Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 19:42:38
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Складская логистическая система Республики Беларусь: состояние и перспективы развития

Климашевич Снежана Владимировна

Студентка 3 курса

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г.Гродно, Беларусь

E-mail: klimmashevich@gmail.com

Научный руководитель – Платоненко Елена Ивановна

к.э.н., доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г.Гродно, Беларусь

E-mail: platonenko@tut.by

 

Warehouse logistics system of the Republic of Belarus: state and prospects
of development

Klimashevich Snezhana Vladimirovna

3 st grade student

Grodno State University named after Yanka Kupala,

Grodno, Belarus

Scientific supervisor – Platonenko Elena Ivanovna

Candidate of economics, associate professor of the

Department  of Finance and Accounting

Grodno State University named after Yanka Kupala,

Grodno, Belarus

 

В данной статье рассмотрена складская логистическая система Республики Беларусь. Выявлены причины, мешающие автоматизации складов, и проанализированы пути их решения. Представлены примеры компаний Республики Беларусь, которые используют и реализуют новейшие автоматизированные системы.

Ключевые слова: склад, автоматизация, технология, комплектация.

 

This article discusses the warehouse logistics system of the Republic of Belarus. The reasons that hinder the automation of warehouses are identified, and the ways to solve them are analyzed. Examples of companies in the Republic of Belarus that use and implement the latest automated systems are presented.

Key words: warehouse, automation, technology, equipment.

 

Спрос на услуги складов растет ежедневно, следовательно для развития этой отрасли есть серьезный стимул. Управление складской логистикой не стоит недооценивать – это серьезный, кропотливый труд, нуждающийся в серьезном внимании. Ни один склад, даже самый маленький, не сможет функционировать, если его процессы не будут контролироваться.

В связи с этим, актуальным становится изучение текущего состояния складской системы, а также перспектив ее развития.

По данным БелНИИТ «Транстехника» на текущий момент в Республике Беларусь действует 59 логистических центров, общая складская площадь которых составляет порядка 700 тыс. м2. Из них:

-       4020 тыс. м2 – временного хранения;

-       82 тыс. м2 – таможенные склады;

-       36 тыс. м2 – низкотемпературные склады и холодильники.

Проанализировав данные Белстата Республики Беларусь за последние годы (табл.1), мы отметили в 2020 году достаточно существенное снижение количества складов, расположенных в специальных помещениях, магазинов складов, а также временно приспособленных помещений.

Таблица 1 – Количество складов Республики Беларусь

 

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Склады, расположенные в специальных помещениях

9 008

8 550

8 056

8 039

8 308

8 015

Магазины-склады

170

141

132

128

134

120

Склады-холодильники

189

183

213

176

182

183

Хранилища для картофеля, овощей и фруктов

30

23

24

37

38

42

Временно приспособленные помещения

2 512

2 497

2 526

2 533

2 603

2 503

Источник: БЕЛСТАТ [1].

В условиях, когда спрос на склады является высоким и фактически все вакантные площади «поглощены» возможна ситуация, когда соотношение спрос/предложение будет полностью на стороне спроса. Недостаток конкуренции и как следствие высокая стоимость аренды складских помещений может отрицательно сказываться на транспортно-логистическом секторе государства. К примеру, в Польше наблюдается превышение предложения над спросом и, в связи с этим, арендные ставки в 6 раз ниже, чем в Беларуси.

Стоит отметить, что остается нерешенной проблема, связанная с тем, что белорусские предприятия воспринимают склад только лишь как место хранения, и почти никто – как производство. А между тем склад – это именно производственный участок, где осуществляется комплектация и ряд других важных процессов, требующих автоматизации.

Среди причин можно выделить:

1.      слабая инфраструктура складской логистической системы;

2.      отсутствие знаний об управлении автоматизированными системами;

3.      нехватка квалифицированных кадров.

Для разрешения указанных проблем и повышения эффективности складской логистической системы считаем необходимым: 1. содержание товара в хранилище с лучшим потоком инвентаризации; 2. автоматизированный сбор данных;3. поток ресурсов на основе транзакций; 4. системные заявки на пополнение; 5. управление возвратами; 6.снижение рисков.

Вопрос складской системы не остается без внимания и на законодательном уровне. Так 6 октября 2020 года было утверждено Постановление Министерства архитектуры и строительства №62, в котором утверждены строительные нормы на «Складские здания» [2]. Нормы содержат требования в области безопасности зданий и сооружений и обязательны к применению. Эти нормы распространяются на складские здания и помещения складского назначения.

Сфера информационных технологий в настоящее время непрерывно развивается, создание и внедрение новых автоматизированных систем позволяет использовать их в организации эффективной работы склада. Тем самым сокращая время прохождения товаров по логистической цепи, уменьшая затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Если учесть, что данные затраты составляют 12 - 40 % [3] от общей суммы затрат на транспортно-логистическую деятельность, то автоматизация складских процессов является необходимым условием. Предприятия смогут сделать свою деятельность более эффективной, получать большую прибыль и приобрести преимущество перед конкурентами.

Эволюция складской логистической системы за рубежом доказывает, что она помогают выиграть в конкурентной борьбе не только отдельным организациям, но и стране в целом.

На отечественном рынке уже существет несколько компаний, которые занимаются разработкой и внедрением автоматизированных систем подборки и комплектации заказов на складах.

Одной из таких компаний является Техникон [4]. Компания Техникон предлагает управление всеми системами автоматизированного склада из единого центра управления, где расположены: оборудование управления, компьютеры с программным обеспечением и системы визуализации работы склада. При этом шанс остановки работы по вине программного сбоя составляет не более 1%, благодаря защите от сбоев, дублированию данных и резервированию оборудования.

Компания Belpromimpex реализует в Республике Беларусь автоматизированные системам от Toyota. В число этой автоматизированной техники входят автоматические тележки, полуавтоматические грузовые шаттлы и полуавтоматизированные высокоскоростные грузовые платформы [5].

Приведем примеры автоматизированных складов в Республике Беларусь.

Одним из них является логистический центр ООО «Владпродимпорт» – крупнейший дистрибьютор продуктов бакалейной группы, соков и детского питания в Беларуси в городе Заславле. Все операции на складе автоматизированы. Современная cистема управления складом WMS через беспроводную Wi-Fi сеть подсказывает, где и какой товар размещен. Для разных продуктов поддерживается соответствующая температура и условия хранения.

С 2016 года в Республике Беларусь функционирует транспортно-логистический центр «Могилев-Белтаможсервис» в городе Могилеве. Площадь складских помещений составляет 2,6 тыс. м2 с зонами стеллажного хранения. Складские помещения оборудованы современными техническими средствами для проведения погрузо-разгрузочных работ, взвешивания товаров и транспортных средств. Для комплектации и подборки используется современная техника: штабелеры, ричтраки, электрогидравлические тележки, погрузчики. Склад оснащен автоматизированной системой управления процессами обработки грузов, системой электронной маркировки. однополюсный выключатель автоматический

Торгово-логистический центр ОАО «Минск Кристалл» – управляющая компания холдинга «Минск Кристалл Групп» имеет общую площадь склада – 7 тыс. м2. Склад оборудован 8-ярусной стеллажной системой хранения общей емкостью 9 тыс. паллетомест, имеет 11 доков и 4 уравнительные платформы по периметру склада для приемки, отгрузки, обработки и комплектации товаров. Весь комплекс обслуживают 12 единиц погрузочной техники. ТЛЦ полностью автоматизирован: внедрена система управления складом WMS, управление транспортом осуществляет система TMS, регистрацией визитов, перемещением по прилегающей территории управляет система YMS.

В заключение отметим, что постепенно становится заметной тенденция внедрения автоматизированных систем и на складах Республики Беларусь. Поэтому в ближайшее время можно ожидать увеличения количества складов, использующих современные системы подборки и комплектации заказов, с целью снижении времени и минимизации ошибок комплектации заказов.

Также считаем, что в связи с развитием электронной коммерции и цифровых технологий, компании должны быть в курсе последних инноваций, а также опыта их использования. Так как улучшение технологического процесса является ключом к четкой работе всей цепочки поставки.

 

Библиографический список:

1.         Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vnytrennia-torgovlya/optovaya-torgovlya/. – Дата доступа: 21.02.2021.

2.         БЕЛТА. Экономика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belta.by/economics/view/novye-stroitelnye-normy-dlja-skladskih-zdanij-prinjaty-v-belarusi-422246-2020/. – Дата доступа: 18.02.2021.

3.         Терешкинa, Т.Р. Лoгистикa склaдирoвaния: учеб. пoсoбие / Т.Р. Терешкинa, A.Н. Нaзaрoвa// ВШТЭ СПбГУПТД, СПб. - 2017. - 52 с

4.         Техникон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://technikon.by/proekty/mashinostroenie/avtomatizaciya-skladskih-kompleksov. – Дата доступа: 20.02.2021.

5.         Автоматизированные системы Belpromimpex [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belpromimpex.by/catalog/pogruzchiki/ poluavtomaticheskie-sistemy/. – Дата доступа: 21.02.2021.

 

 

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021

 

 


Количество просмотров: 3724
теги:
06.01.2022 19:33 | log2021блог автора

Еще публикации: