Карпач Екатерина Дмитриевна
студентка 4 курса,
Белорусский государственный экономический университет
г. Минск, Беларусь
E-mail: yekaterinakarpach@gmail.com
Научный руководитель – Верниковская Оксана Васильевна
канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры логистики и ценовой политики
Белорусский государственный экономический университет,
г. Минск, Беларусь
E-mail: red_ok@tut.by
Comparative assessment of the costs of transportation and transshipment of chemical products in the seaports of the Baltic States and Russia
Karpach Ekaterina Dmitrievna
4th year student,
Belarusian State Economic University,
Minsk, Belarus
Scientific supervisor – Vernikovskaya Oksana Vasilyevna
PhD (Economics), Assistant Professor, Assistant Professor, the Department of Logistics and Price Policy
Belarusian State Economic University,
Minsk, Belarus
В 2020 г. между Республикой Беларусь и Российской Федерацией началось активное обсуждение вопроса о переориентации белорусских грузов в российские порты Ленинградской области. Чтобы понять на сколько выгодна такая переориентация грузопотока для ОАО «Гродно Азот», в статье проведен сравнительный анализ текущих затрат на транспортировку и перевалку продукции в портах и сделан прогноз их изменения на 2021 год с учетом инфляции в странах и темпов роста экспорта продукции предприятия. На основе прогноза предложены разные варианты переориентации грузопотоков.
Ключевые слова: морской порт, продукция, перевозка, перевалка, транспортные затраты
In 2020, an active discussion began between the Republic of Belarus and the Russian Federation on the issue of reorienting Belarusian cargo to the Russian ports of the Leningrad region. In order to understand how profitable such a reorientation of cargo traffic is for JSC Grodno Azot, the article provides a comparative analysis of the current costs of transportation and transshipment of products in ports and makes a forecast of their changes for 2021, taking into account inflation in the countries and the growth rate of exports of the company's products. Based on the forecast, various options for reorienting cargo flows are proposed.
Key words: sea port, products, transportation, transshipment, transport costs
Одно из крупнейших предприятий Республики Беларусь ОАО «Гродно Азот» обеспечивает потребности отечественного агропромышленного комплекса в азотных минеральных удобрениях, а химической отрасли страны — в капролактаме, метаноле и других видах продукции. В страны дальнего зарубежья предприятием экспортируется 85,37 % продукции от всего экспорта через литовский порт Клайпеды в силу территориальной близости к Балтийскому морю и наименьших затраты на транспортировку.
Для проведения исследования нами используются годовые абсолютные и стоимостные данные по объемам удобрений, перевозимых и хранимых насыпью (карбамид и сульфат аммония), а также капролактама, который транспортируется в контейнерах. Минеральные удобрения направляются на экспорт в основном только в межсезонье, в сезон все удобрения отгружаются белорусскому агропромышленному комплексу.
Транспортировка до порта для насыпных грузов осуществляется через пограничный переход Беняконе – Стасилос (585 км), а контейнеров – через пограничный переход Гудогай – Кяна (754 км). Грузооборот по видам продукции в 2019 г. составил 159,047 тыс. тонн карбамида, 204,873 тыс. тонн сульфата аммония и 112,757 тыс. тонн капролактама соответственно. Общий грузооборот составил 476,677 тыс. тонн в год. По нашим расчетам транспортные затраты на перевозку железнодорожным транспортом и перевалку грузов в порте Клайпеды в 2019 г. составили 8736,74 тыс. евро, в том числе на перевозку 6181,68 тыс. евро, на перевалку 2555,06 тыс. евро (по состоянию обменного курса НБРБ на 1.03.2021 г.).
В качестве альтернативного варианта выбора порта для перевалки продукции ОАО «Гродно Азот» рассматриваются российские порты Балтийского моря, включающие 6 грузовых портов (Большой порт Санкт-Петербурга, Усть-Луга, Выборг, Высоцк, Приморск, Калининград) и входящие в Северно-Западный бассейновый филиал. Для анализа выбраны Большой порт Санкт-Петербурга и Усть-Луга, так как порты Выборг, Высоцк и Приморск из-за географической удаленности предполагают наибольшие затраты на доставку грузов. При доставке грузов через порт Калининграда затраты увеличиваются из-за пересечения границы ЕС и имеющего ранее опыта значительных затрат.
Исходя из географического расположения предприятия, можно также рассматривать порт в г. Гданьске (Польша). Однако исключаем этот вариант по причинам необходимости пересечения границы ЕС, разных характеристик железнодорожной колеи в странах и длительности маршрута в Беларуси, что приводит к дополнительным расходам.
Таким образом, нами проведена сравнительная оценка транспортных затрат в порту Клайпеды, российских портах Усть-Луга и Большой порт Санкт-Петербурга (БПСП). Все условия транспортировки до российских портов аналогичны условиям перевозки до Клайпедского порта. По нашим расчетам тарифные ставки на перевозку выбранных видов продукции (карбамид, сульфат аммония, капролактам) до порта Усть-Луга составили 1137,72; 1137,72; 948,05 евро за вагон (контейнер) соответственно; до Большого порта Санкт-Петербурга 991,98; 991,98; 972,99 евро за вагон (контейнер) соответственно. Ставки на перевалку грузов по трем видам продукции в российских портах Усть-Луга и БПСП следующие: 2,63; 2,63; 1,46 евро за тонну; 4,29; 4,29; 3,03 евро за тонну соответственно.
Для выбора наилучшего варианта перераспределения потоков грузов через альтернативные морские порты необходимо рассчитать прогнозные показатели на 2021 г. по изменению объема экспорта продукции. Исходными данными послужили фактические данные объемов экспорта продукции ОАО «Гродно Азот» за 2016-2019 гг. (таблица 1).
Таблица 1 – Объем экспорта продукции ОАО «Гродно Азот» за 2016-2019 гг.
Вид продукции |
Объем экспорта, тыс. тонн |
Темп роста, % |
||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
2019/ 2018 |
Среднее |
|
Карбамид |
395,368 |
341,923 |
336,883 |
218,974 |
86,48 |
98,53 |
65,00 |
83,34 |
Сульфат аммония |
169,309 |
165,027 |
185,258 |
206,091 |
97,47 |
112,26 |
111,25 |
106,99 |
Капролактам |
94,839 |
98,915 |
111,394 |
117,203 |
104,30 |
112,62 |
105,21 |
107,38 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «Гродно Азот».
За анализируемый период отмечается рост экспорта сульфата аммония и капролактама и снижение объемов экспорта карбамида из-за увеличения спроса на карбамидо-аммиачную смесь (КАС) в последнее время.
Для дальнейшего прогноза используем среднее значение темпа роста экспорта продукции. Так, в 2021 г. объем экспорта карбамида составит 132,550 тыс. тонн, сульфата аммония – 219,194 тыс. тонн, капролактама – 121,078 тыс. тонн. Общий экспорт в дальнее зарубежье составит 472,822 тыс. тонн.
С учетом прогнозируемой пропускной способности выбранных портов для переориентации экспортных потоков продукции предприятия в 2021 г. ожидается следующее распределение грузов (таблица 2).
Таблица 2 – Распределение грузовых потоков по портам Усть-Луга и БПСП, тыс. тонн
Вид продукции |
Порт Усть-Луга |
БПСП |
Карбамид |
79,530 |
53,020 |
Сульфат аммония |
131,516 |
87,677 |
Капролактам |
9,491 |
111,587 |
Итого |
220,537 |
252,285 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Для обоснования сценариев распределения грузопотоков через порты Прибалтики и России используем расчетные прогнозные ставки по перевозке и перевалке грузов [1] с учетом инфляционных процессов (уровень инфляции в Литве 1 %, Республике Беларусь 3,32 %). Предлагается рассмотреть пять сценариев распределения грузопотоков между портами Клайпеды, Усть-Луги и Большого порта Санкт-Петербурга:
сценарий 1: весь грузопоток направляется через Клайпеду;
сценарий 2: 75 % грузопотока направляется в Клайпеду, а 25 % – направляется в порты Российской Федерации;
сценарий 3: распределение грузопотока делится поровну между Клайпедой и портами Российской Федерации;
сценарий 4: 75 % грузопотока направляется в порты Российской Федерации, а 25 % – в Клайпеду;
сценарий 5: полная переориентация грузопотока в порты Российской Федерации (таблица 3).
Таблица 3 – Сценарии распределения грузовых потоков, тыс. тонн
Сценарий |
Клайпеда |
Усть-Луга |
БПСП |
Сценарий 1 |
472,822 |
- |
- |
Сценарий 2 |
354,616 |
55,134 |
63,071 |
Сценарий 3 |
236,411 |
110,269 |
126,142 |
Сценарий 4 |
118,205 |
165,403 |
189,214 |
Сценарий 5 |
- |
220,537 |
252,285 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Расчет совокупных транспортных затрат представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Совокупные транспортные затраты по сценариям распределения грузопотоков через порты Прибалтики и Российской Федерации
Показатель |
Сценарий 1 |
Сценарий 2 |
Сценарий 3 |
Сценарий 4 |
Сценарий 5 |
|
Объем грузопотока через Клайпеду, тыс. тонн |
472,822 |
354,616 |
236,411 |
118,205 |
- |
|
Расходы на перевозку, тыс. евро |
6280,85 |
4710,64 |
3140,43 |
1570,21 |
- |
|
Расходы на перевалку, тыс. евро |
2613,36 |
1960,02 |
1306,68 |
653,34 |
- |
|
Объем грузопотока через российские порты, тыс. тонн |
Усть-Луга |
- |
55,134 |
110,269 |
165,403 |
220,537 |
Большой порт Санкт-Петербурга |
- |
63,071 |
126,142 |
189,214 |
252,285 |
|
Расходы на перевозку, тыс. евро |
- |
2937,87 |
5488,79 |
8233,18 |
10977,58 |
|
Расходы на перевалку, тыс. евро |
- |
382,50 |
764,99 |
1147,49 |
1529,99 |
|
Суммарные затраты, тыс. евро |
8894,22 |
9991,03 |
10700,89 |
11604,23 |
12507,57 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Результаты расчетов показывают, что наименьшие затраты при экспортных поставках продукции ОАО «Гродно Азот» обеспечиваются при транспортировке грузов через порт Клайпеды. Суммарные затраты по перевалке и транспортировке грузов составили 8894,22 тыс. евро. При полной переориентации грузопотоков в порты Российской Федерации отмечаются наибольшие суммарные затраты 12507,57 тыс. евро, что в 1,41 раза выше, чем при полном направлении грузов в порт Литвы. При этом расходы на перевалку грузов значительно ниже при работе с российскими портами 1529,99 тыс. евро, что на 41,46 % меньше, чем при перевалке грузов в морском порту Клайпеды. Однако по данному сценарию затраты на транспортировку выше, чем через Клайпеду 10977,58 тыс. евро или в 1,75 раза.
Также не являются оптимальными затраты при распределении грузопотоков поровну между обеими странами и при распределении 25/75. В данном случае отмечаются большие затраты на перевалку грузов при направлении потоков в порт Литвы, и большие затраты на транспортировку в порты Российской Федерации.
Сегодня главными рисками в распределении продукции через морской порт Клайпеды являются возможные санкции со стороны ЕС. Причиной для применения санкций к Республике Беларусь служит текущая политическая ситуация в стране. В случае ухудшения ситуации ожидается введение санкций ЕС, что впоследствии сделает невозможным транспортировку продукции ОАО «Гродно Азот» через Литву и другие страны-члены Европейского союза. В таком случае предприятие будет вынуждено искать альтернативные пути для перераспределения экспортных потоков своей продукции. С другой стороны, в ответ на санкционную угрозу Беларусь рассматривает перенаправление всех потоков белорусских грузов через российские порты. Такая ситуация также представляет угрозу возникновения коммерческих рисков для предприятия в виде дополнительных расходов при полном перенаправлении грузопотоков ОАО «Гродно Азот», расчет которых был отражен в данном исследовании.
Таким образом, сценарии распределения 75/25 и 50/50, особенно 75 % через Клайпеду и 25 % через российские порты, могут послужить своеобразной «подушкой» безопасности для предприятия. Направление 25 % грузопотока в другую страну может обеспечить некоторую стабильность при возникновении форс-мажорных ситуаций относительно портов с основными грузопотоками.
Библиографический список:
1. Белорусская железная дорога // Расчет грузовых тарифов [Электронный ресурс]. 2021. URL:https://www.rw.by/cargo_transportation/services/raschet_gruzovih_tarifov/calculation_rates/. (дата обращения: 01.03.2021).
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021