в железнодорожных перевозках. Данная компания заинтересована в социально-экономической развитие жизни федерального округа, благодаря которому идет пополнение бюджета.

Внутренневодный транспорт, не говорит о огромных объемах перевозках, однако они очень важны для округа, т.к. на многие направления нет железных дорог, а перевозки грузов в крупных объемах автомобильным транспортом невозможно из-за неудовлетворительного состояния автодорожной сети и больших расходов бюджета территории.

Сейчас, морской транспорт сохраняет свое преимущество по отношению к другим видам транспорта при осуществлении перевозок внешнеторговых грузов, из-за своего географического положения. Именно поэтому, большая часть международного грузооборота принадлежит морскому, что приносит огромный доход стране, в частности Северо-Западному Федеральному округу.

По ходу развития трансформной инфраструктуры, в данном федеральном округе развивается и укрепляется бюджет территории. Внутренние, а также внешние грузопотоки Северо-Западного Федерального Округа, играют большую роль в формирование бюджета. Внешнеторговый оборот данного округа позволяет пополнять казну округа за счет налогов. Можно заметить прямую зависимость бюджета от интенсивности грузопотоков на территории Федерально Округа.

Так с развитием инфраструктуры транспортной системы, происходит пополнение и укрепление финансовой стороны Северо-Западного Федерального Округа. Внутренние и внешние грузопотоки округа, являются основным факторов, которые формируют бюджет.

 

Библиографический список:

  1. Forecasting of traffic flows and their development in the implementation of the transport strategy in the far north. Buneev V., Vinichenko V., Maslennikov S.//MATEC Web of Conferences. 2018. p. 03010.
  2. The tourist flows formation features of domestic tourism in the Russian region. Vladykina J., Faddeenkov A.// Applied methods of statistical analysis. Nonparametric approach. proceedings of the international workshop. 2015. p. 338-343.
  3. Данные ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга». [Электронный ресурс]. URL http://www.seaport.spb.ru/article/2/ (дата обращения 23.03.2021)
  4. Данные Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс]. URL https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения 23.03.2021)
  5. Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007. [Электронный ресурс]. URL http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1301 (дата обращения 23.03.2021)
  6. Уплата налогов и страховых взносов РЖД. [Электронный ресурс]. URL https://company.rzd.ru/ru/9398/page/104069?accessible=true&id=259311
  7. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL https://rosstat.gov.ru/folder/23455?print=1 (дата обращения 23.03.2021)
  8. Финансовый анализ по данным ФНС. [Электронный ресурс]. URL https://www.testfirm.ru/ (дата обращения 23.03.2021)
  9. Экономико-географическая характеристика Северо-Западного федерального округа. [Электронный ресурс]. URL http://ru.wikipedia.org  (дата обращения 23.03.2021)

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета


Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021

 

 


Количество просмотров: 3242
теги:
07.01.2022 07:31 | log2021блог автора

Еще публикации: