Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 18:59:03
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Новая мобильность: как экотранспорт меняет каркас уличного движения

Корчагин Роман Евгеньевич

магистрант 1 курса

Сибирский государственный университет водного транспорта

г. Новосибирск, Россия

E-mail: korromev@mail.ru

Научный руководитель – Виниченко Виктория Александровна

Доцент кафедры Экономики транспорта и финансов, доцент, канд. экон. наук

Сибирский государственный университет водного транспорта

г. Новосибирск, Россия

E-mail: vika_06.07@mail.ru

 

New mobility: how ecotransport is changing the framework of street traffic

Korchagin Roman Evgenievich

1st year Master's student

Siberian State Uni versity of Water Transport

Novosibirsk, Russia

Scientific supervisor – Vinichenko Victoria Alexandrovna

Associate Professor of the Department of Transport Economics and FinanceAssociate Professor, Candidate of Economic Sciences

Siberian State University of Water Transport

Novosibirsk, Russia

 

В работе рассматривается текущее состояние уличного движения на велосипедах, самокатах и так далее. Проанализирован спрос покупателей на приобретение собственных транспортных единиц, так и на услуги в сфере проката/передвижения на экотранспорте. Так же в работе обращено внимание на проблемы инфраструктуры городов и юридического урегулирования.

Ключевые слова: мобильность, экокаркас, велотранспорт, экология, электросамокаты

 

The paper considers the current state of street traffic on bicycles, scooters, and so on. The demand of buyers for the purchase of their own transport units, as well as for services in the field of rental/movement on ecotransport, is analyzed. The paper also draws attention to the problems of urban infrastructure and legal regulation.

Key words: mobility, eco-frame, bicycle transport, ecology, electric scooters

 

Современный темп жизни диктует свои условия. Бывает так, что человеку максимально в короткий срок нужно добраться из одного места в другое, однако, ситуация на дорогах наземного транспорта в городах оставляет желать лучшего, а развитость подземного транспорта недостаточна или вообще отсутствует. Вместо стояния в пробках в набитых людьми автобусах, трамваях и т.д., а так же в собственном автомобиле или такси, жители предпочитают использовать индивидуальные средства передвижения, наибольшее распространение из которых получили велосипеды и самокаты, которые для удобства и комфорта снабжаются электромоторами. В данной работе рассматриваются проблемы и перспективы развития велодвижения и индивидуальных электрических средств передвижения.

Буквально несколько лет назад велосипед являлся лишь инвентарем для получения удовольствия от прогулки: жители выезжали с велосипедами за город, чтобы прокатиться по лесам и паркам, либо же катались по улицам города. Некоторые  использовали его как спортивный инвентарь, чтобы сжигать нежелательные калории, прокачивать мускулатуру ног и выполнять кардио-упражнения. Спустя время, на улицах города можно встретить людей, которые в часы пик добираются до своего рабочего места или домой, тем самым не тратя время на стояние в пробках. Выбирая подобные средства передвижения человек стал меньше тратить времени на дорогу, что в текущих реалиях является важным фактором, ведь согласно опросу Superjob.ru, проведенному в 23 крупнейших городах России, граждане, пользующиеся только общественным транспортом, в среднем добираются до работы и обратно домой за 86 минут (430 минут за рабочую неделю). Владельцам личного автотранспорта удается сократить это время примерно до 1 часа (300 минут в неделю) [1].

Аналитики международной консалтинговой компании McKinsey зафиксировали изменения в отношении городского транспорта под влиянием пандемии. Эксперты отметили несколько трендов, однако главный из них заключается в том, что теперь здоровьем, безопасностью и надежностью при выборе вида транспорта руководствуются в первую очередь.

Аналитики «Авито» также отмечают повышенный спрос на электротранспорт. По их данным, с июня по сентябрь этого года в России рекордно в 2,2 раза подскочил спрос на электросамокаты, гироскутеры и другие подобные средства индивидуального передвижения.

Рост популярности персонального электротранспорта отмечают и аналитики Ozоn- спрос на электросамокаты в маркетплейсе весной вырос в 4 раза год к году, а к июню-августу в 7 раз.

Еще более впечатляющий скачок спроса заметили аналитики Wildberries. По данным аналитического отдела маркетплейса, с апреля по август продажи двухколесных велосипедов были выше более чем в 19 раз, электровелосипедов- в 16, а электросамокатов- в 11 раз [2].

