Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 18:59:28
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Материально-техническая база Сибирского Федерального округа

Борисова Светлана Викторовна

студент 1 курса,

Сибирский государственный университет водного транспорта,

г. Новосибирск, Россия

E-mail: Lana.viktorovna.02@yandex.ru

Научный руководитель –  Владыкина Юлия Олеговна

к.э.н., доцент.

Сибирский государственный университет водного транспорта

г. Новосибирск, Россия

E-mail: ketf@nsawt.ru

Material and technical base of the Siberian Federal district

Borisova Svetlana Viktorovna

1st year student,

Siberian State University of Water Transport,

Novosibirsk, Russia

Scientific supervisor – Vladykina Yulia Olegovna

Candidate of Economics, Associate Professor

Siberian State University of Water Transport,

Novosibirsk, Russia

Состояние МТБ железнодорожного транспорта напрямую влияет на возможности оказания услуг транспортными компаниями и формирование грузопотоков территории. В настоящей работе проводится исследование МТБ Сибирского федерального округа, уровень износа основных фондов и необходимые инвестиции для восстановления. Результаты исследования показания возможность развития транспортной системы в Сибирском федеральном округе.

Ключевые слова: логистика, железнодорожный транспорт, материально-техническая база железнодорожного вида транспорта, транспорт в Сибирском федеральном округе.

 

The state of the MTB of railway transport directly affects the possibilities of providing services by transport companies and the formation of cargo flows in the territory. This work examines the MTB of the Siberian Federal District, the level of depreciation of fixed assets and the necessary investments for recovery. The results of the study indicate the possibility of developing the transport system in the Siberian Federal District.

Key words: logistics, railway transport, material and technical base of railway transport, transport in the Siberian Federal District.

 

Составляющей экономики любого региона является его транспортная инфраструктура, которая представляет собой необходимое условие ее (т.е. всей экономики региона) функционирования. В Российской Федерации железнодорожный транспорт играет важную роль в обеспечении потребностей региона и страны в целом в перевозках.

Большой территориальный масштаб России, невозможность организации перевозок грузов водным путем на целом ряде направлений, невыгодность дальних автомобильных перевозок, дополнительно усугубляемая слабым развитием автодорожной сети,- все это способствует тому, что железные дороги остаются основным грузоперевозчиком.

Перейдем непосредственно к анализу железнодорожного транспорта в Сибирском федеральном округе. Регион характеризуется высоким уровнем наличия природных ресурсов: минеральных полезных ископаемых, биологических и гидроэнергетических ресурсов. Основным видами минеральных ресурсов является значительные запасы руд различных металлов и угля, что способствует развитию металлургии. На территории, входящей в состав СФО Кемеровской области, расположен крупнейший не только в России, но и в мире угольный бассейн. Кроме того, в СФО разведаны значительные запасы металлических руд. На территории СФО сосредоточены: 85% общероссийских запасов свинца и платины, 80% угля и молибдена, 71% никеля, 69% меди, 44% серебра, 40% золота.

На территории округа осуществляют свою деятельность крупнейшие в России производители меди и никеля (Норильский никель), первичного алюминия (заводы компании РУСАЛ). СФО является крупнейшим производителем древесины. Таким образом, с учетом отраслевой специфики структуры производства, рассматриваемого в данной работе региона со значительными объемами перевозок сырья альтернативы железнодорожному транспорту - нет.

 211

 

Рисунок 1. - Процентное содержание от общероссийских запасов [4]

В силу наличия богатой минерально-сырьевой базы полезных ископаемых структура экономики Сибирского федерального округа (СФО) состоит из предприятий, относящихся к добывающей промышленности, и предприятий, осуществляющих первичную переработку сырья. Современная специфика производства требует технологической транспортировки в рамках производственных циклов добывающих и перерабатывающих сырьевых предприятий. Технологически эти перевозки осуществляются исключительно железнодорожным транспортом. Это создает устойчивый спрос на значительные объемы железнодорожных перевозок от месторождений сырья до конечных потребителей при отсутствии альтернативных видов транспорта, технически способных осуществлять такие перевозки.

Полезно узнать  состояние материально-технической базы железнодорожного транспорта и с помощью этих данных обозначить векторы развития рассматриваемого вида сообщения на ближайшее десятилетие (2020-2030гг.).

 

2222 

Рисунок 2. - Плотность железнодорожных путей на конец года, км путей на 10000 км2 территории [4]

Наибольшая плотность обозначена в Кемеровской области (это можно объяснить значительно богатыми месторождениями угля), наименьшая – в Красноярском крае (очень высокая площадь, проведена одна ветка к Норильску, крупнейшему производителю меди и никеля.)

Как видно из рисунка 3, ситуация фонда грузовых вагонов относительно стабильная за 2018-2019 годы, однако период с 2001 -2014 год характеризовался постоянным увеличением парка грузовых вагонов. Количество грузовых вагонов в последние 4 года (2015-1019) изменяется крайне незначительно, что свидетельствует либо о достаточно пригодном состоянии вагонов, либо о невозможности приобретать новые вагоны.

С 2010-2013 списание вагонов не превышало закупки, однако за последние пять лет списание, напротив, превышало закупки. Так, можно оценить состояние материально-технической базы: новые, более качественные вагоны уменьшают издержки, требуется меньшее количество вагонного парка, поскольку качество грузовых перевозок, с приходом новых видов вагонов, улучшилось.

333

 

Рисунок 3. – Динамика парка грузовых вагонов в России в 2001-2019 гг. [4]

Планируется провести ветку к уже существующему участку железнодорожных путей до Норильска (вывоз меди и никеля). Строительство магистрали Севсиб (откроет доступ к новым месторождениям и сократит путь в Китай) и ветки до Кызыла (линия Курагино-Кызыл, Железная дорога позволит расширить возможности транспортной сети России, решит проблему освоения месторождений Тувы. Также ожидается, что в результате её строительства в Туве появится около 10 тысяч новых рабочих мест. Строительство дороги начато в 2011 году, но был построен только 1 км пути около Кызыла. Из-за финансово-экономического кризиса в России строительство было тогда остановлено.

444

 

Рисунок 4. – Динамика и прогноз закупок и списания грузовых вагонов [4]

 

В 2017 году на Восточном экономическом форуме объявлено, что строительство возобновится в ближайшие годы. Основную роль в реализации и бюджетировании проекта будет играть государство в лице РЖД, при участии частного капитала. Магистраль планируется продлить до границы с Монголией для того, чтобы связать её с железнодорожной сетью Монголии и Китая. Стоимость проекта составляет более 100 млрд рублей. Проект призван обеспечить к 2020 году перевозку грузов со строящейся железнодорожной линии Кызыл – Курагино в объеме 15 млн т, в том числе вывоз угля из Элегестского каменноугольного месторождения в объеме 12 млн т в направлении портов Дальнего Востока. Необходимая пропускная способность участка составит 45 пар поездов в сутки в восточном направлении и 32 пары в западном.

Напоследок, в правительстве начали рассматривать новый железнодорожный мегапроект - «Сибирский меридиан», который свяжет порты Тихого и Индийского океанов и точки на Севморпути. Проект включает в себя как уже намеченные стройки, например, Северный широтный ход, так и новые тысячекилометровые линии в Сибири и Арктике.

Стоимость «Сибирского меридиана» предварительно оценивается в 4,9 трлн руб. По мнению аналитиков, проект перспективный, но заниматься им сейчас некому и не на что. Проект предполагает создание к 2035 году грузового железнодорожного сообщения между Китаем и арктическими морскими портами на Севморпути (СМП), минуя Транссиб, и охватывает крупные участки Сибири и Арктики. На слайде обозначены крупнейшие планируемые проекты, которые в рамках «Сибирского меридиана» затронут рассматриваемый в данном докладе Сибирский федеральный округ. Ситуация в области железнодорожного транспорта в СФО выглядит стабильной и продуманной наперед.

 

Библиографический список:

1. Бубнов В. А., Гольская Ю. Н.  Влияние транспортной инфраструктуры на развитие Сибирского федерального округа. – Иркутск: ИрГУПС, 2013. – 172 с. – Режим доступа: https://sdo2.irgups.ru/strela2/modules/el_public/8_NICH_Bubnov_Holskaya.pdf

2. Попова Ю. В. К вопросу о влиянии транспортной инфраструктуры на ВРП региона. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vliyanii-transportnoy-infrastruktury-na-vrp-regiona/viewer

3. Савченко Е. Е. Железнодорожный транспорт как «Технологическое звено региональной промышленности» Сибирского федерального округа// «Экономика и бизнес». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zheleznodorozhnyy-transport-kak-tehnologicheskoe-zveno-regionalnoy-promyshlennosti-sibirskogo-federalnogo-okruga/viewer

4. Транспортная инфраструктура СФО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rusfig/rus18.pdf

5. The tourist flows formation features of domestic tourism in the Russian region. Vladykina J., Faddeenkov A.// Applied methods of statistical analysis. Nonparametric approach. proceedings of the international workshop. 2015. p. 338-343.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021


Количество просмотров: 3242
теги:
06.01.2022 17:29 | log2021блог автора

Еще публикации: