Лазуренко Дмитрий Павлович
Студент 4 курса
Университет «Туран»
г. Алматы, Казахстан
E-mail : dmitrii_lazurenko@mail.ru
Научный руководитель – Кулик Вероника Борисовна
Доцент, к.т.н.
Университет «Туран»
г. Алматы, Казахстан
E-mail : kulvebori2018@gmail.com
Elements of digitalization of the logistics industry in Kazakhstan
Lazurenko Dmitry Pavlovich
fourth year student
University of Turan
Almaty, Kazakhstan
Scientific supervisor – Kulik Veronika Borisovna
Docent, Candidate of Technical Sciences
University of Turan
Almaty, Kazakhstan
В статье описаны преимущества и инструменты цифровизации. Обоснована необходимость цифровизации логистической отрасли в Казахстане. Описана основа цифровизации в сфере логистики.
Ключевые слова: логистика, цифровизация, логистические центры, груз, материальный поток, грузопоток
The article describes the benefits and tools of digitalization. The necessity of digitalization of the logistics industry in Kazakhstan is substantiated. The basis of digitalization in the field of logistics is described.
Key words: logistics, digitalization, logistics centers, cargo, material flow, cargo flow
На сегодняшний день цифровые технологии играют всё более важную роль в развитии экономики различных стран мира. Это приводит к тому, что бизнес-процессы, обмен информацией и коммерческие транзакции автоматизируются с помощью информационных систем.
К основным преимуществам цифровизации относятся:
- Объединение звеньев логистической цепи на одной платформе. Это обусловлено тем, что при вложениях в разработку платформенных, а не отдельных решений, повышается эффективность использования массивов данных для создания новых сервисов и оптимизации логистики [1, с. 78].
- Преобладание автоматизированного процесса над ручным трудом. Это и не мудрено так как автоматизированный процесс обладает большей производительностью и точностью, а также выше показатели скорости и удобств в использовании как для производителей так и для потребителей.
В Казахстане основу цифровизации составляет государственная программа «Цифровой Казахстан».
Основными целями данной программы стали: ускорение темпов развития экономики Республики Казахстан и улучшение качества жизни населения, а также создание условий для перехода экономики на принципиально новую траекторию – цифровую экономику будущего.
Реализация госпрограммы проводится с 2018 года и до 2022 года она будет проводиться в пяти ключевых направлениях:
1. Цифровизация отраслей экономики.
2. Переход на цифровое государство.
3. Реализация цифрового Шелкового пути.
4. Развитие человеческого капитала.
5. Создание инновационной экосистемы.
Говоря о цифровизации в логистической сфере в целом, можно сказать, что её основу составляют: машиночитаемые метки содержащие в себе информацию о товаре и о производителе, устройства способные данные метки считать, GPS - навигаторы и передатчики позволяющие отслеживать движение и состояние транспортного средства, программы позволяющие вести учёт и аудит, а также управлять автоматизированными процессами, устройства позволяющие обеспечивать доступ к программам и интернету, ну и непосредственно сам интернет.
Рассматривая цифровизацию в отдельных областях логистики, в складской логистике можно отметить компьютерные программы а также их аналоги в облачных технологиях позволяющие вести учёт товарной номенклатуры а также подготавливать сопроводительные документы. Ассортимент подобных программ достаточно велик. Также сюда относится модуль виртуальный склад. Виртуальным складом пользуются страны входящие в ВТО, и поскольку Казахстан с 2015 года входит в состав ВТО было принято решение, что данный модуль появится и в Казахстане.
В Казахстане модуль виртуальный склад был введен в тестово–эксплутационном режиме с 1 января 2018 года [2]. На начальном этапе функционал виртуального склада распространялся на налогоплательщиков, реализующих автотранспортные средства, меховые изделия в отношении которых применяются пониженные ставки ввозных таможенных пошлин, а с 1 января 2019 начался поэтапный процесс внесения в данный модуль остальных видов товаров представленных на казахстанском рынке.
Вдобавок сюда можно отнести программы и платформы для создания машиночитаемых меток, которые содержат в себе информацию о конкретной заявке на поставку продукции, например: номер сборщика, номер поддона, время упаковки и другую информацию.
Говоря о складской логистике нельзя не отметить «погрузчики» тип которого определяется нуждами склада, а также устройства позволяющие обеспечивать доступ к программам и интернету.
Если говорить о производственной логистике можно отметить: конвейерные установки, автоматизированные устройства, программы позволяющие задать данным устройства алгоритм действий, а также наладить учёт количества выпущенной продукции.
Анализируя цифровизацию в транспортной логистике, в автомобильных грузовых перевозках, следует отметить: электронную оплату пошлин а также электронную подачу и оформление таможенных документов, онлайн оплату платных дорог, GPS- навигаторы, электронные весы призванные выявить перегруз, Глонасс и прочие спутниковые системы позволяющие отслеживать движение и состояние транспортного средства, навигационные пломбы обеспечивающие сохранность груза и дающие возможность вести мониторинг за транспортом (планируется легализация таких пломб после 2020 года в странах ЕАЭС), система базирующаяся на российской системе взимания платы Платон за использование транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по всем автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Сроки внедрения пока не известны, инициатором выступил КазАвтоЖол.
Рассматривая железнодорожный транспорт стоит выделить проект Асу магистраль и Асу Депо, позволяющие производить значительно более эффективную диагностику состояние железнодорожных путей и железнодорожных вагонов, а также онлайн сервисы по отслеживанию вагонов.
Согласно расчётам АО КТЖ проект асу магистраль позволит ежегодно экономить свыше 16 млрд тенге бюджетных средств, за счёт произведения фактического а не планового ремонта железнодорожных путей, сокращения количества сотрудников необходимых для совершения того же количества работ, а также благодаря аренде, а не приобретению данных вагонов.
Из всего вышесказанного видно, что в различных областях логистики имеется очень большое количество инструментов цифровизации и внедрения их повсеместно позволит компаниям в перспективе значительно сократить затраты и получить больше инвестиций для дальнейшего развития, ведь для серьёзных инвесторов нецифровая экономика уже непривлекательна, так как уже считается неэффективной и малоцелесообразной.
Подводя итоги можно сказать, что все мероприятия и проекты, реализованные в рамках программы «Цифровой Казахстан», помогут повысить эффективность и прозрачность государственного управления, улучшить инвестиционный климат, повысить производительность труда и рост доли малого и среднего бизнеса в структуре ВВП [3, с. 74]. А опасаться того, что цифровизация приведёт к тому что, будет увеличиваться количество безработных не стоит, так как цифровизация это не сокращение людей, это смена их навыков.
Цифровизация не является способом замены человеческого труда, скорее выступает вспомогательным инструментом, работающим на повышение эффективности и совершенствование профессиональных навыков.
Библиографический список:
1. Стрелец И.А. Сетевая экономика. Учебник. – М.: Эксмо. – 2006. – 207с.
2. Бакыткызы Халимат. Что нужно знать о «Виртуальном складе». [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://ank.kz/post/chto-nuzhno-znat-o-virtualnom-sklade
3. Казбеков, Т. Б. Цифровизация экономики в Казахстане / Т. Б. Казбеков, А. С.
Муканова // Экономика и управление производством: материалы докладов 83-й научно технической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов (с международным участием), Минск, 4-14 февраля 2019 г.Минск : БГТУ, 2019. – С. 73-75.