Гоманков Алексей Владимирович
Студент 4 курса
Российский университет транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: gomankov00@mail.ru
Научный руководитель – Куренков Пётр Владимирович
д.э.н., профессор
Российский университет транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: petrkurenkov@mail.ru
Provision of transport and logistics services by a wagon operator at a 4PL level
Gomankov Alexey Vladimirovich
4th year student
Russian University of Transport (MIIT),
Moscow, Russia
Scientific supervisor – Kurenkov Pyotr Vladimirovich
Doctor of Economics, Professor
Russian University of Transport (MIIT),
Moscow, Russia
Статья посвящена разработке мер по совершенствованию организационных мероприятий при предоставлении 4PL-услуг логистическим провайдером (вагонным оператором)
Ключевые слова: 4PL-уровень логистики, вагонный оператор, сервисный контракт, структурное подразделение
The article is devoted to the development of measures to improve organizational measures in the provision of 4PL services by a logistics provider (wagon operator)
Key words: 4PL-logistics level, wagon operator, service contract, structural division
В настоящее время, в связи со спецификой российской действительности, сфера предоставления предприятиям 4PL-услуг не развита и не развивается такими темпами, как в странах Запада и Юго-Восточной Азии. Так на вагонного оператора, вышедшего на 4PL-уровень логистики, помимо прочих транспортно-логистических услуг, ложатся дополнительно такие услуги, как: аудит цепей поставок; разработка стратегии управления цепями поставок, определение целей и показателей; выбор информационного обеспечения, проектирование и обеспечение функционирования информационных систем, консультационные услуги; выбор поставщиков, перевозчиков, переговоры о тарифах, возврат товара, снабжение предприятия материально-техническими ресурсами, переупаковка, маркировка; управление выполнения заказов, контрактное производства, консолидация отправок, управление складированием; оформление платежей за перевозку, сопровождение грузов, услуги таможенного брокера; прочие услуги. В условиях осуществления 4PL-логистики он будет сосредоточен на формирование и обеспечение цепочки поставок своих клиентов, а все его решения должны будут быть направлены организацию управления множеством поставщиков услуг для клиента в соответствии с правилами, закреплёнными договорами.
Для того, чтобы предоставлять клиенту-предприятию логистические услуги 4PL-уровня, нужно в первую очередь на протяжении достаточно продолжительного промежутка времени качественно и эффективно в экономическом плане предоставлять клиенту услуги 2PL и 3PL-уровня таким образом, чтобы постепенно увеличивая свою долю в логистических операциях предприятия-клиента, начиная от предоставления вагонов под погрузку, постепенно переходить на более высокие уровни осуществления логистики, завоёвывая доверия клиента. При чём попутно следует улучшать свои компетенции в области логистики. Тем самым организация такого рода услуг должна вытекать из удовлетворённости клиента выполнением «Сервисного контракта», который, убедившись в надёжности и компетентности 3PL-провайдера, а также имея желание заняться лишь непосредственным производством, переводит свою логистику полностью на аутсорсинг и заключает «Логистический контракт», который подразумевает уже не столько организацию и осуществление транспортно-логистической деятельности, сколько управление цепями поставок, дополнительно в рамках управления которыми он может, отказавшись от услуг сторонних 2PL и 3PL-провайдеров, имея собственные реальные активы самостоятельно выполнять, как услуги транспортной, так и услуги складской или других функциональных областей логистики.
В рамках выполнения обязательств по «Логистическому контракту» работа 4PL-провайдера должна основываться на следующих принципах: нейтралитет и полная прозрачность; единая точка контакта; оптимизация материальных потоков и существенное сокращение затрат на логистику; глобальный источник стратегической идей; доступность данных и право собственности на них. Поэтому при разработке рекомендаций и выработке решений по осуществлению и совершенствованию организации логистической деятельности вагонного оператора на 4PL-уровне стоит обратить на некоторые изменения в его организационной структуре, специально проводимые для осуществления деятельности на 4PL-уровне.
Тем самым, при выходе вагонного оператора на уровень 4PL-провайдера для более эффективного осуществления такого рода услуг должно быть создано отдельное организационное подразделение на базе «Департамента логистики и планирования» вагонного оператора, в которое должны войти специалисты различного профиля: логисты, движенцы, экономисты, финансисты, бухгалтера, на которых ложится работа по координации процесса предоставления клиенту соответствующего рода услуг 4PL-уровня. То есть данный отдел должен будет с помощью собственных разработанных электронных платформ: осуществлять организацию логистических процессов клиента; отслеживать текущие показатели, эксплуатационные и финансовые; выстроенной логистической цепи, и анализировать их; выполнять формирование отчётностей по отчётным периодам осуществления логистики предприятия (вести бухгалтерскую отчётность) для предоставления руководству клиента; координировать из центра работу персонала вагонного оператора, направленного для непосредственного руководства и осуществления логистической работы на местах, а также персонала, привлечённого по аутстафинговому договору, и логистических операторов более низкого уровня, нанятых для обеспечения вспомогательной деятельности; разработка стратегии управления логистикой клиента; обеспечивать своевременной закупки сырья для поддержания беспрерывного производства продукции клиентом.
Соответственно, численность такого отдела должна будет варьироваться в зависимости от количества клиентов, но так как в условиях российской действительности такой клиент у вагонного оператора-4PL-провайдера один, то штатное расписание такого отдела должно быть следующим (см. рис.1):
Рисунок 1 – Структура отдела управления логистикой «Клиентом»
Таким образом, предложенная структура отдела, создаваемого специально под 4PL-обслуживание определённого клиента, предполагает наличие специалистов различного профиля, объединённых одной общей целью – полное удовлетворение всех логистических потребностей промышленного предприятия-клиента. И выделять внутри своей организационной структуры новые подразделения необходимо, так как это позволит сконцентрировать в одном мозговом центре все вопросы, связанные с 4PL-обслуживанием, а значит, увеличит скорость согласования и осуществления разработанных решений, а это уже одна из предпосылок получения более качественного осуществления, возложенных клиентом услуг. При этом стоит учитывать, что при формировании нового отдела, пусть и на базе существующих, повлечёт за собой большие расходы на оплату труда, но если стремится к положительным результатам работы и клиентоориентированному поведению, то такие организационные изменения необходимы, так как способствуют увеличению доходов.
Дальнейшего развития деятельности операторов нетягового подвижного состава можно добиться, используя и опираясь на подходы, методики, стратегии и концепции, изложенные в работах [4-14].
Библиографический список:
1. Дементьев А.В., Контрактная логистика: монография. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2013. – 146 с.
2. Покараева Н.Г., Стратегия развития логистических операторов при формировании конкурентоспособного рынка логистических услуг в России: диссертация кандидата экономических наук., М. – Ин-т исслед. товародвижения и конъюнктуры оптового рынка. – Москва, 2012. - 189 с.
3. Миротин Л.Б., Багинова В.В., Лёвин С.Б., Логистика транспорта в цепи поставок: учеб. пособие. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. – 144 с.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021