Аюпова Дильнура Муратовна
Студентка 4 курса
Университет «Туран»
г. Алматы, Казахстан
E-mail: ayupova.d99@gmail.com
Научный руководитель – Кулик Вероника Борисовна
Доцент, к.т.н.
Университет «Туран»
г. Алматы, Казахстан
E-mail: kulvebori2018@gmail.com
Problems and prospects for the development of logistics in the Republic
of Kazakhstan
Ayupova Dilnura Muratovna
4th year student
University of Turan
Almaty, Kazakhstan
Science supervisor – Kulik Veronika Borisovna
Docent, Candidate of Technical Sciences
University of Turan
Almaty, Kazakhstan
В статье описаны современные подходы и перспективы развития транспортной логистики. Обоснован алгоритм оперативного планирования перевозочного процесса, который базируется на логистическом подходе.
Ключевые слова: логистика, транспорт, логистические центры, груз, материальный поток, грузопоток.
The article describes modern approaches and prospects for the development of transport logistics. The algorithm for operational planning of the transportation process, which is based on a logistic approach, has been substantiated.
Key words: logistics, transport, logistics centers, cargo, material flow, cargo flow.
Логистика - особый катализатор индустриального развития, ее усовершенствование обладает колоссальной значимостью для нашего государства. Данный процесс считается тем самым столпом, на котором основывается межгосударственная интеграция. И Казахстан, активный сторонник разнообразных интеграционных процессов, владеет значимым превосходством - его геополитический, а также экономический ресурсы дают возможность благополучно осуществлять транзитный потенциал как наиболее приемлемый вариант наземной транспортной связи азиатских государств с Европой[1].
Использование логистики в сфере производства дает возможность:
- уменьшить резервы абсолютно на всем пути перемещения
материального потока;
- уменьшить период прохождения продуктов согласно логистической
цепочке, также уменьшить транспортные расходы;
- уменьшить расходы ручного труда, а также надлежащие расходы на
процедуры с грузом.
Транспортная логистика – это передвижение необходимого количества товара в нужную точку оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками [2].
Наиболее популярной концепцией транспортной логистики считается концепция «точно в срок» (just-in-time, JIT), которая основана на достаточно обычной логике поставки товара, где материальные потоки материальных ресурсов усердно синхронизированы с необходимостью в них, предопределяемой производственным и временным расписанием выпуска готовой продукции. Применение концепции JIT дает возможность предоставить материальные ресурсы или готовую продукцию в конкретную точки логистической цепочки, непосредственно в тот период, когда в них имеется потребность. Многочисленные логистические современные системы, которые применяют данную концепцию нацелены на краткие составляющие логистических циклов, что требует стремительного взаимодействия звеньев логистической системы на перемены спроса, а также, в соответствии с этим, производственной программы.
Результат применения транспортной логистической системы – это значительная возможность исполнения «шести правил логистики»: нужный груз, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества, с минимальными затратами.
В современных глобальных условиях логистика представляет важнейшую значимость в индустриальном развитии стран. В ряде государств правительство сперва сделало ставку непосредственно на формирование логистики как главного фактора стимулирования индустриального развития.
В Послании Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» поставлена задача увеличить вдвое транзитные перевозки через Казахстан к 2020 г. и в 10 раз - к 2050 г. «Важно сосредоточить внимание на выходе за пределы страны для создания производственных транспортно-логистических объектов», - подчеркнул Нурсултан Назарбаев [3]. На практическое воплощение этих ключевых задач и нацелена Государственная программа по развитию транспортной инфраструктуры до 2020 г.
Казахстан, который находится на стыке международных коридоров, имеет все предпосылки стать главным логистическим звеном, который соединяет Европу с Азией. Базой для формирования мультимодального логистического оператора транснационального масштаба с полным сектором активов и компетенций определено АО «НК КТЖ». В состав мультимодальной компании войдут морской порт Актау, СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота», аэропорты, терминальная сеть Казахстана [4].
В Республике Казахстан проводится системная работа по улучшению качества транспортных услуг. Это прежде всего сокращение транспортного времени, снижение затрат на перевозки, оптимизация тарифов, сохранность грузов и, что немаловажно, подготовка качественного кадрового потенциала, который призван обеспечить нормальное функционирование всей логистической системы. Около 70 % всех транспортных перевозок в республике осуществляется по железной дороге. В связи с этим Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поставил задачу по созданию транспортного логистического кластера. В настоящее время в доверительное управление национальной компании АО «љаза›стан Темiр Жолы» передан морской порт Актау, решается вопрос о передаче компании ряда крупных терминалов в аэропортах и автомобильных терминальных комплексах. Одним из основных факторов, препятствующих становлению логистических компаний в Республике Казахстан является острая нехватка современных складских терминалов. Специализированные компании могут разрабатывать идеальные схемы передвижения грузов, но без соответствующей логистической инфраструктуры - сети современных складских комплексов на обслуживаемой территории - выстроенная цепочка окажется ненадежной при одном слабом звене. Характер современного бизнеса требует быстрого оборота складских запасов и быстрого исполнения заказов. Для соблюдения этих требований логистическая система должна отличаться гибкостью. Сегодня в городе и пригородах, по различным экспертным данным, насчитывается от 200 тыс. до 1 млн. кв. м складских помещений.
Важным внешним инструментом должна стать реализация проекта «Казахстан - Новый Шелковый путь», который нацелен на казахстанской транзит. Казахстан здесь будет иметь сразу несколько преимуществ, главные из которых: сроки доставки, замораживание финансов и времени; маршрут, который в основном пройдет по территории Китая, а также строительство зеленого коридора - Торгово-транспортного хаба и немаловажный фактор - исторический маршрут Шелкового пути [5]. Можно с уверенностью отметить, что транзитный потенциал нужно рассматривать как точку экономического роста страны. С этой целью нужно повысить привлекательность и создание самой современной эффективной транспортно-логистической системы в СНГ, совершенствование транспортно-логистических операций на любом виде транспорта с учетом предоставления широкого спектра услуг, предложение конкурентоспособных тарифов, дальнейшее совершенствование коридоров для транзитных грузопотоков на постоянной, линейной, основе, где будут четко определены сроки прохождения, стоимость и систематичность использования данных коридоров, организация и разработка оптимальных условий и инфраструктуры для входящих и выходящих грузопотоков, с последующим локальным распределением до конечных пунктов назначения. Следует отметить, что это еще далеко не полный список задач, которые нужно выполнить, чтобы максимально использовать транзитный потенциал Казахстана. Если это будет сделано, то Казахстан значительно выиграет от вклада транспортной логистики в экономическое развитие.
Библиографический список:
1 Логистические транспортно-грузовые системы: Учебник / Под ред. В. М. Николашина. - М.: Академия, 2003. – 242 с.
2 Громов Н. Н., Персианов В. А. Менеджмент на транспорте. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2003. – 186 с.
3 Савенкова Т. И. Логистика: Учеб. пособие - М.: Омега, 2008. - 225 с.
4 Джонсон Дж. С. Современная логистика. - М., СПб., Киев: Вильямс, 2005–386 с.
5 Назарбаев Н. А. Программа «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства // [ЭР]. Режим доступа: online.zakon.kz
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021