Необходимо отметить, что сейчас в моде экологичность и уменьшение вредных выбросов. Люди, относящие  себя к тем, кто на волне современных трендов и тенденций, в том числе по причине экологичности, пользуются этими средствами передвижения и отказываются от привычных нам общественного транспорта, такси и личных автомобилей. Это уменьшает трафик на улицах и количество пассажиров в общественном транспорте.

Основываясь на анализе рынка по количеству точек продаж и мест выдачи интернет-заказов можно утверждать, что популярность электросамокатов, велосипедов и т.д. в сезоне 2020 года была рекордно высока. В Москве работало порядка 800 точек продаж данной техники, а интернет-запросов на покупку, например,  электросамоката набралось около 34,5 тысяч. В то время как в Новосибирске работало 76 торговых точек, а количество запросов в поисковике составило 1,2 тысячи единиц.

Вернемся к тому, как вообще из обычного велосипеда или самоката рынок сотворил электрические средства передвижения. Если что-то пользуется спросом, то производители обязательно обращают на это внимание и стараются модернизировать это для большего круга потенциальных клиентов. Так из обычных самокатов появились электросамокаты, а из велосипедов электровелосипеды. Вряд ли кому то хочется крутить педали или отталкиваться ногой, приезжать на работу потным, если можно просто сесть/стоять и двигаться к концу своего маршрута? Помимо вышеупомянутых, в продаже можно найти сигвеи, моноколеса, электроролики и электродоски. Ниже приведена сравнительная  характеристика по основным потребительским качествам электровелосипеда и электросамоката как самых популярных и быстро осваиваемых средств индивидуальной мобильности.

 

Таблица 1- Сравнительная характеристика

Характеристика

Электровелосипед

Электросамокат

Стоимость, тыс. руб

30-100

10-70

Вес, кг

15-35

8-16

Максимальная скорость, км/ч

35-60*

25-32

Запас хода, км

50-80

35-40

Механизм складывания

Присутствует не у всех моделей, громоздкий

Присутствует у большинства моделей, удобен для ручного перемещения

*Мощностью до 250 Вт, на которые не требуется водительское удостоверение

 

На данном этапе рынок электрических средств передвижения огромен. Он представлен в большом разнообразии производителей,  разным ценовым диапазоном и различными характеристиками самих средств передвижения. Пожалуй, основным техническим критерием выбора такого транспорта будет его наибольший пробег. Например, аккумулятор электросамоката позволяет проехать на одном заряде 35-40 км с максимальной скоростью 25 км/ч. Для повседневного передвижения в городе - это более чем оптимальный пробег и достаточная скорость передвижения. Согласно данным из статьи средняя скорость передвижения в Новосибирске составляет 28-36 км/ч [3].

Несомненным лидером в сфере индивидуальных средств передвижения является электросамокат. На сегодня рынок проката электросамокатов в России представлен двумя разными вариантами: консервативный вариант точки проката, откуда выдается и куда возвращается самокат, взятый на определенное время и вариант шеринга или же поминутной аренды. Оба варианта организации предоставления услуги являются популярными у определенных групп целевой аудитории. Люди старой закалки - консерваторы, с большим энтузиазмом идут в точки проката, ведь там все просто: оформил договор проката, оплатил, покатался и вернул самокат в точку аренды, где всегда заряженный и технически исправный самокат ждет клиента. Шеринг же нацелен на новаторов, людей идущих в ногу со временем и соответствующим современным технологиям. Кикшеринг уже скорее средство передвижения до определенной точки, нежели возможность прокатиться с друзьями по красивым паркам и набережным. К отрицательным моментам можно отнести различные технические проблемы в работе приложений и оборудования самоката, так как сложно оперативно отследить его техническое состояние, ошибочные штрафы от компании арендодателя за повреждения, которые вы не совершали.

Самокаты в аренду появились в России лишь два года назад. Сначала сервис был запущен в Москве. Позже география стала расти. Сейчас эту услугу предоставляют около тридцати компаний в различных городах страны. В сумме у всех этих компаний насчитывается 35 тысяч самокатов [4]. В Новосибирске из кикшеринга представлена лишь компания Whoosh, которая в 2019 году зашла в новосибирский Академгородок, а в 2020 году разместила места парковки самокатов уже и в самом городе. На данном моменте большей популярностью пользуется стандартная точка аренды самоката, которых в городе достаточно много. Бум открытия подобных бизнесов произошел на летний сезон 2020 года, когда за короткий период времени начали работать порядка 10 компаний, которые в достатке перекрыли потребность новосибирцев в проведении досуга, который был значительно ограничен из-за пандемии.

Развитие инфраструктуры определяет качество жизни горожан. Чем больше комфорта и практичности в повседневной жизни человека, тем продуктивнее и проще становится его жизнь. Уровень развития инфраструктуры везде разный, и зависит он от приоритетов правительства населенных пунктов. Например, Москва и Санкт-Петербург в значительной мере обеспечены велодорожками, по которым с удовольствием можно добираться до необходимой точки что на велосипеде, что на самокате, что на роликах и других индивидуальных средствах мобильности. Москва по состоянию на 2017 год имеет в своем распоряжении 773 км велодорожек.

Новосибирск в этом плане находится в позиции отстающего, ведь действительно качественной велодорожкой, соответствующего качества, можно только назвать велодорожку на Михайловской набережной, но и она больше считается прогулочной и туристической, чем обеспечивающей передвижение жителей. К 2030 году планируется построить 18 км велодорожек. Однако, некая неразвитость инфраструктуры ограничивает вход на данный рынок множественных шеринговых компаний. При всех удобствах данных сервисов, безответственное бросание средств передвижения прямо по центру тротуара или велодорожки, огромные кучи различных самокатов и велосипедов возле станций метро и других перехватывающих транспортных узлах значительно ухудшают условия передвижения для пешеходов и других участников повседневной жизни города-мегаполиса.

В итоге, несовершенство окружающей среды выявляет проблему неурегулированности таких средств передвижения. На тротуарах, передвигаясь со значительно большей скоростью, самокатчики и велосипедисты создают травмоопасные ситуации, против которых пешеходы возмущаются и выступают против их нахождения там. Когда самокатчик или велосипедист выбирает для движения край проезжей части, он начинает мешать автомобилистам.  Получается, данная категория нежелательна ни на тротуарах, ни на проезжей части.

Выявив проблемы, которые возникают в связи с использованием данных средств передвижения, встал вопрос о регулировании их использования. Минтранс разработало поправки к правилам дорожного движения, которые коснутся самокатов, скейтов и других подобных средств передвижения. В новом законопроекте вводится термин «Средство индивидуальной мобильности» (СИМ)- устройство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) и (или) мускульной энергии человека, за исключением велосипедов и инвалидных колясок». На данный момент, все люди, которые пользуются такими средствами мобильности, являются пешеходами в юридическом аспекте.

Так же предложены к обсуждению ограничение скорости передвижения 20 км/ч; ограничение мест передвижения; возможное получение прав на вождение и возрастное ограничение на использование [5].

С каждым годом количество пользователей средствами индивидуальной мобильности растет. Тенденция такова, что в следующем году их станет еще больше, ведь это очень удобно, быстро и безопасно в условиях пандемии COVID-19, так как уменьшает количество взаимодействия с другими людьми на близком расстоянии,  в отличии от общественного транспорта. Если опираться на опыт иностранных государств, привить ответственное отношение граждан к прокатному оборудованию, правам и свободам других участников дорожного движения, то данных средства значительно упростят дорожную ситуацию в городах, ускорят передвижение самих владельцев подобных средств с возможностью получения удовольствия как при прогулке выходного дня. Велосипеды, самокаты и их электрические аналоги- это современные, экологичные, и удобные средства передвижения. Если создать необходимую объективную нормативную базу, инфраструктуру в городах, то будут решены многие проблемы в жизни обыкновенных горожан, от банальных опозданий до улучшения здоровья физического и эмоционального.

 

Библиографический список:

1. Исследование о потерянном времени. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3306794 (дата обращения: 27.11.2020)

2. Двухколесная эпидемия: в России подскочил спрос на электротранспорт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2020/10/17/13322821.shtml (дата обращения: 27.11.2020)

3. В городе выросла средняя скорость движения транспорта. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ngs.ru/text/transport/2011/01/19/80833/ (дата обращения: 27.11.2020)

4. Эксперты оценили перспективы бизнеса по аренде самокатов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://finance.rambler.ru/other/44955042-eksperty-otsenili-perspektivy-biznesa-po-arende-samokatov/ (дата обращения: 27.11.2020)

5.Изобрести правила для колеса. Минтранс предлагает регулировать движение на самокатах, сигвеях и лонгбордах. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://novayagazeta.ru/articles/2020/09/21/87182-izobresti-pravila-dlya-kolesa (дата обращения: 27.11.2020)

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета


Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021


Количество просмотров: 3001
теги:
06.01.2022 19:48 | log2021блог автора

Еще публикации: