Медведева Диана Денисовна
Студентка 4 курса
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: medvedevaa9@mail.ru
Бреусов Дмитрий Антонович
Студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: medvedevaa9@mail.ru
Научный руководитель – Олейник Наталья Михайловна
к.э.н., доц. каф. торгового дела и товароведения
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: olejnik@inbox.ru
Logistic features of the delivery of goods in the post-pandemic period
Medvedeva Diana Denisovna
4th year student
Saint Petersburg State University of Economics
Saint-Petersburg, Russia
Breusov Dmitriy Antonovich
4th year student
Saint Petersburg State University of Economics
Saint-Petersburg, Russia
Scientific supervisor – Oleinik Natalia Mikhailovna
associate professor of the department of trade and commodity research,
Saint-Petersburg State University of Economics,
Saint-Petersburg, Russia
В статье представлен один из возможных вариантов создания нового канала сбыта – сервиса доставки товаров повседневного спроса в формате маркетплейс, проанализированы логистические особенности движения товаров, показаны преимущества и недостатки для покупателя и продавца.
Ключевые слова: логистика, маркетплейс, особенности доставки товаров, канал сбыта.
The article presents one of the possible options for creating a new sales channel – a service for the delivery of consumer goods in the marketplace format, analyzes the logistics features of the movement of goods, shows the advantages and disadvantages for the buyer and seller.
Key words: logistics, marketplace, delivery of goods, distribution channel.
2020 год начался с введения карантинов по всей стране, подразумевающих полную изоляцию и нахождения всех людей дома, а также введение социальной дистанции, обязанности пользоваться средствами индивидуальной защиты, а при обнаружении вируса - строгая изоляция под домашним арестом, не позволяющая приобретать товары в розничных магазинах привычным способом. Однако в таких жестких условиях оказались не только потребители, но и весь розничный ритейл, представленный как крупными игроками рынка: Х5 Retail group (Перекресток, Пятерочка, Карусель), Магнит, Дикси, Лента; средними торговыми сетями Монетка, РеалЪ, Полушка; так и мелкими розничными магазинами формата «у дома». Аналитики Big Data X5 Retail Group выяснили, что в период с 9 по 22 марта 2020 года более 50% покупателей делали закупки впрок на ограниченный ассортимент товаров длительного хранения в магазинах сетей компании, что могло спровоцировать дефицит [1]. Данная ситуация поставила логистическую задачу перед ритейлерами - удовлетворить возросший спрос покупателей в полной мере, а также осуществлять своевременное информирование покупателей о новой поставке.
В процессе решения новых проблем бизнес открыл уникальную возможность увеличить объемы реализации товаров с помощью создания совершенного нового канала сбыта – доставки. Для успешной конкурентной борьбы необходимо создать удобный сервис доставки до двери покупателя, а именно информативные и актуальные каталоги товаров, быстроработающее и понятное приложение для различных устройств, создать систему быстрой доставки (автомобильный парк, организовать работу сборщиков заказа, телефонных операторов, курьеров) [2]. При этом необходимо сохранить уровень цен и обеспечить быструю и качественную доставку продуктов, создать систему лояльности и мотивировать людей пользоваться этим сервисом, провести рекламную кампанию. По данным агентства Data Insight, во время пандемии произошел резкий рост развития рынка электронной коммерции, который сохранится и на период до 2024 года. Так, рост рынка электронной коммерции к 2024 году увеличится почти на 5 триллиона рублей по сравнению с 2021 годом [3]. А уровень 2023 года будет достигнут уже в 2022 году (рисунок 1).
\s
Рисунок 1 - Темп развития e-commerce с учетом пандемии
Быстрее всего адаптировались крупные участники рынка, которые в условиях отсутствия собственного сервиса доставки компании начали использовать различные площадки («Сбермаркет», «Деливери Клаб», «Яндекс.Доставка», «Самокат»). В целях концентрации внимания покупателя компании начали создавать собственные логистические системы по доставке продуктов до покупателя. Мелкие же игроки не смогли решить логистические задачи по доставке продуктов до покупателя, так как данные решения влекут за собой большие накладные затраты, которые при учете в себестоимости выливаются в высокую цену, которая в свою очередь будет не конкурентоспособной.
В данной работе мы предлагаем рассмотреть возможность создания посредника между продавцами и потребителями товаров ежедневного потребления в формате маркетплейса. С точки зрения ритейлеров маркетплейс является площадкой, помогающей разыскать подходящую платежеспособную аудиторию. Это площадка, где каждый продавец сможет разместить свой товар, где единственным конкурентным фактором будет являться цена. А для покупателей маркетплейс выступает в роли агрегатора, собирающего всех продавцов (бренды, компании и индивидуальных предпринимателей) в единую базу. Таким образом, маркетплейс является цифровой ярмаркой с унифицированным методом оплаты, удобной доставкой и повышенной безопасностью [4]. Автоматизация и цифровизация процессов доставки до двери позволит покупателям выбрать наиболее подходящий вариант получения заказа, а компаниям – сократить издержки на один из самых затратных этапов (до 50% общих издержек). Важно отметить, что в России уже успешно функционируют различные маркетплейсы. Самые известные из них - «Беру», «Яндекс Маркет», «Wildberries», «Ozon». В сфере продуктов питания на сегодняшний день существует такая площадка, как «Сбермаркет». Популярный сервис по доставке продуктов, главным минусом которого является то, что заказ можно сделать только в одном из представленных магазинов («Метро», «Лента», «Ашан» и т. д.) на минимальную сумму 1000 рублей. Недостаток является существенным, так как зачастую покупателю необходимы товары из разных магазинов, потому что большинство покупает только товары «по скидке».
Обратимся к технической составляющей проекта. Ритейлеры размещают свой товар на площадку маркетплейс. Покупатель заходит в мобильное приложение по товарным категориям, выбирая подходящий товар по цене, качеству и бренду. Нужно отметить то, что покупатель выбирает свою потребительскую корзину вне зависимости от магазина. После поступления заявки от покупателя, ответственный за наличие товара в магазине либо принимает заявку, либо отклоняет. В случае наличия товара покупатель видит, в каком магазине есть данный продукт. Когда весь заказ оформлен, покупатель выбирает магазины, ближайшие к нему. Предполагается, что в приложении будет указано время доставки в зависимости от удаленности магазинов как между собой, так и до точки доставки (рисунок 2).
Точка доставки |
Дикси |
Дикси |
Метро |
Мясной |
Магнит |
Пятерочка |
Лента |
Лента |
Дикси |
Пятерочка |
Товар в наличии |
Товар в наличии |
Товар в наличии |
Товар в наличии |
Товар в наличии |
Товар отсутствует |
Товар отсутствует |
Товар отсутствует |
Товар отсутствует |
Товар в наличии |
Рисунок 2 - Карта по наличию товара в ближайших магазинах
Далее оформляется заказ покупателем, а ответственные в выбранных магазинах откладывают товар для курьера, отмечая в приложении - товар готов к отгрузке. Курьер проходит установленный маршрут, забирая в каждой точке подготовленные товары и уже собранную корзину отвозит до точки доставки. Оплата происходит различными способами такими, как оплата картой курьеру, оплата онлайн, оплата наличными. На рисунке 3 представлен один из возможных маршрутов курьера.
Точка доставки |
Дикси |
Дикси |
Метро |
Мясной |
Магнит |
Пятерочка |
Лента |
Лента |
Дикси |
Пятерочка |
з Сборка заказа |
Товар готов к выдаче |
Товар готов к выдаче |
Товар готов к выдаче |
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рисунок 3 - Возможный маршрут курьера
Все претензии от потребителей направляются в отдел поддержки маркетплейс, который берет на себя все издержки по компенсации доставки некачественного продукта. В таблице 1 представлены логистические особенности доставки товаров для участников торгового процесса.
Таблица 1- Преимущества и недостатки для потребителя и продавца
Преимущества для потребителя |
Недостатки для потребителя |
Возможность собрать корзину, состоящую из товаров исключительно «по скидке» |
Скорость доставки корзины с товарами из разных магазинов выше. |
Нет необходимости пользоваться агрегаторами скидок, а также постоянно следить за проходящими акциями во всех магазинах. |
Возможно, более высокая цена доставки |
Возможность заменить ВСЕ приложения и сервисы по приобретению товаров ОДНИМ |
Отказ от участия в «уникальных» акциях торговых сетей |
Преимущества для продавца |
Недостатки для продавца |
Возможность для небольших магазинов и сетей повысить объемы продаж, составить конкуренцию крупнейших игрокам. |
Возможно, увеличение штата в каждом магазине для осуществления функции сбора заказов |
Дополнительный канал сбыта |
Потеря потребителей, которые вместе с товарами «по скидке» приобретали товары по обычной цене в этом же магазине |
В перспективе, отказ от собственных сервисов, вследствие уменьшения их популярности – сокращение издержек. |
Потеря контроля рынка крупными сетями |
Создание такой системы будет полезно в первую очередь потребителям, которые смогут осуществлять покупки через одно приложение, собрав корзину по своим предпочтениям. Небольшие торговые точки смогут начать вести конкурентную борьбу наряду с крупными сетями.
Создание подобного маркетплейса сформирует современный канал сбыта, а также позволит значительно увеличить уровень конкуренции среди торговых сетей и розничных магазинов, что увеличит скорость, качество и комфорт получения товаров потребителями.
Библиографический список:
1. Рынок доставки в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/news/rynok-dostavki-v-2020-godu-vyrastet-v-desyatki-raz-13-maya-2020-194168/.
2. Тренды в ритейле: чем запомнится 2020 и на что сделать ставку в следующем году [Электронный ресурс]. URL: https://retail-loyalty.org/news/trendy-v-riteyle-chem-zapomnitsya-2020-i-na-chto-sdelat-stavku-v-sleduyushchem-godu/.
3. ТОП-10 трендов E-commerce в 2021 году [Электронный ресурс]. URL: https://new-retail.ru/business/e_commerce/.
4. Ковалева Н. А., Гузенко А. В. Основы логистики и управление цепями поставок. учеб. Пособие; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. –127 с.