Андрущенко Иван Юрьевич
студент 4 курса
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: ivanandrushenko@mail.ru
Научный руководитель – Тод Наталья Александровна
старший преподаватель кафедры «Логистика и маркетинг в АПК»
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: logist.kgau@mail.ru
Improving the logistics process in the transport and warehouse complex
Andrushcenko Ivan Yurievich
Student of 4 course
Krasnoyarsk state agrarian university
Krasnoyarsk, Russia
Scientific Supervisor – Tod Natalya Alexandrovna
Senior lecturer of Department of logistics and marketing in AIC
Krasnoyarsk state agrarian university
Krasnoyarsk, Russia
В данной работе проведен анализ средств совершенствования логистического процесса в транспортно-складском комплексе, а также освещены основополагающие модели в складкой логистике.
Ключевые слова: склад, оптимизация, логистика, процесс, моделирование, автоматизация, груз.
This paper analyzes the means of improving the logistics process in the transport and warehouse complex, as well as highlights the fundamental models in the folding logistics.
Key words: warehouse, optimization, logistics, process, modeling, automatization, cargo.
В современном процессе товародвижения роль транспортно-складского комплекса определяется высокой важностью в логистической цепи. Транспортно-складской комплекс (ТСК) – это сложная техническая система, которая состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом возможно многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных решений ТСК, конструкций оборудования для переработки разнообразной номенклатуры грузов. В то же время транспортно-складской комплекс сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня – логистической цепи, которая и формирует требования к складской системе, устанавливает критерии оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. [1]
При реализации продвижения логистического потока через транспортно-складской комплекс будут образоваться определенные затраты, связанные с содержанием сооружений и зданий, электроэнергию, заработную плату работникам и др. Именно поэтому ТСК оказывает непосредственное влияние на стоимость и ценность конечного продукта для потребителя.
Декомпозируя складскую логистику на набор процессов, нет стандартизированного перечня функций, которые бы описывали эти процессы, каждый автор научных работ по-своему интерпретирует данный спектр. Так, в [2] в качестве основных операций выделяются: снабжение запасами, контроль за поставками, разгрузка и приемка грузов, внутрискладская транспортировка и перевалка грузов, складирование и хранение грузов, комплектация (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузка, транспортировка и экспедиция заказов, сбор и доставка порожних товароносителей, контроль за выполнением заказов, информационное обслуживание склада, обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).
На данный момент существует множество методов анализа и оптимизации транспортно-складской логистики, применение этих методов позволяет прогнозировать материальные потоки, создавать системы управления и контроля за их движением, оптимизировать запасы и решать ряд других задач.
В работах В.И. Сергеева [3] выделено 46 дисциплин, составляющих научную базу логистики:
1) математика (теория вероятностей, математическая статистика, теория случайных процессов, математическая теория оптимизации, функциональный анализ, теория матриц, факторный анализ);
2) исследование операций (линейное и нелинейное программирование, теория игр, теория статистических решений, теория массового обслуживания, теория управления запасами, моделирование, сетевое планирование);
3) техническая кибернетика (теория больших систем, теория прогнозирования, общая теория управления, теория автономного регулирования, теория графов, теория информации, теория связи, теория расписаний, теория оптимального управления);
4) экономическая кибернетика и экономика (теория оптимального планирования, методы экономического прогнозирования, маркетинг, менеджмент, стратегическое и оперативное планирование, операционный менеджмент, управление качеством, ценообразование, управление персоналом, финансы, бухгалтерский учет, управление проектами, управление инвестициями, социальная психология, экономика и организация транспорта, складского хозяйства, торговли).
Многие предприятия реализуют оптимизацию складских операций и процессов посредством традиционного подхода с привлечением экспертов, а также современного – с использованием имитационного моделирования.
Традиционный подход позволяет существенно сократить временные затраты на разработку решений по организации ТСК, поскольку для реализации этого метода необходимо экспертное мнение с поддерживающими расчетами. Главная проблема метода в субъективности взглядов эксперта по данному вопросу, а также узкий спектр возможности моделирования различных вариантов решения, вследствие ограниченности ресурсов и времени.
Эксперты, по вопросу организации процессов ТСК используют определенные программные продукты, например, на базе 1С: WMS Логистика. Управление складом или 1С: ERP и другие.
Данные программные продукты направлены на совершенствование и оптимизацию ТСК, также они позволяют оперативно выявлять проблемные зоны и за счет этого предоставляется возможность скоординировать и перемоделировать план выполнения работ. При моделировании необходимо учитывать задачи и цели конкретного ТСК, на основе которых можно проводить дальнейшую разработку:
- анализ топологии склада;
- анализ транспортных маршрутов на складе;
- моделирование процессов и операций на складе;
- анализ ресурсообеспеченности и ресурсоемкости склада;
- оценка проходимости и расчёт оборачиваемости склада;
- разработка и внедрение адресного хранения;
- внедрение штрихкодирования и RFID;
- анализ информационных потоков;
- оценка и формирование регламентирующей документации.
На базе перечисленных выше операций имеется возможность оптимизировать систему складского технологического процесса (рис. 1) таким образом, чтобы все внутренние функции протекали согласно запланированному графику, то есть преобразование входящих и выходящих потоков происходило в необходимый момент времени для исключения задержек данного делопроизводства. Также данные методы позволяют рассмотреть складскую логистику «изнутри», то есть появляется необходимость в изучении количества и характера складских операций, характеристик перевозимых грузов, условий приемки и отгрузки товаров, уровня механизации и автоматизации склада и других процессов.
Следствием выполненных работ будет являться получение максимального эффекта после оптимизации и внедрения данных технологий и методов моделирования, также необходимо параллельное введение технологии «Кайдзен», а именно основной ее смысл заключается в постоянном, цикличном усовершенствовании для планомерного продвижения инициатив и достижения целевого состояния складских процессов. [4]
В заключении необходимо отметить, что современный транспортно-складской комплекс – это сложная система переработки огромного количества грузов, данная характеристика влияет на многообразие параметров склада и их отличие друг от друга для каждой конкретной задачи склада. Основываясь на индивидуализации проектных работ по моделированию и созданию складской системы необходимо учитывать все влияющие на нее факторы [5-10]. Так, оптимизирование в любом сладком делопроизводстве должно опираться на минимизацию затрат, связанных с преобразованием входящих и выходящих грузовых потоков, максимизацию использования складских мощностей с обеспечением нормативных условий хранения и переработкой грузов.
Рис. 1 Общая схема организации технологического процесса [1]
Библиографический список:
1. Ширяев С.А., Рябов И.М., Ковалев А.М. Транспортно-складские комплексы / Учебное пособие, 2019. – 72 с.
2. Логистика: учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 327 c.
3. Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов / под общ. и научн. ред. проф. В.И. Сергеева. – М.: Инфра-М, 2008. – 976 с.
4. Сигидов Ю.И., Рыбянцева М.С. Сущность базовых элементов системы «Кайдзен», 2015.
5. Швалов П.Г., Мыкыртычан Э.А., Мишагин Р.А. К вопросу о совершенствовании организации грузоперевозок сельскохозяйственной продукции (на примере предприятий в рамках ассоциации"КФХ и АПК Сибири") // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2019. № 4 (14). С. 69-79.
6. Швалов П.Г. Логистическая схема консолидации продукции сельскохозяйственных предприятий (на примере Республики Хакасия) // Актуальные вопросы экономики и социологии. Сборник статей по материалам XV Осенней конференции молодых ученых в новосибирском Академгородке. Под редакцией О.В. Тарасовой, Н.О. Фурсенко. 2019. С. 163-171.
7. Швалов П.Г. Особенности экономического развития муниципальных образований Красноярского края в контексте развития логистической инфраструктуры // Логистика: современные тенденции развития. Материалы XVII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 191-193.
8. Лукиных В.Ф., Демченко Г.А. Управление товарными потоками на основе мультиформатной системы контроллинга // Логистика: современные тенденции развития. Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 269-274.
9. Лукиных В.Ф., Ермакова В.Е.Логистические факторы снижения себестоимости в операционной деятельности компаний на потребительском рынке (Логистические "Сусеки") // Логистика: современные тенденции развития. Материалы XVII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 299-302.
10. Чэнь Лу., Лукиных В.Ф. Проблемы управление запасами на торговом логистическом предприятии // Логистика - евразийский мост. Материалы XIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 347-349.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021