Бадябина Карина Юрьевна
Студентка 4 курса
Университет «Туран»
г. Алматы, Казахстан
E-mail: badyabina-karina@mail.ru
Научный руководитель – Кулик Вероника Борисовна
Доцент, к.т.н.
Университет «Туран»
г. Алматы, Казахстан
E-mail : kulvebori2018@gmail.com
Implementation of an information system using Blockchain technology
to modernize multimodal transportation in Kazakhstan
Badyabina Karina Yurievna
4th year student
University of Turan
Almaty, Kazakhstan
Scientific supervisor – Kulik Veronika Borisovna
Docent, Candidate of Technical Sciences
University of Turan
Almaty, Kazakhstan
В данной статье описаны проблемы мультимодальной логистики и их решения с помощью технологии Блокчейн. Обоснована необходимость внедрения информационной системы на данной технологии. Описаны преимущества использования данной системы.
Ключевые слова: логистика, мультимодальные перевозки, технологии блокчейн, логистические центры, системы смарт-контактов, грузопоток
This article describes the problems of multimodal logistics and their solutions using Blockchain technology. The necessity of introducing an information system based on this technology has been substantiated. The advantages of using this system are described.
Key words: logistics, multimodal transportation, blockchain technologies, logistics centers, smart contact systems, freight traffic
В современных реалиях каждая отрасль логистики подвергается некоторым трудностям, мультимодальная логистика перевозок не исключение. Первая и важная проблема присущая мультимодальной логистики перевозок, связанна с согласованием работы разных видов транспорта, а также их представителей. Вторая проблема связана с отсутствием постоянных маршрутов при перевозке крупногабаритных грузов. Третья, но не мало важная связанна со сложностями правовых и таможенных процедур.
Существует актуальный подход к данным проблемам, который основывается на современных технологиях и заключается он в блокчейне. Осуществляя мониторинг в области логистики, приходит решение о внедрении единой информационной платформы обмена данными с применениями технологии Блокчейн.
Блокчейн в логистической мультимодальной цепочке откроет возможность договорного сопровождения перевозки, тем самым вырастет число технологических операций, которые могут отображаться по ходу перевозки на платформе распределенного реестра данных в ж/д транспорте, авто, авиа и морском. Также с технологией блокчейна используется система смарт-контактов, данная система позволит при использовании технологии осуществлять взаиморасчеты. Мелкие перевозчики смогут выйти «на свет» с внедрением технологии.
Данный метод внедрения единой информационной платформы, позволит всем участникам доверять данным из этой системы, разработанной для улучшения мультимодальной цепочки поставок. Предложенная платформа сможет интегрироваться с такими системами как Hyperledger, legacy, RPA, с базами промежуточных данных, а также хранить в себе базы складов и оптимального планирования пространства, имея при этом стандартные протоколы IP, веб- интерфейса с возможностью подключения электронной цифровой подписи.
Данная платформа ориентируется на:
1. Операторов перевозок
2. Ж/Д перевозчиков
3. Авиаперевозчиков
4. Автоперевозчиков
5. Представителей портов
6. Операторы вагонов
7. Операторы контейнеров
Переходя к составляющим данной платформы, хотелось бы внести в данную платформу такие функции как, оптимальное планирование грузового пространства, онлайн документация внутренних перевозок внутри страны, использование смарт-контрактов, бронирование складской площади. Оптимальное планирование предоставит возможность всем участникам процесса распределить правильную постановку груза на их транспортное средство заранее, что позволит сократить время и избежать большинство случаев с неправильным планированием грузового пространства.
Что касается онлайн документации, недавно Законодательство Республики Казахстан обновилось в сфере блокчейна и «Информационных прав», что позволит нам с внедрением этих функций, внутри страны осуществить перевозки с использованием электронной цифровой подписи под технологией блокчейна и, если смотреть вперёд позволит нам использовать данную технологию в международных перевозках.
Переходя к бронированию складской площади, можно отметить, что данная технология даст возможность участникам цепочки поставок заранее забронировать место на складе, когда его груз только отправляется со своей начальной точки.
Рассмотрим пример перевозки с Алматы в порт Алят через Баку, экспортная перевозка. На протяжении этого маршрута есть несколько участников перевозочного процесса, есть сам грузоотправитель есть его экспедитор, возможно есть склад, который аккумулировал отправляемые товары на территории города Алматы, далее ж/д перевозчик, оператор вагонов, оператор контейнеров если осуществляется контейнерная перевозка, далее порт Курык выступает участником и соответственно порт Баку и порт Алят на территории Азербайджана. Каждый из этих участников перевозочного процесса использует свою систему, например, перевозчик ж/д использует АСУ ДКР, оператор вагонов будь это «Казтемиртранс» или «Кедентранссервис», которые используют свою систему, склад свою, экспедитор свою, Порт Актау и Порт Алят соответственно свои системы. Для того чтобы не заменять эти системы, которые удобны для работы перечисленных пользователей, но наладить взаимовыгодный обмен данными необходима какая-то единая шина данных, построенная на технологии блокчейн. Поэтому на таком примере хотелось бы внедрить единую информационную платформу с технологией блокчейн и системами смарт-контактов.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что внедрение данной информационной платформы, основанной на технологии блокчейн, позволит нам раскрыть потенциал онлайн документооборота, который впоследствии сократит финансовые показатели на 20-30% и на 90% приведёт к сокращению бумажной работы. Выставление счётов и их оплата при традиционном подходе данные операции сложены, требуют много времени и бюрократических усилий, что создает условия для манипуляций, мошенничества и генерирует массу ошибок. Внедренная технология позволит автоматизировать процесс выставления счетов и их оплату, привязав эти расчеты к совершению определенного действия, к примеру, внесения записи о завершении отгрузки товара или прохождения судна, контейнера или груза через границу страны или порта. Устранение посредников немало важно, сейчас комиссия за посредничество при осуществлении перевозки в среднем составляет от 15% до 45% всей суммы заказа. Данная платформа и технология сможет сократить это число, тем самым ускорить процесс заключения сделок по грузоперевозкам.
Библиографический список:
1. Финансовая структура, Блокчейн: что это такое и как его используют в финансах. [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://fincult.info/article/blokcheyn-chto-eto-takoe-i-kak-ego-ispolzuyut-v-finansakh/
2. Artlogic, Блокчейн в логистике: как технология помогает цепи поставок. [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://www.artlogics.ru/blog/blockchain-v-logistike/
3. Мелани Свон «Blockchain: Blueprint for a New Economy», Книга -2015г.
4. IBM, Платформа IBM Blockchain. [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://www.ibm.com/blockchain/platform
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021