Кутлиахметов Нургали Уралович
Студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: kutliaxmetovn@mail.ru
Научный руководитель – Олейник Наталья Михайловна
к.э.н., доц. каф. торгового дела и товароведения
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
Saint-Petersburg, Russia
Development of fulfillment operators in the modern Russian market
Kutliakhmetov Nurgali Uralovich
3rd year student
Saint-Petersburg State University of Economics,
Saint-Petersburg, Russia
Scientific supervisor – Oleinik Natalia Mikhailovna
associate professor of the department of trade and commodity research,
Saint-Petersburg State University of Economics,
Saint-Petersburg, Russia
В статье рассмотрены современные реалии российского рынка фулфилмента, проанализировано влияние пандемии коронавируса на развитие фулфилмента и электронной коммерции в целом, выявлены основные тренды развития фулфилмент-операторов.
Ключевые слова: логистические операторы, фулфилмент, маркетплейсы.
The article examines the current realities of the Russian fulfillment market, analyzes the impact of the coronavirus pandemic on the development of fulfillment and e-commerce in general, and identifies the main trends in the development of fulfillment operators.
Key words: logistics operators, fulfillment, marketplaces.
В последние годы торговый бизнес переживает структурные преобразования, которые основаны на глобальных трендах, к числу которых относится переход оффлайн торговли в онлайн режим, который, для торговых предприятий, сопровождается определенными сложностями, что связано с необходимостью обеспечения доставки товара конечному потребителю, содержанием склада, транспортной техники, осуществлением упаковки и т.п. На сегодняшний день многие торговые компании отдают такие виды деятельности как транспортировка, складирование, доставка клиенту, упаковка товаров на аутсорсинг логистическим операторам. Это самостоятельные хозяйственные субъекты, специализирующиеся на услугах транспортировки, организации временного хранения, экспедиторского сопровождения товарно-материальных ценностей.
В международной практике классификация логистических операторов выглядит следующим образом: 1PL, 2PL, 3PL, 4PL, 5PL [1]. PL (Party Logistic) переводится как «сторона логистики». Цифрами обозначено, насколько «глубоко» оператор вовлечен в логистические процессы компании (табл. 1).
Таблица 1 - Характеристики логистических операторов
Оператор |
Характеристика |
1PL |
Провайдером выступает владелец или изготовитель продукции. Осуществляет все операции от хранения до отгрузки. Подобный тип операторов «отмирает». |
2PL |
Включает две стороны коммерческой деятельности: владельца груза и посредника, выполняющего ограниченный набор логистических функций. Чаще всего, это функции грузоперевозок и аренды складских помещений. |
3PL |
Характеризуется более широким спектром услуг: транспортировка, складирование, управление запасами на складе, упаковка товаров, экспедирование, кросс-докинг, информационно-аналитическое сопровождение товародвижения. |
4PL |
В дополнение к перечню функций, реализуемых операторами третьего типа, предоставляет услуги по планированию и проектированию цепи поставок, полному контролю осуществления логистических процессов. |
5PL |
Относительно новый тип логистических операторов, имеют все функции 4PL-оператора. Отличительная особенность – специализация на обслуживании сферы интернет-коммерции. |
Логистический оператор 5PL обслуживает запросы интернет-магазинов, объединяет производителей, торговых посредников, клиентов, расположенных в разных частях света. Этот вид логистических операторов также называют фулфилмент. Фулфилмент-операторы могут выполнять полный комплекс логистических операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки. Торговые компании самостоятельно выбирают тип операторов, который им подходит больше. Мы же в данной статье акцентируем внимание на услуге фулфилмент. Такой способ доставки подразумевает, что всю логистику берет на себя сторонняя курьерская служба. Владелец интернет-магазина заключает договор с выбранной компанией и вопросы доставки своих товаров полностью передает ей. В перечень услуг могут входить складское хранение товаров, приём и обработка заказов, комплектация и упаковка заказов, получение оплаты от покупателей, доставка заказов, работа с возвратами. Перечень услуг настолько обширен, что торговая компания, оплатившая все предоставляемые оператором услуги, может устраниться от логистических процессов. Оператор заберет товар у производителя, доставит на свой склад, примет заказ, упакует товар, доставит его покупателю и примет оплату. Разумеется, такая схема взаимодействия вовсе необязательна. Работая с операторами, предоставляющими услуги фулфилмента, можно реализовывать несколько схем. Приведем некоторые из них в качестве примера (табл. 2).
Таблица 2 – Примеры возможных схем работы с фулфилмент-операторами
Примеры возможных схем работы с фулфилмент-операторами |
|
1 |
Оператор забирает заказ со склада компании и доставляет его покупателю. Занимается упаковкой, промежуточным хранением, комплектацией и сборкой посылки. |
2 |
Служба логистики интернет-магазина самостоятельно привозит товар на склад оператора, чаще всего партиями. Продукция находится на ответственном хранении. После того, как заказ принят и оплачен, оператор собирает его и везет клиенту. |
3 |
Оператор забирает партию товара со склада производителя или поставщика. Товары минуют склад интернет-магазина, что исключает лишнюю логистическую цепочку. |
4 |
Оператор развозит заказы со склада интернет-магазина по пунктам самовывоза, постаматам и другим точкам. |
Возможных схем взаимодействия с фулфилмент-операторами много. Компании могут пользоваться как одной конкретной, так и несколькими схемами одновременно.
Сегодня на российском рынке фулфилмента можно выделить следующие ключевые тренды: влияние пандемии, рост маркетплейсов, укрупнение фулфилмент-центров и комплексные решения, развитие складской инфраструктуры и технологий [2].
Ни для кого не секрет, что ограничительные условия пандемии коронавирусной инфекции сильно ускорили развитие интернет-торговли. Тысячи потребителей открыли для себя новые возможности онлайн-шопинга. Согласно исследованию Data Insight количество онлайн-заказов в сентябре 2020 г. составило почти 64 млн., что на 62% больше, чем в сентябре 2019 г. (рис. 1) [3].
Рисунок 1 – Результаты рынка eCommerce в сентябре 2020 г.Однако для торговых компаний, не успевших создать полноценные интернет-магазины, эта ситуация обернулась катастрофой. Срочно встал вопрос поиска решения проблемы, в частности, обращение к услуге фулфилмент.
Сложившаяся ситуация безусловно ускорит рост eCommerce. Исследовательское издание Data Insight уже пересмотрело свой прогноз развития электронной торговли на ближайшие 5 лет [4]. Согласно новому прогнозу, средний рост рынка электронной коммерции с 2019 по 2024 год составит более 33 %, т.е. рынок вырастет почти на 6 триллиона рублей (рис. 2).
Рисунок 2 – Ускорение роста рынка eCommerce за счет пандемии
Можно сказать, что речь идет не о разовом или сезонном всплеске, а о масштабных изменениях. Люди, которые до этого не покупали онлайн, научились это делать и продолжают совершать покупки в интернете и после снятия ограничений. Магазины больше не могут позволить себе не развивать онлайн-направление, а фулфилмент-операторы и логистические службы по-прежнему ощущают приток клиентов. Для компаний, еще не открывших свой онлайн-магазин, еще одним решением будет сотрудничество с маркетплейсами. Это сильно упрощает старт – компания получает практически гарантированный поток заказов, избавляется от сложностей, связанных с запуском и продвижением сайта mahaon.ua, обеспечением качественной доставки. Многие маркетплейсы оказывают в том числе и услуги фулфилмента. В частности, можно выделить Ozon, Goods, Беру, Waildberris, Lamoda. Однако, схема работы с использованием фулфилмента маркетплейса подразумевает хранение товаров на его складе, что обходится дороже, чем хранение на собственном складе или на складе оператора. Кроме того, товары на складе маркетплейса нельзя продать по другим каналам, они оказываются замороженными. Поэтому продавцам выгоднее хранить товар на складе фулфилмента и поставлять на маркетплейс партиями. Для этого фулфилмент должен быть интегрирован со всеми маркетплейсами. «Работа с таким фулфилментом позволяет не загружать товары на склады маркетплейсов, а использовать для работы со всеми каналами единый склад. Это существенно уменьшает требования к объему оборотных средств. Эта услуга сегодня очень востребована клиентами» [2]. О том, что услуга действительно востребована, говорит то, что фулфилмент-операторы создают отдельные подразделения, ориентированные на работу с маркетплейсами. Также, появляются компании, специализирующиеся только на подобных услугах, не занимаясь самим фулфилментом.
Еще одним трендом на рынке логистики является укрупнение фулфилмент-центров и внедрение комплексов дополнительных услуг. Требования к качеству сервиса постоянно растут, условия работы усложняются. Чтобы соответствовать ожиданиям и не терять темп, необходимо использовать партнерские ресурсы, инфраструктуру и компетенции. Основные направления развития партнерских отношений фулфилмент-операторов направлены на работу со службами доставки и маркетплейсами. Также операторы вводят дополнительные услуги, позволяющие увеличить прибыль. Клиенты привыкают к возможности переложить на партнера часть операционной деятельности – например, воспользоваться колл-центром или бэк-офисом. Как итог, выигрывают операторы, которые могут обеспечить комплексное обслуживание торговых компаний. Важным аспектом развития является расширение географии присутствия фулфилмент-оператора. Работа в регионах позволяет клиентам охватить больший рынок, поэтому наличие складов, распределительных центров и работающих логистических служб в регионах становится важным преимуществом.
Еще один безусловный тренд – расширение и техническое развитие складов. Практически все крупные игроки либо недавно расширяли имеющиеся площади, либо ищут новые сейчас. Недостаток складских площадей стал особо ощутим в 2020 г. Из-за резко возросшего спроса склады средних и мелких операторов вышли на предельную загрузку. Из-за нехватки свободных площадей им приходится отказываться от новых клиентов. При недостатке площадей возрастает значимость их оборудования. Благодаря технологиям можно расширить спектр услуг и повысить их качество. Автоматизация позволяет разбить складские процессы и последнюю милю на отдельные показатели и отслеживать их. Клиенты могут контролировать складские остатки, сборку заказов и движение денежных средств онлайн, проверять корректность счетов за доставку и заказывать любую индивидуальную аналитику. Кроме того, технологичность компании помогает существенно увеличить гибкость – благодаря возможности внедрять новые процессы за небольшое время.
Подводя итог можно сказать, что услуги, предоставляемые фулфилмент-операторами, сегодня крайне востребованы, что обусловлено развитием интернет-торговли в целом, а также ускоренным переходом в онлайн режим торговых организации в связи с пандемией коронавируса. Определенно в ближайшее время фулфилменты будут пользоваться исключительным спросом. Это приведет к их дальнейшему росту и техническому совершенствованию.
Библиографический список:
1. Что такое логистика. Классификация логистических операторов [Электронный ресурс] // https://tocan.com.ua/chto-takoe-logistika-klassifikatsiya-logisticheskih-operatorov/
2. Фулфилмент для электронной торговли [Электронный ресурс] // https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_Fulfilment_2020.pdf
3. Результаты рынка eCommerce за сентябрь 2020 [Электронный ресурс] // https://datainsight.ru/eCommerceSeptemberResults_2020
4. Электронная торговля 2020 – 2024, прогноз Data Insight [Электронный ресурс] // https://datainsight.ru/DI_eCommerce2020_2024