Антипова Виктория Николаевна
Студент 4 курса
Санкт-Петербургский Государственный
Университет Гражданской Авиации
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: viktoriaantipova99@yandex.ru
Научный руководитель – Глинский Владимир Анатольевич
к.т.н., доцент,
Санкт-Петербургский Государственный
Университет Гражданской Авиации,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: vglinskiy@yandex.ru
Introduction of a multi-modal method of air passenger delivery, using
the concept of «Physical Internet»
Antipova Viktoria Nikolaevna
4st grade student
Saint Petersburg State University of Civil Aviation
Saint-Petersburg, Russia
Scientific supervisor– Glinskiy Vladimir Anatolievich
Candidate of Engineering Science, Docent,
Saint Petersburg State University of Civil Aviation
Saint-Petersburg, Russia
В данной статье отмечена важность этапов «последней мили» в концепции «физического интернета». Представлен сравнительный анализ Федеральных авиационных правил и Монреальской конвенции в отношении грузов. Описана возможность использования принципа «физического интернета» в перевозке авиапассажиров.
Ключевые слова: мультимодальная перевозка, физический интернет, первая миля, последняя миля, биометрическая идентификация, перевозка пассажиров, монреальская конвенция.
This article highlights the importance of the "last mile" stages in the concept of "physical internet." A comparative analysis of the Federal Aviation Regulations and the Montreal Convention on Cargo is presented. The possibility of using the principle of "physical internet" in the transportation of air passengers is described.
Key words: multimodal transportation, physical Internet, first mile, last mile, biometric identification, passenger transportation, Montreal Convention.
В настоящие время в мультимодальных перевозках грузов приступили к внедрению новой технологии «физического интернета». По аналогии с интернетом «физический интернет» также построен на принципах общей модульной инфраструктуры, открытости для клиентуры, использовании стандартных интерфейсов (терминалах) и протоколов (нейтральных накладных).
Использование концепции «физического интернета» изменит доставку грузов, дав различным предприятиям возможность свободного сотрудничества и одновременного пользования логистическими ресурсами, при этом будет реализоваться концепция перехода от собственного владения к общему через «облачное хранение». Основными принципами концепции является открытый глобальный рынок и большое количество пользователей, цифровые транспортные коридоры и специальные контейнеры типоразмерного ряда.
В отличие от классической мультимодальной доставки технология «физического интернета» включает в себя особую детализацию завершающего этапа - довозки груза до получателя («последняя миля»). Дело в том, что «физический интернет» предполагает доставку груза его конечному потребителю, что требует принципиального решения задач городской логистики, курьерской доставки, созданию новых средств «дверной доставки» (постаматов, дронов и т.д.).
Напомним, что в логистике, «первая миля» относится к этапу приемки, товара со склада грузоотправителя, где производится консолидация, сортировка, переупаковка, контроль за качеством товара, а «последняя миля» - к этапу завершения доставки, когда товары отправляются из пункта дистрибьюции к конечному пользователю или клиенту. Эти этапы стали важнейшим аспектом управления цепочками поставок с ростом продаж электронной торговли и спроса на многоканальную розничную торговлю. Целью доставки «последней мили» в «физическом интернете» является принципиальный новый формат – доведения большого количества продукта к конечному покупателю самым экономически эффективным способом. Логистические компании сталкиваются с рядом проблем при доставке грузов на этапе «последней мили», включая таможенную отчистку; транспортировку до места выдачи груза, этап курьерской доставки до дверей покупателя; завершение платежей; разрешение претензий, в том числе возврат товара.
Внедрение «физического интернета» особенно актуально в авиационных перевозках, где произошли существенные изменения после принятия М-99. В таблице 1 представлен сравнительный анализ Федеральных авиационных правил и Монреальской конвенции.
Таблица 1
Сравнительный анализ Федеральных авиационных правил и Монреальской конвенции
Требования |
Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (от 28 июня 2007г., последние изменения от 15.09.2020г. №374) |
Монреальская конвенция (1999г.) |
Распространяется на |
Международные и внутренние линии |
Только к международным линиям |
Задержка рейса |
Право на взыскание штрафа с перевозчика за просрочку доставки пассажира в пункт назначения. Такой штраф устанавливается в размере 25% установленного МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% стоимости авиабилета, если перевозчик не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности самолета, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика |
Размер ответственности перевозчика ограничен суммой 5 346 специальных права заимствования |
Пределы ответственности в отношении задержки, багажа и груза
|
В случае уничтожения, утери, повреждения или задержки части груза или любого предмета, содержащегося в нем, при определении предела ответственности перевозчика во внимание принимается только общий вес соответствующего места или мест. |
В случае вреда, причиненного при перевозке лиц в результате задержки, ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой 4150 специальных прав заимствования. |
Из таблицы видно, что в М-99 увеличилась ответственность перевозчика в задержки рейса и в отношение частичной и полной утраты груза, задержки багажа и груза. Существенно возрасла ответственность при перевозке пассажиров.
Технологии «физического интернета» можно использовать не только для перевозки грузов и багажа, но и пассажиров, например, в аэропорту, что будет обеспечивать безопасность, эффективное функционирование структур аэропортов, свободное перемещение между зоной вылета и другими отделами аэропорта, автоматизация досмотра, исключающая очередь; упрощение обслуживания за счет отказа от паспортов и посадочных талонов.
Особенностью адаптации перечисленных принципов «физического интернета» к перевозке пассажиров является биометрическая идентификация, как один из инструментов IOT (Internet of Thing). Обработка биометрических данных позволит полностью автоматизировать прохождение предполетных процедур, с момента регистрации до посадки на самолет, минимизировав участие человека.
В период пандемии в аэропортах стали использовать технологию бесконтактного измерения температуры, стационарный тепловизор. Задачей эпидемиологического тепловизора является выявление пассажиров с повышенной температурой тела, предупреждая обслуживающий персонал здания о вероятной угрозе. Также в цифровой логистике хотят создать мобильное приложение (IATA Travel Pass), которое будет содержать всю необходимую информацию о здоровье пассажира, и позволит ему узнавать требования принимающей страны.
Опыт внедрения биометрии при перевозках авиапассажиров планирует запустить тестирование биометрических технологий авиакомпания Аэрофлот для идентификации пассажиров. В то же время "Российские железные дороги" (РЖД) планируют создать систему распознавания лиц в поездах и на железнодорожных платформах. С помощью биометрии ускорится проход пассажиров - транспортом можно будет пользоваться без предъявления паспорта.
В отличие от «физического интернета» при перевозках товаров, при перевозках пассажиров требуется изменение формата не только этапа «первой мили», но и в равной степени «последней мили», поскольку преодоление логистических барьеров в указанных этапах в равной степени значимы для пассажира.
Немаловажным представляется инновация Евразийского экономического союза по созданию экосистемы цифровых транспортных коридоров (ЭЦТК), которые предполагают упростить для пассажиров решение таможенных вопросов на «первой» и «последней» милях на территории ЕАЭС.
В данное время, внедрение технологий «физического интернета» («первая миля», «последняя миля», функция биометрической идентификации, цифровые коридоры) в сферу пассажирских перевозок в аэропорту позволит обеспечить безопасность авиапассажиров и сократить потраченное время на перевозку.
Библиографический список
1. "Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок" (Заключена в г. Монреале 28.05.1999)
2. Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (от 28 июня 2007г., последние изменения от 15.09.2020г. №374)
3. Montreuil, B. Toward a Physical Internet: meeting the global logistics sustainability grand challenge. Logist. Res. 3, 2011, 71–87.
4. Интермодальные транспортно-логистические процессы: Экспедирование, технологии, оптимизация/Ю. И. Палагин, В. А. Глинский, А. И. Мочалов: - СПб.: Политехника, 2019. – 367 с.: ил.
5. Глинский В.А., Бутрина П.В. Развитие терминально-сетевого бизнеса в международных мультимодальных перевозках / Вестник университета ГА. Санкт-Петербург, 2014, C. 96-106
6. Глинский В.А., Крамаренко М.В. Смешанные перевозки в нейтральной сети грузовых агентов. Логистика: современные тенденции развития. Материалы XV Международной научно-практической конференции 2016 г. ГУМРФ им. Адмирала С.О. Макарова. СПб, СПб ГУГА, C. 79-82.