Дорогова Елизавета Александровна
Студентка 1 курса,
Сибирский государственный университет водного транспорта,
г. Новосибирск, Россия
E-mail: elisabeta.dorogova@yandex.ru
Научный руководитель – Владыкина Юлия Олеговна
к.э.н., доцент.
Сибирский государственный университет водного транспорта
г. Новосибирск, Россия
E-mail: ketf@nsawt.ru
The state of the land transport network as a factor of economic development of the Ural Federal District
Dorogova Elizaveta Aleksandrovna
1st year student
Siberian State University of Water Transport,
Novosibirsk, Russia
Scientific supervisor – Vladykina Yulia Olegovna
Candidate of Economics, Associate Professor
Siberian State University of Water Transport,
Novosibirsk, Russia
Формирование бюджета и занятости территории с дальнейшим развитием инфраструктуры, в том числе путем вовлечения во внешнеторговый оборот, позволяет говорить о позитивном влиянии грузопотоков, приходящихся на тот или иной регион или федеральный округ. Зависимость бюджета исключительно от интенсивности грузопотока является негативным фактором. В связи с этим в статье ставится вопрос о балансе формирования бюджета и ВВП в оптимальном для территории соотношении с другими видами деятельности и отраслей промышленности.
Ключевые слова: грузопотоки, бюджет, федеральный округ, транспорт, транспортно-логистическая система.
The formation of the budget and employment of the territory with the further development of infrastructure, including through involvement in foreign trade, allows us to talk about the positive impact of cargo flows falling on a particular region or federal district. The dependence of the budget solely on the intensity of cargo traffic is a negative factor. In this regard, the article raises the question of the balance of budget formation and GDP in the optimal ratio for the territory with other types of activities and industries.
Key words: cargo flows, budget, federal district, transport, transport and logistics system.
Правительство Российской Федерации разрабатывает единую сбалансированную систему транспортной политики государства на федеральном, региональном и местном уровнях власти. В силу своего уникального географического положения Уральский федеральный округ находится на стыке как функционирующих, так и перспективных международных транспортных коридоров и представляет собой ключевое связующее звено транспортной системы Российской Федерации. Свердловская область является мощным, промышленным и ресурсно-сырьевым потенциалом, производящим около 16 % валового внутреннего продукта и обеспечивающим более 50% налоговых поступлений в федеральный бюджет. Недостаточно развитая транспортная инфраструктура не может в полной мере соответствовать потребностям региональной экономики, сдерживает реализацию его промышленного, ресурсного и транзитного потенциалов [6].
Стратегия развития транспортной инфраструктуры в первую очередь направлена на создание условий обеспечения экономического роста, во вторую очередь – удвоение валового регионального продукта Уральского федерального округа [4].
Уральский федеральный округ является территорией с мощным потенциалом развития межрегиональных и международных грузопотоков и определен интегральный показатель степени участия субъектов УрФО в формировании транспортно-логистических систем межрегиональной интеграции.
Транспорт является неотъемлемой частью экономической инфраструктуры УрФО, однако изначально основу транспортной системы региона составляли лишь водный и гужевой транспорт [6].
Транспортная система УрФО в настоящее время включает в себя различные виды транспорта, обеспечивает связи между западной, наиболее развитой, частью страны и Сибирью, за счет достаточно мощной и разветвленной транспортной инфраструктуры.
УрФО называют родиной железных дорог России, и само развитие региона стало возможным благодаря прежде всего развитию железных дорог, протяженность и густота сети железных дорог субъектах Российской Федерации, входящих в рассматриваемый федеральный круг представлена в таблице [4].
Таблица 1
Эксплуатационная длина и густота железнодорожных путей общего пользования в Уральском федеральном округе [2]
Наименование региона |
Эксплуатационная длина ж/д путей, тыс.км |
Густота ж/д путей общего пользования, км на 1000 км2 территории |
Курганская область |
747 |
104 |
Свердловская область |
3547 |
183 |
Челябинская область |
1796 |
203 |
Тюменская область с АО |
2448 |
17 |
Ханты-Мансийский АО |
1084 |
20 |
Ямало-Ненецкий АО |
481 |
6 |
Всего УрФО |
8536 |
47 |
Из приведенной таблицы видно, что наибольшая эксплуатационная длин путей в Свердловской и Челябинской областях. Высокая протяженность железных дорог на территории Тюменской области достигается за счет АО. Самая высокая густота сети в Челябинской и Свердловской областях. Эти области являются локомотивом экономики региона, и, кроме того, именно с них началось развитие железных дорог на Урале [1].
Из данных в следующей таблице видно, что в регионах, входящих в состав федерального округа протяженность дорожной сети весьма разнится. Наибольшая протяженность отмечается в Свердловской области (94% с твердым покрытием), которую называют так же «мостом между Европой и Азией». Далее следует Тюменская область (67% дорог с твердым покрытием).
Таблица 2
Протяженность автомобильных дорог в Уральском ФО, км
Наименование региона |
Общая протяжённость |
По подчиненности |
По типам покрытия |
||
Федеральные |
Территориальные |
С твёрдым покрытием |
Грунтовые |
||
Курганская область |
8710,0 |
757,0 |
7953,0 |
6393,0 |
2317,0 |
Свердловская область |
11014,0 |
690,0 |
10324,0 |
10375,0 |
639,0 |
Челябинская область |
8151,0 |
663,0 |
7488,0 |
8137,0 |
14,0 |
Тюменская область |
9575,0 |
1026,0 |
8549,0 |
6471,2 |
3103,8 |
Ханты-Мансийский АО |
1657,0 |
487,0 |
1170,0 |
1530,0 |
127,0 |
Ямало-Ненецкий АО |
852,0 |
21,0 |
831,0 |
852,0 |
- |
Всего УрФО |
39959,0 |
3644,0 |
36315,0 |
33758,2 |
6200,8 |
Курганская и Челябинская область имеют примерно равную протяженность автомобильных дорог, однако в Челябинской области 99,8% дорог имеют твердое покрытие, то в Курганской эта величина 73%. В наименьшей степени дорожная сеть развита в автономных округах Ханты- Мансийская и Ямало-Ненецком. При этом в Ямало-Ненецком АО все 100% дорог с твердым покрытием, в Ханты-Мансийском 92%. Максимальная протяженность дорог федерального значения в Тюменской и Курганской областях. Минимальная в автономных округах, здесь преобладают иные виды транспорта из-за сложных природных условий [5].
Густота сети автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в УрФО постоянно растет. Максимальная густота сети отмечается Челябинской и Курганской областях, которые занимают приграничное положение, кроме того, они плотно заселены и обладают менее развитой сетью железных дорог чем Свердловская область. Минимальная густота в автономных округах, где автомобильный транспорт играет незначительную роль [4].
Таблица 3
Густота сети автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием в Уральском федеральном округе, км дорог на 1000 км2 территории
Наименование региона |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Курганская область |
85 |
90 |
90 |
91 |
92 |
92 |
92 |
94 |
Свердловская область |
50 |
54 |
54 |
55 |
55 |
56 |
56 |
57 |
Тюменская область |
5 |
6,5 |
6,8 |
7 |
7,1 |
7,2 |
7,4 |
8,1 |
Ханты-Мансийский АО |
2 |
3,3 |
3,6 |
3,9 |
4,1 |
4,2 |
4,1 |
5,2 |
Ямало-Ненецкий АО |
0,5 |
1,1 |
1,1 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
Челябинская область |
90 |
92 |
99 |
100 |
101 |
102 |
101 |
101 |
Всего УрФО |
17 |
19 |
20 |
20 |
20 |
20 |
21 |
21 |
Важно отметить значительную роль трубопроводного транспорта в структуре транспортно-логистического комплекса УРФО, на территории которого согласно данным Гимади и др. (2003) добывается 70 % российской нефти. Трубопроводный транспорт в регионе представлен Единой газотранспортной системой «Газпрома», Единой нефтетранспортной системой АК «Транснефть», нефтепродуктоводами и местными газопроводами, снабжающими попутным газом газоперерабатывающие заводы [5].
По данным Министерства транспорта РФ на территории УрФО расположено 11 речных портов общего пользования: Тобольск, Тюмень, Сергинский, Нефтеюганск, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Сургут, Уренгой, Надым, Лабытнанги, Салехард.
Транспортная система УрФО, сложилась по большей части исходя из географического и ресурсного фактора. Исторически развитие транспортных систем на Урале можно считать с момента строительства железной дороги, так как именно сеть железнодорожных станций затем была связана автомобильными дорогами и воздушным сообщением [3].
В каждом из субъектов, входящих в состав федерального округа железная дорога осталась основным перевозчиком грузов. Свердловская, Курганская и Челябинская области имеют выгодное экономико-географическое положение, за счет протяженной границы с Казахстаном [2].
Проблемы, и перспективы развития грузопотоков, Урала выстраиваются в основном на изношенности фондов, недостаточной пропускной способности существующих транспортных путей. Износ основных фондов, и подвижного состава, исчерпанная пропускная способность, высокие тарифы на перевозки, являются основными причинами, тормозящими развитие системы грузопотоков региона, и интеграцию их в международное инвестиционное, транспортное и торговое пространство [1].
Библиографический список:
1. Бочков П.В., «Логистика в хозяйственной деятельности Уральского федерального округа». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logistika-v-hozyaystvennoy-deyatelnosti-uralskogo-federalnogo-okruga.
2. Калентеев С. В., Окольнишникова И. Ю., Шиндина Т.А., « К вопросу об оценке эффективности транспортно-логистической системы обслуживания межрегиональных грузопотоков в Уральском федеральном округе», https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-otsenke-effektivnosti-transportno-logisticheskoy-sistemy-obsluzhivaniya-mezhregionalnyh-gruzopotokov-v-uralskom
3. Крылов П. М., Требушкова И. Е., «Проблемы развития грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом Свердловской области: экономико-географические аспекты». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-gruzovyh-i-passazhirskih-perevozok-zheleznodorozhnym-transportom-sverdlovskoy-oblasti-ekonomiko-geograficheskie.
4. Состояние железнодорожного транспорта. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/
5. Татаркин А.И., Гимади И.Э., «Тенденции и перспективы развития транспортной системы Уральского федерального округа». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-transportnoy-sistemy-uralskogo-federalnogo-okruga
6. Транспорт Сибири как инфраструктурная отрасль региональной экономики. Бунеев В.М., Виниченко В.А., Масленников С.Н.//В сборнике: Экономика Сибири в условиях глобальных вызовов XXI века. сборник статей в 6-ти томах. под редакцией В.И. Клисторина, О.В. Тарасовой; Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН. Новосибирск, 2018. с. 25-37.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021