Мамаева Юлия Андреевна
Студент 3 курса,
Красноярский государственный аграрный университет
г. Красноярск, Россия
E-mail: mamaevaklous2325@yandex.ru
Научный руководитель – Чепелева Кристина Викторовна
к.э.н, доцент, доцент кафедры «Логистика и маркетинг в АПК»
Красноярский государственный аграрный университет
г. Красноярск, Россия
E-mail: krustychepeleva@mail.ru
Development of a marketing complex product on the example of vegetable semi-finished products
Mamaeva Julia Andreevna
3 grade student
Krasnoyarsk State Agrarian University
Krasnoyarsk, Russia
Scientific Supervisor – Chepeleva Kristina Viktorovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Krasnoyarsk State Agrarian University
Krasnoyarsk, Russia
В статье представлены промежуточные результаты маркетингового исследования рынка овощных полуфабрикатов (картофель) методом фокус-группы. Обосновано содержание маркетингового комплекса продукта – овощные полуфабрикаты (картофель).
Ключевые слова: фокус-группа, целевая аудитория, потребление, маркетинговый комплекс, овощные полуфабрикаты, картофель
The article presents the intermediate results of the marketing research of the market of vegetable semi-finished products (potatoes) by the focus group method. The content of the marketing complex of the product – vegetable semi-finished products (potatoes) is justified.
Key words focus group, target audience, consumption, marketing mix, semi-finished vegetables, potatoes
Красноярский аграрный университет идет в ногу со временем, занимаясь адаптивной селекцией и выращивая востребованные на рынке сорта картофеля. Сорта, которые получены в результате селекции в Красноярском ГАУ, адаптированы к погодным условиям Красноярского края и дают стабильный урожай из года в год. Ученые аграрного университета осуществляют работу и по другим направлениям. Например, для переработки клубней и получения крахмала. Кроме того, получены гибриды с высоким содержанием антиоксидантов, которые можно использовать для диетического и лечебного питания [1].
На сегодняшний день узкоспециализированные сорта представлены на агропромышленном рынке слабо. Сегодня рынок требует красноклубневые сорта, потому что рынок близок к насыщению, желтоклубневые «надоели» потребителю. Это некая мода, но сельхозпроизводителю, чтобы быть успешным, надо ей следовать [1].
Целью исследования является представить промежуточные результаты маркетингового исследования рынка овощных полуфабрикатов и обосновать содержание маркетингового комплекса продукта – овощные полуфабрикаты (картофель).
В рамках исследования была проведена фокус-группа, одной из целевых групп была выбрана аудитория в возрасте 18-25 лет.
Все представители данной целевой аудитории используют картофель в приготовлении блюд. Преимущественно используют картофель при жарке, в других случаях, например для тушения, для приготовления салатов, для варки. Большинство картофель выбирают для гарнира, в виде «толченки».
Если рассматривать, где приобретают картофель участники фокус-группы, то большая половина участников покупают ее в магазинах шаговой доступности. Однако некоторые участники все-таки выращивают самостоятельно на дачах, на приусадебных участках частных домов.
Интенсивность потребления картофеля данной группы не зависит от сезона. Каждый из участников приобретает картофель, по мере того, как он заканчивается, так как не представляют свою пищу без картофеля. Обосновывают они это тем, что в каждом блюде имеется картофель в разных видах приготовления и считают, что замены для него не существует.
Представив новый картофель (фиолетового цвета – новый сорт), участники удивились и большинство из них сказали, что приобретали бы, но не на постоянной основе. Поводом послужило то, что не все любят какие-то изменения, тем более в привычных блюдах. Остальные участники, сказали, что заказали бы такое блюдо в кафе или ресторане и заплатили только за факт его оригинальной подачи. Самый популярный картофель, это обычный желтый. Полезность, пищевая ценность и калорийность картофеля не самая важная характеристика для данной аудитории. Участники также считают, что картофель полезен, но в других формах приготовления (варенный или запеченный).
Известность торговой марки не имеет значение для потребителей, а действующая акция в точке реализации на данную продукцию имеет значение.
Место происхождения картофеля отчасти важно, так как иностранный продукт не дает 100% уверенности в натуральности и качестве. Поэтому все участники сделали вывод, что российский картофель, а если он еще и с региона проживания, может быть хорошего качества. Что касается нарезки картофеля в вакуумной упаковке, то участники выбирают форму кубиков, для тушения и жарки; натертый картофель для драников или салатов; нарезка в виде слайсов для жарки, чипсов, также запекания.
Маркетинговый комплекс продута – овощные полуфабрикаты (картофель) представлен в таблице 1.
Таблица 1. Маркетинговый комплекс продута – овощные полуфабрикаты (картофель)
Элементы комплекса маркетинга |
Описание |
Товар |
Картофель Свойства товара: питательность; большой объем витаминов; полезность. Ассортимент: молодые зрелые клубни; разнообразные формы нарезки; разные сорта, также внедрение фиолетового картофеля. Качество: будет осуществлена добровольная сертификация«Енисейским стандартом». Дизайн: вакуумная упаковка, марка, название продукта, разнообразные рецепты на каждой упаковке. Марка: вся продукция будет под маркой Красноярского ГАУ, это показатель доверия у покупателей. Упаковка: вакуумная упаковка, с защитой от попадания воздуха. − Молодые/зрелые клубни − Разные формы нарезки − Разный сорт и полезный состав − Продукция аграрного университета |
Цена |
При определенной покупке, будет предоставлена скидка на 5-10%, это поможет привлечь большого количества потребителей. − Картофель, очищенный − Картофель нарезка «слайс» − Картофель нарезка «фри» − Картофель нарезка «драники» (500г) – от 40 рублей − Картофель нарезка «кубик» (500г) – от 40 рублей − Картофель «Деревенский», мытый (2,5кг) – от 130 рублей − Картофель «Мытый для запекания» (800г) – от 80 рублей − Картофель «Вега» в сетке (5кг)– от 200 рублей − Картофель «Гала» в сетке (5кг) – от 200 рублей − Картофель «РедСкарлетт» в сетке (5кг) – от 200 рублей − лучший по качеству продукт (1кг) - до 100 руб. |
Физическое распределение |
В супермаркетах/гипермаркетах: местный ритэйл: Красный яр; Аллея; Командор. |
Продвижение |
− Выпускать продукцию с гарантом качества, благодаря сертификации «Енисейским стандартом» (зеленая шишка) и в том числе помогать в продвижении продукции; − На каждом товаре, прикреплять разнообразные рецепты, связанные с приготовлением продукции; − Рассказывать и делиться с диетологами о полезных свойствах картофеля посредством SMM продвижения; − Сделать акцент и фокус внимания на полезные свойства, разные сорта картофеля. − Рассмотреть вариант продвижения других сортов в ресторанах. |
Объективным фактором, который в дальнейшем может способствовать развитию рынка овощных полуфабрикатов, является стремление к здоровому образу жизни.
Осознанное потребление, здоровый образ жизни, рост интереса к «альтернативным» продуктам питания в различных категориях главные тренды на рынке товаров повседневного спроса [2]. Также был рассмотрен фиолетовый картофель, который можно будет использовать для декоративных блюд, это поспособствует объему продажи такого вида.
Каждый сорт картофеля обладает своим уникальным химическим составом и набором полезных веществ, поэтому важно использовать принцип разнообразия в питании и употреблять в пищу, различные сорта картофеля, каждое из которых обладает полезными характеристиками и особым влиянием на организм. Проведенные исследования показали, что в качестве перспективных рынков можно определить рынок продукции картофеля повышенной пищевой ценности и рынок высококачественных продуктов питания, в том числе для диетического и лечебного питания.
Библиографический список:
1. В Красноярском ГАУ вырастили сорт, который можно использовать для диетического и лечебного питания. URL: https://krasnoyarsk.bezformata.com/listnews/krasnoyarskom-gau-virastili-sort/76923989/ (дата обращения 13.04.2021).
2. Чепелева К.В. Идентификация и сегментация потребителей растительных масел как базовые условия формирования эффективного маркетингового комплекса продукта / Экономика и предпринимательство. 2019. № 11 (112). С. 628-633.