Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 19:14:22
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Цифровизация транспортных коридоров как перспективный инструмент развития международных цепей поставок

Климашевич Снежана Владимировна

Студентка 3 курса

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г.Гродно, Беларусь

E-mail: klimmashevich@gmail.com

Научный руководитель – Трифонова Ирина Владимировна

канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры математического анализа, дифференциации уравнений и алгебры

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г.Гродно, Беларусь

E-mail: irinatrif2015@gmail.com

 

Digitalization of transport corridors as a promising tool for the development
of international supply chains

Klimashevich Snezhana Vladimirovna

3 st grade student

Grodno State University named after Yanka Kupala,

Grodno, Belarus

Scientific supervisor – Trifonova Irina Vladimirovna

Candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of the department of mathematical analysis, differentiation of equations and algebra

Grodno State University named after Yanka Kupala,

Grodno, Belarus

 

В статье рассмотрены этапы и преимущества реализации экосистемы цифровых транспортных коридоров. Представлены примеры разработанных проектов в рамках создания ЭЦТК. Проанализированы причины, тормозящие формирование экосистемы. А также приведены мнения аналитиков и экспертов об экономическом эффекте проекта и перспективах его развития.

Ключевые слова: транспортный коридор, цифровизация, экосистема, проект.

 

The article discusses the stages and advantages of implementing the digital transport corridor ecosystem. Examples of the developed projects within the framework of the creation of the ECTC are presented. The reasons that hinder the formation of the ecosystem are analyzed. The opinions of analysts and experts on the economic impact of the project and the prospects for its development are also given.

Key words: transport corridor, digitalization, ecosystem, project.

 

В условиях расширения мировой торговли и глобализации, международные перевозки грузов становятся перспективным направлением развития экономики любой страны. Однако управление международной цепью поставок до сих пор имеет множество трудностей, среди которых наличие большого количества товаросопроводительных документов, отсутствие единой нормативной базы, сложность осуществления механизмов контроля за движением транспортных средств и проблема безопасности транспортного процесса. Все это заставляет искать пути формирования прозрачной и доступной для всех участников перевозочного процесса среды.

Формированием такой среды среди пяти стран-участниц уже на протяжение нескольких лет занимается Евразийский экономический союз на основе международных транспортных коридоров. Процесс ее разработки и создания имеет ряд сложностей и состоит из большого количества проектов как внутригосударственного, так и международного уровня.

Многие из проектов реализованы и уже сейчас могут иметь практическое применение. Кроме того, уже сейчас внутри государств происходят изменения на законодательном уровне, связанные с дальнейшей унификацией в рамках ЕАЭС. Этим обусловлена актуальность темы изучения текущего состояния цифровизации транспортных коридоров.

Идея цифровизации международных транспортных коридоров впервые была озвучена Евразийской экономической комиссией в 2016 году на X-м заседании Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре. Было решено создать единую информационную платформу среди стран, входящих в ЕАЭС. При этом максимально применяя передовые цифровые технологии и используя уже существующие внутри государств платформы. К таким платформам относятся системы таможенных органов, системы взимания платы за использование объектов транспортной инфраструктуры, автоматизированные системы перевозчиков, финансовые и страховые системы. [1].

Разработанный проект экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС (ЭЦТК) был представлен в июне 2019 года. Ее разработчиками выступили белорусский Институт прикладных программных систем, Аналитический центр при Правительстве России и казахстанское АО «Транстелеком» [2]. Реализация проекта планируется в три этапа и включает более 100 проектов.

Проанализировав все озвученные на заседаниях ЕАЭС перспективные проекты, можно оценить преимущества от их реализации (рис.1).

Одним из первых реализованных проектов в рамках ЭЦТК стало создание электронной навигационной пломбы. Ее разработкой занималась компания «РТ-Инвест Транспортные Системы». Данное устройство содержит в себе всю необходимую информацию о грузе, маршруте перевозки и в реальном времени позволяет контролировать перемещение транспортного средства.  Таможенные службы по результатам испытаний признали данный проект эффективным, однако для его использования необходимо согласие всех стран.

Ключевой перспективой цифровизации транспортных коридоров является внедрение беспилотного транспорта. Министерство транспорта Российской Федерации совместно с Министерством связи к 2035 году планирует оснастить автомагистрали транспортных коридоров широкополосными беспроводными сетями связи для использования беспилотных транспортных средств. В первую очередь планируется испытать беспилотный транспорт на одном из наиболее перспективных транспортных коридоров «Европа - Западный Китай».

 

 

729

 

 

создание дистанционного медицинского освидетельство-вания водителей

 

внедрение электронного транспортного документо-оборота

формирование единой информацион-ной среды

 

создание единой системы отслеживания транзитных перевозок товаров

 

создание унифицирован-ной системы виртуального контроля

создание единых стандартов для транспортно-логистических сервисов

оптимизация функций                                 

государственных контролирующих органов

повышение безопасности

перевозочного процесса

использование   электронных навигационных пломб;

контроль за перемещением груза и его состоянием в реальном времени

отказ от бумажного сопровождения транспортно - логистических операций

гармонизация законодательства                      стран союза

определение наиболее оптимальных маршрутов и условий перевозки;

предварительное бронирование очереди на пункте пропуска

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

Рис.1. Запланированные проекты по создания ЭЦТК и возможные преимущества, получаемые от их проведения.

 

Источник: собственная разработка на основании данных [1], [2], [5].

Кроме того, в рамках соглашения о сотрудничестве Российской Федерации и Финляндской Республики о тестировании беспилотных транспортных средств, предлагается испытать технологии V2X. Данная технология подразумевает взаимодействие автомобилей друг с другом, пешеходами, окружающей средой и инфраструктурой [3, c.74].

Не без причин реализация ЭЦТК занимает настолько длительный период. Здесь существует ряд трудностей. Самым сложным, по мнению экспертов, является объединение сфер торговли, промышленного сектора, сельского хозяйства, правоохранительных и государственных органов в единый механизм. А затем аналогичное объединение с другими странами союза.

Также не маловажной причиной является цифровое неравенство стран союза [6]. Различия в уровнях информационно-технологического развития создают неодинаковые возможности доступа к технологиям, их внедрению и использованию.

Стоит также учесть вопрос безопасности при сборе и передаче информации со всех сфер, как внутри государства, так и на международном уровне.

Что касается Республики Беларусь, то уже сейчас совершенствуется законодательная база, изучаются направления развития транспортного потенциала и повышение транзитной привлекательности государства, с целью дальнейшей унификации в рамках ЕАЭС.

23 марта 2021 года утверждено Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 165 о Государственной программе «Транспортный комплекс» на 2021–2025 годы, в организационно-технические мероприятиях которой входят [4]:

-                   внедрение международной товарно-транспортной накладной «CMR» в виде электронного документа (е-CMR);

-                   взаимодействие в рамках ЕАЭС по вопросам формирования нормативной правовой базы Союза и создания равных условий хозяйствования для субъектов стран – участниц Союза;

-                   исследование цифрового развития транспортно-логистической системы с учетом анализа мирового опыта в данной сфере и подготовка предложений по совершенствованию цифровизации и информатизации транспортного комплекса.

В целом, можно сделать вывод, что создание ЭЦТК предоставит для транспортно-логистического сервиса и его участников следующие преимущества:

1.      оптимизация процесса перевозки;

2.      упрощение контроля за перемещением груза;

3.      снижение простоев транспорта;

4.      увеличение скорости оборачиваемости грузов;

5.      упрощение декларирования грузов;

6.      снижение себестоимости транспортных услуг;

7.      повышение конкурентоспособности участников перевозочного процесса;

8.      снижение административных и временных затрат.

ЭЦТК позволит существенно сократить время доставки грузов и себестоимость транспортных услуг. Таким образом, ожидается снижение на 5-8% доли затрат на перевозочный процесс в конечной стоимости [5].

Также аналитики считают, что за счет снижения простоев уже с 2022 года годовой пробег на каждое транспортное средство вырастет в среднем на 20% [1]. В конечном счете, экономический эффект от реализации проекта составит не менее 154 млрд российских рублей, при условии, что затраты на формирование ЭЦТК до 2025 года оцениваются в 10 миллиардов российских рублей. 

В завершении отметим, что у ЭЦТК имеются перспективы создания цифрового «Шелкового пути» совместно с Китаем. А при условии, что цифровизацией транспортных коридоров заинтересуется Япония, Индия, Иран – появится возможность сформировать глобальные ЦТК «Запад – Восток» или «Север – Юг».

Библиографический список:

1.         Официальный сайт Официальный сайт ЕС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/inea/en/ten-t/ten-t-projects/financial-engineering. – Дата доступа: 18.02.2021.

2.         БЕЛТА. Экономика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belta.by/economics/view/bronirovanie-ocheredi-distantsionnoe-medosvidetelstvovanie-kakie-servisy-vojdut-v-tsifrovye-koridory-417104-2020/. – Дата доступа: 22.02.2021.

3.         Иванова, Н. Цифровизация транспортного комплекса как важнейшее условие формирования современной транспортной инфраструктуры / Н. Иванова // Транспортное дело России. – 2020. – № 1. – С. 71-75

4.         Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/upload/docs/op/C22100165_1616792400.pdf. – Дата доступа: 20.02.2021.

5.         Inbusiness [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://inbusiness.kz/ru/last/ekspert-nazval-barery-tormozyashie-vnedrenie-ekosistemy-cifrovyh-transportnyh-koridorov-ectk-v-ramkah-eaes. – Дата доступа: 02.03.2021.

6.         Дятлов, С.А. Информационное неравенство стран евразийского экономического пространства в условиях гиперконкуренции / С.А. Дятлов, Т.А. Селищева // Инновационная экономика. – 2016. – . – № 10. – С. 50-56.

 

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021

 

 


Количество просмотров: 3143
теги:
06.01.2022 19:40 | log2021блог автора

Еще публикации: