Паращинец Алена Олеговна
Студент V курса,
Иркутский государственный университет путей сообщения
г. Иркутск, Россия
E-mail: parashinez@mail.ru
Научный руководитель – Маловецкая Екатерина Викторовна
к.т.н., доцент кафедры «УЭР»
Иркутский государственный университет путей сообщения,
г. Иркутск, Россия
E-mail: Malovetskaya_EV@irgups.ru
On the issue of the effectiveness of the organization of international transport
by various modes of transport
Parashinets Alena Olegovna
5st grade student
Irkutsk state transport university
Irkutsk, Russia
Scientific Supervisor – Malovetskaya Ekaterina Viktorovna
candidate of technical sciences., associate professor
Irkutsk state transport university
Irkutsk, Russia
В представленной статье рассмотрена эффективность организации мультимодальной перевозки груза в международном сообщении между станциями Усолье-Сибирское (РФ) и Улан-Батор (Монголия). Подробно описана технология работы станции Усолье-Сибирское, осуществлен выбор подвижного состава для перевозки заданных объемов груза, составлены маршруты следования. Основной целью работы является определение оптимального вида транспорта, наиболее выгодного для перевозки груза. С этой целью проведено экономическое сравнение вариантов доставки грузов автомобильным и железнодорожным транспортом и сделан вывод, что с экономической точки зрения, приоритет остается за железнодорожным транспортом, однако при этом автомобильный транспорт выигрывает сроком доставки груза, и является более приоритетным при организации мультмодальной перевозки.
Ключевые слова: логистика, мультимодальные перевозки, международные перевозки
The presented article considers the effectiveness of organizing multimodal cargo transportation in international traffic between the Usolye-Sibirskoye (Russian Federation) and Ulan Bator (Mongolia) stations. The operating technology of the Usolye-Sibirskoye station is described in detail, the selection of rolling stock for the transportation of given volumes of cargo was made, and route routes were compiled. The main purpose of the work is to determine the optimal mode of transport that is most beneficial for the carriage of goods. To this end, an economic comparison of the options for the delivery of goods by road and rail was made and it was concluded that, from an economic point of view, priority remains with railway transport, but at the same time, road transport benefits from the delivery of goods, and is more priority in organizing multi-modal transport.
Key words: logistics, multimodal transport, international transport
Крупнейшей линией в Монголии является Монгольская магистраль Сухэ-Батор – Улан-Батор - Дзамын-Удэ, которая принадлежит АО «Улан-Баторская железная дорога». Ее протяженность – 1111 км. Благодаря строительству этой магистрали железнодорожный путь из Европы в Центральную Азию сократился на 1025 км. Данная магистраль полностью оборудована полуавтоматической блокировкой и имеет несколько ответвлений.
Объем пассажирских перевозок на МЖД не велик. В среднем линия пропускает 1 скорый и 2 пассажирских поезда в сутки. Пропускная способность между приграничными станциями Сухэ-Батор и Наушки (РФ) – 12 пар поездов в сутки. Фактически российскую границу пересекают 4 пары поездов в сутки.
Станция Улан-Батор является внеклассной участковой станцией с большим объёмом грузовой работы. Станция расположена в городской черте, открыта для всех грузовых и пассажирских операций и обслуживает целый ряд промышленных предприятий.
Для выполнения возложенных задач станция имеет путевое развитие, сортировочные обустройства, горку малой мощности, грузовой двор, тяжеловесную и контейнерную площадки, эстакаду для выгрузки сыпучих грузов, пункт промывки вагонов, устройства для обслуживания пассажиров, локомотивное и вагонное хозяйства.
К станции прилегают перегоны Улан-Батор-Амгалан, Улан-Батор-Толгойт, оборудованные релейной полуавтоматической блокировкой. Станция оборудована блочной маршрутной релейной централизацией. В централизацию включены все стрелки, входящие в маршруты приёма и отправления поездов и в маневровые маршруты.
Станция Улан-Батор самая крупная станция на УБЖД. Имеет два парка и 18 приемо-отправочных путей. Оборудована полугоркой средней мощности. На станции производится прием и отправление поездов, формирование и расформирование составов, подача и уборка вагонов. Станция имеет 7 маневровых локомотивов, локомотивное депо, вагонное депо.
Рассмотрим перевозку груза в международном сообщении железнодорожным и автомобильным транспортом, а также возможность осуществления мультимодальной перевозки в международном сообщении.
К перевозке предлагаются минеральные фосфорсодержащие гранулированные удобрения. Груз будет упакован в полипропиленовых мешках (100*150см) по 100 кг. Общий вес груза, предъявленный к перевозке, составит 38т. Количество полипропиленовых мешков 350 шт.
Международные перевозки автомобильным транспортом как пассажиров, так и грузов предусматривают обязательное государственное страхование ответственности перевозчиков перед третьими лицами, поэтому всем перевозчикам надлежит заранее оформить соответствующие документы на каждое транспортное средство. Страховой полис должен полностью покрывать ущерб, который, возможно, нанесут транспортные средства.
Для осуществления перевозки минеральных удобрений используют тентованные фуры, грузоподъемностью 20 тонн. Автомобиль, представляет собой закрытый фургон, который присоединяется к седельному тягачу, оснащенным мощным мотором, способный осуществить перевозку 20 тонн и более. Кузов фуры обтягивается высокопрочным влагонепроницаемым тентом, чаще всего изготавливаемым их износостойкого поливинилхлорида.
Этот материал полностью исключает вероятность проникновения пыли, грязи или ультрафиолетового излучения внутрь грузового отсека, тем самым сохраняя целостность перевозимых товаров. Поливинилхлорид также устойчив к серьезным механическим нагрузкам и не оказывает на перевозимый груз абсолютно никакого вредного воздействия. Основные характеристики данного подвижного состава отражены в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристика тентованной фуры
№ |
Наименование параметра или размера |
Ед. |
1. |
Грузоподъемность, т |
20 |
2. |
Объем кузова номинальный, м3 |
88 |
3. |
Длина кузова, м |
13,6 |
4. |
Ширина кузова, м |
2,5 |
5. |
Высота кузова, м |
2,8 |
6. |
Конструкционная скорость, км/ч |
100 |
Перевозочная компания: КОО «НордТранс» (Монголия)
Маршрут следования: Усолье-Сибирское – Иркутск – Улан-Удэ – Кяхта – Улан – Батор.
Пограничный переход: Наушки – Сухэ-Батор.
Расстояние следования по России: Усолье-Сибирское – Наушки = 759 км.
Расстояние следования по Монголии: Сухэ-Батор – Улан-Батор = 329 км.
Общее расстояние авто маршрута: Усолье-Сибирское – Улан-Батор = 1088 км.
Маршрут следования автомобиля изображен на рис.1
Расстояние по России: Усолье-Сибирское – Наушки = 754 км.
Расстояние по Монголии: Сухэ-Батор – Улан-Батор = 433 км.
Общее расстояние железнодорожного маршрута: Усолье-Сибирское – Улан-Батор = 1187 км.
Основой выбора транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных чертах различных видов транспорта.
Рис.1 – Маршрут следования груза авто транспортом
Рассматриваемый груз будет перевозится в крытом вагоне универсального назначения. Основные характеристики данного подвижного состава отражены в таблице 2.
Таблица 2 – Характеристика универсального крытого вагона
№ |
Наименование параметра или размера |
Ед. |
1 |
2 |
3 |
1. |
Грузоподъемность, т |
68 |
2. |
Объем кузова номинальный, м3 |
176 |
3. |
Длина кузова, м |
18,53 |
4. |
Ширина кузова, м |
2,85 |
5. |
Высота кузова, м |
3 |
6. |
Конструкционная скорость, км/ч |
120 |
Параметры универсального крытого вагона наглядно отражены на рис.2.
Рис.2 – Универсальный крытый вагон
Маршрут следования: Усолье-Сибирское – Наушки (Сухэ-Батор) – Улан-Батор.
Пограничный переход: Наушки - Сухэ–Батор.
На выбор вида транспорта оказывает влияние ряд факторов:
– стоимость перевозки;
– время доставки;
– частота отправлений;
– надежность соблюдения графика доставки груза;
– способность перевозить разные грузы;
– способность доставить груз в любую точку территории.
Говоря об экономической эффективности перевозки груза, необходимо понимать, что такое логистика и какова ее главная функция.
Учитывая выше сказанное, необходимо определить какой из видов транспорта позволит наиболее эффективно, т.е. с минимальными затратами, перевезти груз от станции Усолье-Сибирское до станции Улан-Батор.
Рис.3 – Маршрут следования груза железнодорожным транспортом
Исходные данные для расчета:
1) груз: минеральные удобрения (карбамид марки Б ГОСТ 2081-2010);
2) масса груза: 38 тонн;
3) расстояние железнодорожного пути: 1187 км
4) расстояние автомобильного пути: 1088 км
5) курс валюты: 1$=74,60 рублей.
Стоимость перевозки груза железнодорожным транспортом складывается из:
- тариф ОАО «РЖД» (провозная плата);
- тариф АО «Улан-Баторская железная дорога» (провозная плата);
- стоимости таможенных сборов;
- стоимости погрузочных операций;
- стоимости возврата порожнего вагона;
- стоимости услуг контрагента.
Для того, чтобы произвести погрузку груза, необходимо заключить договор с собственником подвижного состава о предоставлении универсального вагона от станции Усолье-Сибирское до станции Улан-Батор (Монголия), с условием возврата порожнего вагона до границы России.
Груз предъявляется к перевозке на станцию Усолье-Сибирское, погрузка осуществляется на подъездном пути владельца железнодорожного пути во взятый в аренду универсальный крытый вагон.
При перевозке автомобильным транспортом, погрузка осуществляется в предоставленный в аренду автомобильный подвижной состав, состоящий из двух седельных тягачей и двух тентованных полуприцепов. Максимальная грузоподъемность одной фуры – 20 тонн. Для осуществления транспортировки рассматриваемого груза, грузоотправителю необходимо обратиться в монгольскую транспортную компанию, для заключения договора с собственником подвижного состава. Транспортная компания обязуется предоставить указанный подвижной состав для перевозки по маршруту Усолье-Сибирское – Улан-Батор (Монголия). В данной работе, для удобства, все расчёты будут переведены в рубли по курсу на момент расчетов.
По итогам проведенных расчетов была составлена таблица 3, отображающая сравнение двух вариантов доставки
Таблица 3 – Сравнение затрат на перевозку груза железнодорожным и автомобильным транспортом
Статья затрат |
Затраты, руб. |
|
Железнодорожный транспорт |
Автомобильный транспорт |
|
1 |
2 |
3 |
Аренда подвижного состава |
70000 |
203260,16 |
Пользование инфраструктурой РФ |
52855,1 |
– |
Пользование инфраструктурой Монголии |
27549,10 |
– |
Таможенное оформление |
15750 |
20750 |
Экспедирование по Монголии |
3113,5 |
– |
Погрузка |
12600 |
12600 |
Из итоговой таблицы видно, что затраты на перевозку груза железнодорожным сообщением значительно меньше, чем автомобильным транспортом. Выгода железнодорожного транспорта отражена в формуле (1)
ΔС= Савто- Сждст (1)
ΔС=236610,16 -181867,7=54742,46 руб.
Однако, необходимо отметить, что перевозка автомобильным транспортом значительно снижает сроки доставки груза, так как оформление документов занимает в разы меньше времени. С экономической точки зрения, приоритет остается за железнодорожным транспортом, однако при этом автомобильный транспорт выигрывает сроком доставки груза, и является более приоритетным при организации мультмодальной перевозки.
Библиографический список:
- Негреева В.В., Василёнок В.Л., Алексашкина Е.И. Логистика. Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 85 с.
- Логистика: теория и практика / Г. Г. Левкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 221, [1] с.
- Официальная статистика \ Предпринимательство \ Транспорт [Электронный ресурс] \\ Сайт Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/Просмотрено: 10.03.2021
- Аева М. А., Маловецкая Е. В. Система единого планирования для всех видов транспорта //Инфраструктура и эксплуатация наземного транспорта. – 2019. – С. 11-16.
- Malovetskaya E.V., Bolshakov R.S., Dimov A.V., Byshlyago A.A. “Planning of qualitative indexes of railroad operational work in polygon technologies” et al 2020 IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 760 012041
- Журнал «РЖД-Партнер» [Электронный ресурс] \\ Сайт Информационного агентства «РЖД-Партнер»http://www.rzd-partner.ru/auto/opinions/v-rossii-mozhet-poyavitsya-edinaya-informatsionnaya-sistema-perevozki-gruzov-avtotransportom/?sphrase_id=32007Просмотрено: 10.03.2021