Иванова Надежда Валерьевна
магистрант 1 курса
Уфимский государственный
авиационный технический университет
(УГАТУ)
г. Уфа, Россия
E-mail: nadejdaIvanovav@yandex.ru
Научный руководитель – Целищев Дмитрий Владимирович
доцент., к. т. н.
Уфимский государственный
авиационный технический университет
(УГАТУ)
г. Уфа, Россия
E-mail: nuked@mail.ru
3PL logistics in modern company logistics
Ivanova Nadezhda Valerievna
1st year master's student,
Ufa State Aviation Technical University (USATU)
Ufa, Russia
Scientific Supervisor – Tselischev Dmitry Vladimirovich
Docent., Ph.D.
Ufa State Aviation Technical University (USATU)
Ufa, Russia
Логистика для интернет-магазинов включает широкий комплекс задач, начиная от хранения товаров на складе, определения способов доставки и заканчивая выбором упаковки, расчетом стоимости доставки, физической доставкой посылок покупателям и разрешением спорных ситуаций.
Ключевые слова: аутсорсинг, логистика, провайдер, интернет-магазин, доставка, продавец, оператор.
Logistics for online stores includes a wide range of tasks, from storing goods in a warehouse, determining delivery methods and ending with the choice of packaging, calculating shipping costs, physical delivery of parcels to customers and resolving disputes.
Key words: outsourcing, logistics, provider, online store, delivery, seller, operator.
Чтобы понять, что значит 3PL-логистика для бизнеса и в чем состоит ее отличие от самостоятельного ведения бизнеса, рассмотрим определения.
1PL-провайдером выступает непосредственно владелец груза или компания-производитель. Он выполняет все операции с грузом самостоятельно [1].
2PL-провайдером называют подрядчика, организующего транспортировку товара на определенном участке логистической цепи и доставляющего товары из своего отделения в конечную точку. К ним можно отнести большинство отечественных транспортных компаний, популярных среди интернет-магазинов.
3PL-логистика – услуга по хранению, упаковке, доставке и управлению заказами на аутсорсе. Фулфилмент-оператор отвечает за логистику ритейлеров со средним и крупным оборотом. Товары хранятся на складах оператора, затем, по мере их формирования и выкупа, заказы отправляются клиентам интернет-магазина без привлечения продавца. В функции поставщика услуг также входит учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации. 3PL-фулфилмент существенно освобождает личное время предпринимателя.
4PL-провайдер представляет собой компанию-подрядчика или совместное предприятие, имеющее наибольшую вовлеченность в бизнес-процессы компании-заказчика и управляющее 3PL-компаниями. Подходит для крупных ритейлеров, торгующих за рубежом и стремящихся к распространению по всем развитым странам мира.
Существуют и 5PL-провайдеры, в функции которых входит все вышеперечисленное и услуги сетевого бизнеса. Например, Amazon можно отнести к 5PL.
DIY (от англ. do it yourself – «сделай сам») предполагает, что продавец самостоятельно занимается хранением, упаковкой, доставкой товаров и т. д. При этой модели ведения онлайн-бизнеса предприниматель обрабатывает жалобы и претензии клиентов и решает любые проблемы, возникшие в процессе доставки или в случае обмена (некорректной комплектации или доставки в ненадлежащем состоянии) товара.
Передача логистики интернет-магазина фулфилмент-оператору – идеальный выбор для продавцов, которые ожидают рост заказов в предпраздничный период, а также компаний, стремящихся быстро расширить свой бизнес. Логично, что 3PL-логистика имеет ряд преимуществ:
Масштабируемость: в определенный момент даже очень ответственная и работоспособная команда перестает справляться с упаковкой заказов, поступающих одновременно с нескольких платформ. Разумный способ улучшить ситуацию – передать логистику на аутсорс. Так увеличится оборот бизнеса.
Отсутствие затрат на развитие собственной транспортно-складской инфраструктуры: 3PL-фулфилмент-операторы предлагают максимально выгодные тарифы для малого бизнеса. Кроме того, такие компании знают все о том, как сделать доставку максимально выгодной для покупателя и эффективной в целях расширения предприятия [2].
Скорость и стоимость доставки для покупателей: если стоимость и время доставки не выгодны и не удобны покупателям, бизнес неизбежно теряет обороты. Аутсорсинг логистики позволит распределить затраты таким образом, что бюджет на бесплатную доставку у компании будет всегда.
Общая экономия затрат: по расчетам, если расходуется по четыре часа в день на комплектацию, упаковку и отправление заказов и еще час на общение с клиентами. Хотя выгоднее заняться мониторингом предложений конкурентов, закупкой новых товаров, бухгалтерией и продвижением интернет-магазина.
Самостоятельное ведение логистики актуально для компаний, отправляющих в среднем до 1 тыс. заказов в месяц (примерно 33 посылки в день).
Преимущества DIY перед фулфилмент-оператором заключаются в следующем: полный контроль отправлений; минимальные затраты; индивидуальный подход.
3PL-логистика поможет повысить качество обслуживания клиентов, предложив им быструю и выгодную доставку, а также сосредоточившись на своих основных компетенциях. Но аутсорсинг обходится дорого, а расширение бизнеса не происходит мгновенно.
Аутсорсинг имеет смысл для продавцов, которые: доставляют 1 тыс. или более заказов в месяц; продают товары массового производства; успешно расширяют бизнес и планируют значительный скачок в ближайшие 1-2 года; стремятся составить конкуренцию ритейлерам, предлагающим быструю и бесплатную доставку; часто сталкиваются с возвратами и обменами товаров; готовы отправлять за границу [3].
Если во всем мире можно насчитать около 100 компаний - 3PL-операторов, то на территории России действуют не более полутора десятков. В России сейчас лидируют 64 Вестник университета №2, 2013 международные 3PL-компании, выросшие из экспресс-перевозчиков. Среди 3PLоператоров, действующих сейчас в России, необходимо выделить в первую очередь компанию FM LogisticVostok, которая осуществляет свою деятельность в составе холдинга FM Logistic, созданного во Франции в 1968 г., компания DSV, созданная в Дании в 1976 г., работает в России с начала девяностых. В 2008 г. произошло слияние этой компании с известным международным логистическим оператором ABX Logistic.
На данный момент всех 3PL-операторов можно условно разделить на две группы: в одной из них преобладают “тяжелые” логистические активы в виде складских площадей и больших автопарков, другие же предпочитают наращивать “интеллектуальные мускулы”, осуществляя свои операции на арендованных площадях и заключая долгосрочные договора с транспортными компаниями. При этом немалые средства идут на развитие информационных систем и складского оборудования.
Передача всей компании в полное управление 4PL-провайдеру (логистические, финансовые, маркетинговые и прочие процессы) в России пока не получила широкого распространения, так как нет сильных игроков, готовых оказывать весь комплекс услуг.
Библиографический список:
1. Баррат Кристофер, Уайтхед Марк. Покупки для бизнеса. Что такое снабжение и управление поставками / [Пер. с англ. М. Павловой]. — М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2008. — 224 с: ил.
2. Беляев В. М.Основы менеджмента на транспорте : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Беляев, Л.Б. Миротин, А.К. Покровский. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с.
3. Фёдоров Л.С. Общий курс логистики: учебное пособие / Л.С. Фёдоров, М.В. Кравченко. - М.: КНОРУС, 2010. - 224 с.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021