Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 19:37:44
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Логистические аспекты розничной торговли: проблемы, перспективы

Куницына Анжелика Валерьевна

студентка

Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

г. Санкт- Петербург, Россия

E-mail: angelinakunisa@gmail.com

Научный руководитель  Олейник Наталья Михайловна

к.э.н., доц. каф. торгового дела и товароведения

 Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: olejnik@inbox.ru

 

Logistic aspects of retail trade: problems, prospects

Kunitsyna Angelika Valeryevna

Student

Saint-Petersburg State University of Economics,

Saint-Petersburg, Russia

Scientific supervisor – Oleinik Natalia Mikhailovna

associate professor of the department of trade and commodity research

Saint-Petersburg state university of economics,

Saint-Petersburg, Russia

 

В статье показаны результаты анализа российского рынка электронной торговли продуктами питания, выявлены основные логистические аспекты розничной торговли. Рассмотрены тенденции спроса и предложения на рынке e-grocery, а также проблемы и перспективы взаимодействия торговых и логистических предприятий.

Ключевые слова: доставка продуктов питания,  онлайн-торговля, онлайн-сервисы

 

The article shows the results of the analysis of the Russian market of electronic trade in food products, identifies the main logistics aspects of retail trade. The tendencies of supply and demand in the e-grocery market, as well as problems and prospects of interaction between trade and logistics enterprises are considered.

Key words: food delivery, online trade, online services

 

Пандемия существенно повлияла на рынок розничной торговли продуктами питания за прошедший год.  Предприятия малого торгового бизнеса столкнулись с трудностями и массово закрылись, а процесс захвата рынка федеральными сетями ускорился. В это время магазины формата «у дома» увеличивали продажи. В ответ на падение доходов населения и рост безработицы запускалось все больше сетей дискаунтеров. Мощный толчок получило развитие e-grocery - продажа товаров ежедневного спроса в сети Интернет.

По данным аналитического агентства Infoline, в 2020 году размер отечественного рынка составит почти 17 трлн рублей и к 2024 году ожидается рост до 20 трлн рублей. Общий объем, занимаемый новыми форматами реализации, будет и дальше показывать стабильный рост, а доля офлайн торговли сократится с 20% в текущем году до 16% в 2024 году. Объем продаж на рынке e-grocery в 2020 году составил 155 млрд рублей, что показывает рост в три с половиной раза к предыдущему году. Если рынок e-grocery будет расти минимум на 100% в год, то к 2024-2025 году он сможет выйти на оборот 1 трлн рублей [1].

Рынок online-торговли товарами повседневного спроса в 2020 году вырос с 43 до 145 млрд рублей и возможно вырастет до 605 млрд рублей в 2023 году. В момент карантинных ограничений данная отрасль стала одной из наиболее динамично растущих в России. Сейчас основная часть рынка приходится на долю онлайн-гипермаркетов (более 41%), но сегмент экспресс-доставки быстро увеличивается. Аналитики предполагают, что к 2023 году доли экспресс-доставки и онлайн-гипермаркетов будут практически равны [2].

Достичь таких показателей возможно при коллаборации с логистическими операторами, которые берут на себя такие функции как транспортировка, складирование, обработка груза, доставка, оплата. Деятельность логистических операторов, выполняет сбытовую функцию и  обеспечивает повышение эффективности торговых предприятий и способствует росту их конкурентоспособности. Логистические бизнес-процессы, от снабжения до доставки продукции конечным потребителям, обеспечивают и требуемый уровень качества обслуживания современных покупателей.

В 2020 году в России появилось более 25 новых логистических операторов за счет того, что онлайн-доставкой занялись гиганты ритейла. Ведущий игрок рынка - X5 Retail Group - за время карантинных ограничений увеличил выручку в онлайне в несколько раз. Кроме того на рынок e-grocery чаще выходят онлайн-порталы, для которых товары повседневного спроса ранее являлись дополнительным направлением. Совокупная выручка онлайн-сервисов X5 Retail Group достигла к сентябрю 2020 года 13 млрд рублей, оставив позади лидера прошлых годов онлайн-торговли – федеральную компанию «Утконос» с выручкой за тот же период около 12 млрд рублей. X5 планирует занять 20%  рынке e-grocery к 2024 году. Третье место занял «Сбермаркет» - около 12 млрд. В сегменте экспресс-доставки лидеры проекты «Яндекс.Лавка» и «Самокат»[1].

Доставка и ассортимент – ключевые различия между двумя моделями онлайн торговли: экспресс или гипермаркет. Онлайн-гипермаркеты «Перекрестка» могут доставлять товары в день заказа и предлагаемый ассортимент насчитывает 44 тысяч  SKU, а «Яндекс.Лавка» доставляет заказы менее чем за 15 минут, но ассортимент будет меньше 2-х тысяч SKU. Потребители используют онлайн-гипермаркеты для закупки товаров впрок, а экспресс — для ежедневных или срочных покупок. Соответственно, отличается и средний чек. У онлайн-гипермаркета «Перекресток» он составляет 3 791 рубль, а у «Яндекс.Лавки» около 900 рублей. Онлайн-гипермаркеты ограничивают минимальную сумму заказа, а экспресс-доставка практически обращает внимания на данный параметр.

Летом 2020 года X5 Retail Group заявили о запуске единой технологической платформы для быстрой доставки товаров повседневного спроса своих сетей. В 2020 году стремительно развивался рынок экспресс-доставки из «дарк-сторов», или продуктовых складов, в которых заказ собирают за минуты. Так работают сети «Яндекс.Лавка» и «Самокат»: оба проекта в апреле 2020 выполнили почти в 4 раза больше заказов, чем «Утконос». По данным аналитической компании Nielsen, до начала пандемии COVID-19 в РФ продажи собственных торговых марок (СТМ) росли в среднем на пять с половиной процентов в рублях, а с января по май 2020 года ускорились почти втрое — до 15% [3].

Автоматизация процессов, безопасность, бесконтактные технологии и упрощение доставки вышли на первый план для игроков рынка e-grocery. «Яндекс.Еда» начала доставлять заказы беспилотником в центре Москвы и в Иннополисе под Казанью. Согласно данным Criteo, весной 2020 года 54% российских пользователей имели на своем телефоне минимум одно приложение для онлайн-покупок. 42% опрошенных пользуются приложениями по заказу еды несколько раз в неделю, 24% — раз в неделю, 14% — несколько раз в день. Только онлайн-сервисы X5 Retail Group «Пятёрочка Доставка» и «Перекрёсток.Быстро» с начала 2020 года установили более 15 млн раз. «Сбермаркет» запустил экспресс-доставку с рынков, первым среди которых стал «Фуд Сити». [4]. Удовлетворить возросший спрос стало возможным из-за активизации деятельности логистических операторов.

Быстрому проникновению e-grocery прежде всего мешает многолетняя привычка людей ходить в магазины и неуверенность, что привезут то, что нужно. Помимо привычек, есть еще две тормозящие причины - время и стоимость доставки. При этом люди часто выбирают покупки в магазинах у дома из-за удобства, но средний чек получается выше, чем при доставке и походах в гипермаркеты. Аналитики отмечают, что, несмотря на бурный рост e-commerce, почти половина россиян не покупает в интернете практически ничего. Это люди, чьи привычки формировались на протяжении всей их жизни, и они не имеют опыта заказа товаров в интернете.

Запросы пользователей, которые решает сервис доставки продуктов в регионах, отличаются от столичных. Если в Москве и Петербурге люди хотят в первую очередь сэкономить время на поход в магазин, в регионах на первый план выходят другие проблемы - транспортная доступность магазина, недостаточный ассортимент в магазинах у дома, сложные погодные условия. Есть города, в которых проникновение e-grocery в процентах выше, чем в Петербурге и в Москве - к таким можно отнести Ростов-на-Дону и Краснодар.

Подводя итог можно сказать, что переход в онлайн неравномерен: какие-то продукты быстро уходят в онлайн, и темпы перехода будут только ускоряться. А какие-то продукты останутся в магазинах, потому что там их покупать удобнее, например фреш, ультра фреш. Тяжелые продукты и продукты длительного хранения перейдут в онлайн значительно быстрее за счет формирования партнерских отношений торговых предприятий и логистических операторов.  В ближайшие пять лет компании будут вкладывать в технологии: маршрутизацию, автоматизацию складов, индивидуальные рекомендации для пользователей. Говорить о роботах-доставщиках пока рано. Сервисы смогут использовать их только тогда, когда их стоимость станет ниже стоимости человеческого труда. Будущее развития e-grocery связано с индивидуализацией предложений, активизацией логистических служб, отделов, операторов, и быстрым реагированием на новые тренды рынка. Ключевые тренды роста на сегодняшний день – взаимодействие сервисов по доставки с ритейлерами,  что гарантирует удобство, скорость, безопасность доставки заказа потребителем. Чтобы в условиях растущей конкуренции торговым компаниям и логистическим операторам взаимодействовать результативно, необходимо сосредоточиться не только на технологических инновациях, бизнес-процессах, персонализации и новых каналах доставки, но и на  научных принципах, методах и концепциях логистических систем.

 

Библиографический список:

1.   Рынок онлайн-торговли продуктами питания [Электронный ресурс] // https://place.moex.com/analytics/news/rynok-onlayn-torgovli-produktami-pitaniya-v-etom-godu-mozhet-vyrasti-s-43-do-145-mlrd-rubley (дата обращения: 16.03.2021)

2.   Российский рынок доставки готовой еды и продуктов бьет рекорды: итоги 2020 года [Электронный ресурс] // https://rb.ru/opinion/russian-delivery-market-2020/ (дата обращения 16.03.2021).

3.   Рынок онлайн-торговли продуктами питания [Электронный ресурс] // https://www.finam.ru/analysis/marketnews/rynok-onlaiyn-torgovli-produktami-pitaniya-v-etom-godu-mozhet-vyrasti-s-43-do-145-mlrd-rubleiy-20201216-16400/ (дата обращения: 20.03.2021)

4.   Розничная торговля продуктами питания: итоги 2020 и прогнозы [Электронный ресурс] // https://pulse.mail.ru/article/roznichnaya-torgovlya-produktami-pitaniya-itogi-2020-i-prognozy-4900653876730102450-16206889993900659/ (дата обращения 25.03.2021).

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021

 

 


Количество просмотров: 2837
теги:
06.01.2022 19:56 | log2021блог автора

Еще публикации: