Дудкина Екатерина Сергеевна
Магистрант 2 курса,
Ярославский государственный технический университет
г. Ярославль, Россия
E-mail: katerinkadudkina@mail.ru
Научный руководитель – Несиоловская Татьяна Николаевна
д.т.н., профессор кафедры Управления предприятием,
Ярославский государственный технический университет,
г. Ярославль, Россия
E-mail: nesiolovskayatn@ystu.ru
Development of an integrated approach to assessing the efficiency of the logistics system of a transport company
Dudkina Ekaterina Sergeevna
2nd year undergraduate student,
Yaroslavl State Technical University,
Yaroslavl, Russia
Scientific supervisor – Nesiolovskaya Tatiana Nikolaevna
Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Enterprise Management,
Yaroslavl State Technical University,
Yaroslavl, Russia
Разработан комплексный подход, заключающийся в ранжировании и декомпозиции проблемных ситуаций, что позволяет оперативно выявлять «слабые» звенья логистической системы транспортного предприятия и повысить эффективность ее функционирования за счет принятия целевых управленческих решений.
Ключевые слова: логистика, логистическая система, эффективность логистической системы, оценка эффективности, комплексный подход.
An integrated approach has been developed, which consists in ranking and decomposition of problem situations, which makes it possible to quickly identify the "weak" links of the logistics system of a transport company and increase the efficiency of its functioning by making targeted management decisions.
Key words: logistics, logistics system, logistics system efficiency, efficiency assessment, integrated approach.
В условиях жесткой конкуренции, усугубленной пандемией коронавируса, большая часть предприятий сокращают объемы своих поставок, а ряд других оказались закрыты или обанкротились. В таких нестабильных условиях у предприятия возникает необходимость оперативного реагирования на внутренние и внешние изменения, с целью сохранения своих конкурентных преимуществ.
Как правило, транспортные предприятия являются большими и сложными логистическими системами, что проявляется в интегральном взаимодействии комплексных факторов и причинных отношений. От того насколько эффективно они функционируют напрямую зависит успешность предприятия на рынке транспортных услуг. Таким образом, возникает необходимость своевременной и точной оценки эффективности логистической системы предприятия.
Каждый из элементов системы вносит определенный вклад в ее деятельность, в связи с чем логистическая система может рассматриваться с позиции интегрирования. В интегрированной системе возникают синергетические эффекты как пересечение ряда внутриорганизационных процессов и процессов, отражающих влияние внешней среды [1]. Процессы имеют асинхронный характер, интересы участников (звеньев) интегрированной системы будут различными. Более того, в разные периоды времени приоритеты интересов участников будут меняться. Важно согласовать интересы всех участников интегрированной логистической системы, что позволит минимизировать конфликты и обеспечить наиболее эффективное ее функционирование в рамках поставленной цели.
Если рассматривать интегрированную систему с позиций теории компромиссов, то очевидна необходимость целенаправленной балансировки интересов участников, как на макро, так и на микроуровне. Вышесказанное предложено представить в виде целевой функции:
(2)
где Пi – множество полезностей (эффективность) логистической системы;
Пj – множество полезностей подсистем логистической системы;
Сij – коэффициент связи подсистем логистической системы;
n – число подсистем логистической системы;
m – число структурных звеньев внутри каждой подсистемы.
Очевидно, что все звенья логистической системы находятся в тесном взаимодействии, таким образом, неэффективная работа даже одного звена негативно влияет на всю систему. Исходя из этого своевременное и оперативное выявление «слабого» звена логистической системы в настоящее время имеет высокую значимость.
На основании проведенного исследования разработан алгоритм комплексной оценки эффективности логистической системы транспортного предприятия, в соответствии с которым выполнены дальнейшие исследования.
Рисунок 1 – Алгоритм комплексной оценки эффективности логистической системы транспортного предприятия
Таблица 1 – Результаты расчета коэффициентов эффективности хозяйственной деятельности звеньев логистической системы
Звено логистической системы |
Доля звена в затратах логистической системы, Дзлi |
Доля звена в прибыли логистической системы, Дплi |
Коэффициент эффективности хозяйственной деятельности звена логистической системы, Клi |
Служба логистики |
0,10 |
0,20 |
2,02 |
Склады |
0,04 |
0,06 |
1,48 |
Услуги морского транспорта |
0,12 |
0,16 |
1,35 |
Порты |
0,07 |
0,06 |
0,83 |
Ремонтная служба |
0,14 |
0,11 |
0,75 |
Услуги автотранспорта |
0,25 |
0,16 |
0,64 |
Контейнерные терминалы |
0,13 |
0,05 |
0,36 |
Данные таблицы 1 позволяют ранжировать звенья логистической системы по степени их эффективности от наиболее значимого к наименее значимому:
Служба логистики > Склады > Услуги железнодорожного транспорта > Услуги морского транспорта > Порты > Ремонтная служба > Услуги автотранспорта > Контейнерные терминалы.
Представленные данные показывают, что служба логистики работает с наибольшей эффективностью, а контейнерные терминалы, автотранспорт и ремонтные службы – с наименьшей эффективностью.
Для детальной оценки проблемной ситуации могут использоваться методы: затрат, продуктивности, сервиса [2, с. 23]. Каждый метод предполагает сравнение результатов деятельности того или иного направления логистики с намеченными ранее целями.
Метод затрат основан на установлении фирмой стоимостного критерия для каждой отдельно взятой логистической функции изучаемой организации. Он позволяет выделить область, с которой следует начать исследование, однако не дает возможности увидеть, насколько повысится эффективность затрат логистической системы при различных изменениях и нововведениях, поскольку учитывает только существующие на данный момент логистические затраты.
Анализ рентабельности логистических затрат показал, что самый низкий уровень рентабельности характерен для категорий расходы на услуги сторонних организаций, относящихся к основной деятельности предприятия и перевозка и обработка грузов. Эти показатели могут указывать на то, что предприятию следует уменьшить количество привлекаемых сторонних организаций а также модифицировать объекты, занимающиеся обработкой грузов, так как затраты этих категорий велики, а прибыль от этого несущественна. Категорией с наиболее высоким показателем рентабельности является арендная плата. Это свидетельствует о том что, арендуемые исследуемым предприятием помещения и иные субъекты используются с максимальной выгодой и имеют большую доходность.
Метод продуктивности заключается в оценке эффективности деятельности службы логистики, когда сопоставляются показатели на «входе» и «выходе» системы. Показатели оценки имеют количественный характер и выражаются, как правило, в физических единицах измерения [3, с.47]. Применение данного метода позволило сделать вывод, что «слабое» звено логистической системы транспортного предприятия находится непосредственно в системе, так как разница показателей на «входе» и «выходе» несущественна.
При оценке качества оказываемых логистических услуг в рамках метода сервиса потребитель всегда сравнивает действительное значение параметров услуги с ожидаемыми параметрами. В случае, если ожидания потребителя совпадают с фактическими параметрами услуги, он признает качество приемлемым. Уровень логистического сервиса, рассчитанный по данному методу, представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Определение уровня логистического сервиса
Логистическая услуга |
м |
М |
П, % |
Рассмотрение нового логистического маршрута |
1 |
1 |
100 |
Составление внутреннего маршрута |
0,98 |
1 |
98 |
Составление внешнего маршрута |
0,97 |
1 |
97 |
Составление сопутствующей документации (накладная ОАО РЖД) |
1 |
1 |
100 |
Исполнение в срок |
0,93 |
1 |
93 |
Погрузка и разгрузка КТК (20 фут) |
0,90 |
1 |
90 |
Погрузка и разгрузка КТК (40 фут) |
0,90 |
1 |
90 |
Предоставление информации о движении груза |
1 |
1 |
100 |
Хранение контейнера с грузом до отправки |
1 |
1 |
100 |
Время в пути следования |
0,85 |
1 |
85 |
Размещение и крепление груза в контейнере |
1 |
1 |
100 |
Услуги терминалов/портов/депо |
0,92 |
1 |
92 |
Качество сервиса не более 90 % характерно для выполнения погрузочно-разгрузочных операций, а также услуги - время в пути следования, поэтому их можно считать «узким местом» логистической системы, которое негативно влияют на эффективность логистической системы в целом.
Таким образом, предложенный комплексный подход к оценке эффективности логистической системы транспортного предприятия может иметь высокую практическую ценность. Применение данного подхода позволяет систематизировать, а также облегчить и ускорить процесс поиска «слабого» звена логистической системы. Данный подход может быть успешно применен не только по отношению к транспортным предприятиям, но и предприятиям других областей деятельности.
Библиографический список:
1. Кузнецов Б.Л. Синергетический менеджмент в машиностроении: учеб. пособие. – Набережные Челны. – Изд-во Камского гос. политехн. ин-та, 2003 – 400 с.
2. Мишина Л.А. Логистика: конспект лекций – Изд-во Эксмо, 2013.
3. Яшин А.А. Логистика. Основы планирования и оценки эффективности логистических систем : учеб. пособие – А.А. Яшин, М.Л. Ряшко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 52 с.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021