Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 19:41:31
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Отдаленные населенные пункты – экономическая зависимость от навигации

Пугачева Ангелина Викторовна

Студентка 1 курса

Сибирский государственный университет водного транспорта,

г. Новосибирск, Россия

E-mailgelya.0703@list.ru

Научный руководитель –  Владыкина Юлия Олеговна

к.э.н., доцент.

Сибирский государственный университет водного транспорта

г. Новосибирск, Россия

E-mail: ketf@nsawt.ru

 

Remote settlements - economic dependence on navigation

Pugacheva Angelina Viktorovna

1st year student

Siberian State University of Water Transport,

Novosibirsk, Russia

E-mail: gelya.0703@list.ru

Scientific supervisor – Vladykina Yulia Olegovna

Candidate of Economics, Associate Professor

Siberian State University of Water Transport,

Novosibirsk, Russia

 

Актуальность данной проблемы определяется тем, что изменение принципов организации местного самоуправления, усложнение социально-экономической ситуации в большинстве отдаленных регионов Российской Федерации, обусловливают необходимость совершенствования механизмов управления развитием территорий. Между тем значимость отдаленных территорий России, в том числе районов Крайнего Севера, в обеспечении преодоления кризиса и подъема национальной экономики, существенном улучшении, в конечном счете, качества жизни населения России трудно переоценить.

Ключевые слова: Логистика, водный транспорт, Сибирский федеральный округ, отдаленные населения пункты, реки.

The relevance of this problem is determined by the fact that the change in the principles of organizing local self-government, the complication of the socio-economic situation in most remote regions of the Russian Federation, necessitate improving the mechanisms for managing the development of territories. Meanwhile, the importance of the remote territories of Russia, including the regions of the Far North, in ensuring the overcoming of the crisis and the rise of the national economy, a significant improvement, ultimately, the quality of life of the population of Russia can hardly be overestimated.

Key words: Logistics, water transport, Siberian Federal District, remote population points, rivers.

 

Отдаленные населенные пункты оказались в настоящее время в сложной экономической ситуации. Снижаются объемы производства, падает уровень жизни людей, закрываются предприятия, растет отток квалифицированных специалистов. Кризис в экономике и социальной сфере отдаленных районов Российской Федерации продолжается. Этот кризис обусловлен сложностью процесса адаптации хозяйства к новым рыночным условиям, а также некоторыми ошибками в проведении реформ.

Таким образом, в настоящее время разработка и реализация программ комплексного социально-экономического развития становится одной из главных функций органов местного самоуправления территориальных образований.

Для исправления действующих проблем необходимо изучить данные по СФО, провести анализ и предложить действия для улучшения ситуации в регионе.

Регион образован – 13 мая 2000 года. Территория СФО составляет 25,5% территории России, население на 1 января 2019 года составляет 17174 тыс. человек. Доля городского населения – 73,1%, сельского26,9%.

я4

 

Рисунок 1- Доли городского и сельского населения в СФО

 

 

На территории Сибири сосредоточены: 96% общероссийских запасов платины, 40% свинца, 16% цинка, 80% угля, 17% молибдена, 73% никеля, 43% меди, 17% серебра, 40% золота, 51% марганцевых руд [8].

В состав СФО входят 10 субъектов Российской Федерации, в том числе: 3 республики (Алтай, Тыва, Хакасия); 2 края (Алтайский, Красноярский); 5 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская). Административный центр – г. Новосибирск. Административно-территориальное деление: 2836 муниципальных образований, из них: муниципальных районов – 266, городских округов – 71, городских поселений – 182, сельских поселений – 2317.

Количество населения в СФО, начиная с 1991 года и по 2019 год включительно сократилось на 4 млн человек в целом, население в отдаленных населенных пунктах сократилось на 25,67% (в натуральном выражении на 1524,216 тыс.человек). Предполагается, что отток населения связан с миграцией людей в крупные населенные пункты и Европейскую часть России. А также с переходом в 2018 году Бурятии и Забайкальского края из СФО в Дальневосточный федеральный округ (ДФО).я5

 

 

Рисунок 2- Муниципальные образования СФО

 

Общая площадь территории 4361,8 тыс. км2 (25,5% территории России). На территории Сибирского федерального округа существует большая протяженность автомобильных дорог, Западно-Сибирская железная дорога (филиал ОАО РЖД), один из участков Транссибирской магистрали, расположены бассейны трех из пяти крупных рек России – Енисея, Оби и Амура [8].

С отдаленными населенными пунктами, чаще всего находящимися на мелких реках (историческое расселение вдоль рек) удобнее всего связаться автомобильным и речным транспортом, т.к. железная дорога отсутствует, даже в проектах. В районах Крайнего Севера и регионов, приближенных к ним, существует глобальная проблема – в зимнее время почти невозможно завезти продукты и средства, необходимые для проживания, в отдаленных населенных пунктах, на данный момент существует только одно решение – Северный завоз. Северный завоз - комплекс ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России основными жизненно важными товарами в преддверии зимнего сезона. И во времена СССР, и в настоящие времена, прежде всего стараются завезти самое необходимое: медикаменты, продовольствие, нефтепродукты и средства личной гигиены в первую очередь, а остальное по возможности.

На территории СФО, особенно в южной его части, занимаются сельским хозяйством, а именно животноводством и растениеводством. В среднем наиболее распространенными выращиваемыми культурами являются зерновые и зернобобовые, а также картофель, в животноводстве преобладает производство мяса и молока. В северной части ограничено сельское хозяйство из-за неблагоприятных климатических условий, там преобладающим производством является добыча и переработка нефти и нефтепродуктов, а также полезных ископаемых (драгоценные металлы, уголь и прочее) [6].

С одной стороны, государство заинтересовано в развитии этих территорий, с другой – на них отсутствуют инфраструктура для производства и самостоятельной доставки промышленных сельскохозяйственных продуктов. Обязанность обеспечения необходимыми товарами берет на себя государство за счет средств федерального бюджета и силами региональных властей. Завоз производится воздушным транспортом, речным и морским транспортом, в том числе с использованием Северного Морского пути. Северный завоз зависит как от погодных условий, так и от слаженной организации работы всех привлекаемых организаций. Но чаще всего северный завоз осуществляется внутренним водным транспортом, автомобильный транспорт не используется из-за низкой грузоподъемности, железнодорожный – у отдаленных населенных пунктов нет возможно к ним добраться, воздушный – очень большие затраты на транспортировку, морской – напрямую невозможно доставить груз, придется использовать мультимодальные перевозки (использование двух и более видов транспорта, в данном случае использование морского и речного видов транспорта), таким образом, вся надежда остается только на внутренний водный транспорт. Но и у речного транспорта существует два ограничения: первое, навигационный период - промежуток времени, в течение которого данный порт или водный путь доступен для движения судов (свободен ото льда, имеет достаточную глубину и т. д.) – на реках в СФО он составляет в среднем 130-150 суток; второе, небольшая глубина рек, из-за которых приходится использовать суда с минимальной осадкой (глубина погружения судна в воду), и соответственно, с низкой грузоподъемность. Поэтому, чтобы выполнить план по транспортировке грузов, необходимо работать круглыми сутками [7].

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что на данный момент в отдаленных населенных пунктах в СФО существуют несколько проблем –труднодоступное географическое положение и климатические условия, из-за которых и получаются все проблемы, а именно проживание в тяжелых климатических условиях, зависимость от короткой навигации ВВТ, отрицательная динамика населения в мелких городах и селах, вследствие чего в городах закрываются предприятия и люди остаются без работы и т.д. Как решить эти проблемы? Понятно, что климатические условия на планете не исправить, но можно попытаться исправить сопутствующие проблемы и улучшить жизнь во всем СФО. Проблему с короткой навигацией тоже невозможно решить, т.к. она зависит от климатических условий, для большего грузооборота возможно только наиболее эффективная работа, для этого необходимо обновить флот, т.к. в настоящий момент уровень изношенности судов составляет 90%, но это дорогостоящее действие и без поддержки федерального бюджета не обойтись и, как было сказано ранее, использовать мультимодальные перевозки [8].

 

Библиографический список:

  1. О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 гг.)» (с изменениями и дополне­ниями от 29.07.2016 г.) [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 5 де­кабря 2001 г. № 848. URL: http://base.garant.ru/1587083/1/#ixzz4MjvdftWN (дата обращения: 28.04.2021).
  2. Отправление грузов водным транспортом [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_01/IssWWW.exe/Stg/d12/2-1-7.htm  (дата обращения: 28.04.2021).
  3. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)»: https://base.garant.ru/1587083/ (дата обращения: 28.04.2021).
  4. Путин назвал основные направления развития внутренних водных путей России [Электронный ресурс] – URL: https://regnum.ru/news/economy/2167239.html (дата обращения:28.04.2021).
  5. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. №2600-p «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие транспортной системы»: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70192720/ (дата обращения: 28.04.2021).
  6. Селиванова М. Речной флот России тонет [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/analytics/20110712/400689448.html (дата обращения: 28.04.2021).
  7. Экономическое положение населения Обь-Иртышской водно-транспортной системы. Виниченко В.А.//Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 10. С. 22-26.
  8. России – научная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://water-rf.ru/Регионы_России/2204/ Вода Сибирский_федеральный_округ  (дата обращения 28.04.21)

 

 

 

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета


Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021

 

 


Количество просмотров: 2899
теги:
07.01.2022 07:09 | log2021блог автора

Еще публикации: