Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 19:00:04
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Реализация транзитного потенциала Республики Беларусь за счет создания экосистемы цифровых транспортных коридоров

Елина Есения Игоревна

студентка 4 курса

Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: eseniya-elina@mail.ru

Научный руководитель – Глинский Владимир Анатольевич

к.т.н., доцент,

Санкт-Петербургский Государственный

Университет Гражданской Авиации,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: vglinskiy@yandex.ru

 

Implementation of the transit potential of the Republic of Belarus
through the creation of an ecosystem of digital transport corridors

Yelina Yaseniya Igorevna

4th grade student

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Saint-Petersburg, Russia

Scientific supervisor– Glinskiy Vladimir Anatolievich

Candidate of Engineering Science, Docent,

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Saint-Petersburg, Russia

 

В статье предложены варианты перенаправления белорусских грузопотоков с прибалтийских портов на российские. Показано значение Ленинградской области в развитии отрасли морского транспорта Республики Беларусь. Рассмотрена концепция использования цифровых транспортных коридоров, разрабатываемая Евразийским экономическим союзом.

Ключевые слова: морская мода, Балтийское море, Международные транспортные коридоры, сухой порт, цифровые коридоры, морской флот.

 

The article offers options for redirecting Belarusian cargo flows from the Baltic ports to the Russian ones. The importance of the Leningrad regions in the development of the maritime transport industry of the Republic of Belarus is shown. The concept of using digital transport corridors developed by the Eurasian Economic Union is considered.

Key words: maritime modal, Baltic Sea, International transport corridors, dry port, digital corridors, marine fleet.

 

С момента получения независимости Республика Беларусь (РБ) лишилась выхода к морям, потеряв прямой выход на четыре крупных экспортно-импортных порта в Риге, Таллине, Калининграде, Клайпеде. Но, в отличии от других стран, РБ смогла воспользоваться новыми геополитическими возможностями. Руководство в 90-е годы сумело сохранить экспорт ведущих товаров - при помощи морского транспорта ежегодно перевозится до 25 млн. тонн белорусских внешнеторговых грузов (калийные и азотные удобрения, нефтепродукты, металл, техника) в такие страны как Россия, Китай, Индия, Бразилия и др. (таблица 1).

Таблица 1

Объем экспортируемой продукции из Республики Беларусь

Наименование экспортируемой продукции

Нефтепродукты

Молочная продукция

Селькохоз. техника, тракторы, грузовые автомобили

Шины

Лекарственные средства

Черные металлы

Калийные удобрения

 

Объем (2019 г.)

11,9 млн. т.

759,8 тыс. т.

98,6 тыс. шт.

5 554.3 тыс. шт.

10 407 тонн

1 747,2 тыс. т.

6 612,2 тыс. т.

                   

 

Республика Беларусь, понимая необходимость наличия морского флота, но осознавая невозможность его формирования на своей территории из-за географических особенностей, ищет возможности его создания на территории других государств.

В 2001 году вступил в действие Кодекс о торговом мореплавании Беларуси, а также принято законодательство о регистрации судов [1, с. 87]. Сейчас есть правовая возможность для обретения морского торгового флота. В соответствии с законодательством под белорусским флагом могут ходить суда, принадлежащие не только юридическим или физическим лицам Беларуси, но и других стран, и лицам без гражданства. Однако для навигации по международным водам требуется провести работу по присоединению РБ к международным актам в области морского права.

В связи с интенсивным ростом морских перевозок и развитием портовой инфраструктуры, важно принять системные меры по дальнейшему развитию отрасли морского транспорта.

Географическая близость двух стран Беларуси и Литвы влияет на торговые отношения. Согласно данным литовской стороны, белорусский импорт в Литву в 2019 году увеличился на 2,3% в сравнении с 2018 годом. Литовская железная дорога в 2019 году перевезла 46,26 млн. тонн грузов, 14,2 млн. из которых предназначались для Беларуси (таблица 2). Однако из-за политической ситуации, РБ приняла решение о переориентации основных грузопотоков на российские порты.

Таблица 2

Объемы грузов, переработанных в Клайпедском порту в 2019 г.

Направление грузопотока

Грузопоток, млн. т.

Доля в общем грузопотоке, %

Литва

27,06

58,5

Беларусь

14,2

30,7

Россия

3,7

8,0

Прочие страны

1,3

2,8

Всего

46,26

100,0

 

Российское и белорусское правительства подписали соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов в порт Усть-Луги, который расположен в юго-западной части Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива на пересечении двух международных транспортных коридоров: «Север-Юг» (Балтийское, Черное и Каспийское моря) и «Восток-Запад» (Европа-Азия). Отметим, что перенаправление грузопотока с порта Клайпеды в порт Усть-Луги увеличит расстояние перевозки с 490 км до 800 км.

Проект соглашения предполагает перевалку белорусскими предприятиями более 9,8 млн тонн грузов в российских портах на Балтике в 2021-2023 годах. Заключение контрактов будет реализовано на условии take-or-pay (бери или плати), то есть грузоотправитель оплачивает услуги морского терминала в полном объеме, даже если объемы перевалки окажутся меньше, чем ожидалось.

Переориентирование белорусского грузопотока на российский порт - задача не самая простая, но стратегически важная и для России, и для Беларуси. Однако Ленинградская область не готова в полной мере принять грузы (существуют комплексные проекты, каждый терминал рассчитан на отдельные виды грузов). Процесс переориентации будет плавным и постепенным. В связи с этим необходимо построить многофункциональный грузовой сухопутный сортировочный центр («сухой порт») с дальнейшим развитием экосистемы цифровых транспортных коридоров предположительно в районе Езерище.

Для стран с отсутствием выхода к морю строительство и развитие «сухих портов» имеет неоценимое значение. Роль сухопутного порта — перевалочный пункт, с возможностью обслуживания нескольких морских портов, при грамотной логистической политике [2, с. 146]. Кроме того, «сухой порт» играет роль таможенного терминала. Его возведение возможно в месте пограничного перехода городе Езерище – одним из основных переходов между территориями России и Беларуси на севере Витебской области. Однако при перенаправлении белорусских экспортных грузов в морской порт Усть-Луги потребуется увеличение пропускной способности пограничного пункта Езерище.

Данный «сухой порт» предлагается внедрить в систему цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза. Это будет способствовать улучшению контрольно-надзорных функций на транспорте, уменьшению административных препятствий, повышению окупаемости инфраструктурных проектов и уровня безопасности транспортных услуг, снижению их себестоимости [3, с. 98].

Суть концепции заключается в образовании открытой экосистемы транспортно-логистических сервисов, обеспечивающих полный электронный документооборот между перевозчиками и грузовладельцами во всех государствах-членах ЕАЭС.

Для функционирования системы по перевозке грузов в морской порт Ленинградской области необходимо учесть следующие факторы:

1. Расширение акционерного присутствия РБ в морском порте Усть-Луге;

2. Строительство портовых сооружений в Усть-Луге на правах национальной коммерческой собственности РБ;

3. Строительство «сухого порта» в районе пограничного перехода Езерище;

4. Заключение транзитных соглашений с Россией на участке (Езерище – Усть-Луга) в рамках единого таможенного пространства;

5. Возможность формирования собственного морского флота и становления континентальной РБ полноправным резидентом в морской моде;

6. Развитие экосистемы цифровых транспортных коридоров в ЕАЭС;

7. Изучение правовых основ морского флота и портовой инфраструктуры под юрисдикцией Союзного государства России и Беларуси (СГРБ).

Внедрение проектов по переориентированию белорусских грузопотоков с прибалтийских портов на российские возможно только при реализации серьезных совместных инвестиционных проектов в Беларуси и России, представляющих обоюдный интерес для экономик двух стран. Все это становится достижимым при политической интеграции двух стран, исключающей разрыв достигнутых соглашений.

 

Библиографический список:

1.                 Глинский В.А. Транспортно-экспедиционное обслуживание. Международные интермодальные перевозки. Методические указания по изучению дисциплин/Университет ГА. Санкт-Петербург 2012.

2.                 Палагин Ю.И. Транспортная логистика и мультимодальные перевозки. Технологии, оптимизация, управление: учеб. Пособие. – СПб.: Политехника, 2015.

3.                 Интермодальные транспортно-логистические процессы: экспедирование, технологии, оптимизация / Палагин Ю.И., Глинский В.А., Мочалов А.И. // Учебное пособие. – СПб.: Политехника, 2019. C. 115-116.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021


Количество просмотров: 3001
теги:
06.01.2022 19:00 | log2021блог автора

Еще публикации: