Александрова Мария Евгеньевна
магистрант,
Российский университет транспорта РУТ (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: maleksandro-va@yandex.ru
Научный руководитель – Кизим Оксана Викторовна
к.т.н., доцент,
Российский университет транспорта РУТ (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: kyzim_ov@mail.ru
Transport support of the Novosibirsk Region as a reference point of the commodity distribution system of the Russian Federation
Aleksandrova Maria Evgenievna
master-student,
Russian University of Transport (MIIT),
Moscow, Russia
Scientific supervisor – Kizim Oksana Viktorovna
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
Russian University of Transport (MIIT),
Moscow, Russia
Объектом исследования является региональная маршрутная сеть Новосибирской области. Целью работы является изучение перспектив развития транспортной отрасли Новосибирской агломерации.
Для реализации поставленной цели были решены задачи: анализ текущего состояния транспортной инфраструктуры региона, оценка экономической деятельности региона, а также выявление основных проблем развития инфраструктуры транспортно-логистической системы.
Ключевые слова: логистика, региональная маршрутная сеть, Новосибирская область.
The object of the study is the regional route network of the Novosibirsk region. The purpose of the work is to study the prospects for the development of the transport industry of the agglomeration of Novosibirsk.
To achieve this goal, the following tasks were solved: analysis of the current state of the transport infrastructure of the region, assessment of the economic activity of the region, as well as identification of the main problems of the development of the infrastructure of the transport and logistics system.
Key words: logistics, regional route network, Novosibirsk region.
Исторически с момента своего возникновения город Новосибирск играл роль крупного транспортного и распределительного центра. В настоящее время Новосибирская область реализует себя как крупнейший транспортно-распределительный и транзитный узел Восточной части России, этому в значительной мере способствует выгодное геополитическое положение области.
Новосибирская область является крупнейшим транспортно- распределительным узлом Сибири и Дальнего Востока, а город Новосибирск – опорным пунктом товаропроводящей системы, способной в оперативном режиме (8-10 часов хода автомобильного транспорта) обслужить десятки городов Сибири, Алтая, Казахстана и Средней Азии [1].
Здесь проходят основные транспортные артерии страны, идущие с запада на восток, на юг (страны Средней Азии и Монголия), на юго-запад (Республика Казахстан), на север (Южный Кузбасс) [1].
Транспортный комплекс области располагает локальными центрами накопления, обработки и распределения грузо- и пассажиропотоков, с комплексами складских и таможенных терминалов, железнодорожных станций-терминалов, вокзалов, аэропортов, вследствие чего выполняет функции концентрирующего и распределяющего узла.
В Новосибирской области расположены такие крупные инфраструктурные объекты, зона влияния которых выходит далеко за пределы Новосибирской области, как аэропорт «Толмачево», крупнейшие контейнерные станции «Клещиха», «Инская» и многие другие [1].
Через Новосибирскую область проходят крупнейшие транспортные коридоры восточной части страны, такие как:
1. Магистральные железнодорожные пути: Транссибирская магистраль, Туркестано-Сибирская магистраль, Среднесибирская магистраль;
2. Федеральные автодороги М-51, М-53 автотранспортного коридора «Россия» (Москва – Челябинск – Новосибирск – Владивосток) и М-52 (выход на Страны Средней Азии, Монголия, Китай);
3. Региональные автодороги с выходом на Северную широтную магистраль (Томск), Северо-Восточный Казахстан, Южный Кузбасс, сельскохозяйственные районы Алтая;
4. Река Обь, играющая важную роль в транспортном обслуживании северных нефтедобывающих районо Сибири (ХМАО, Я НАС);
5. Шесть воздушных коридоров, по которым осуществляются перелеты в Москву, Север России, Европу, Израиль, Ближний и Дальний Восток, Центральную и Юго-Восточную Азию, Китай, Японию и Корею (рис. 1) [1].
В центре Новосибирского региона – Новосибирск – также имеется:
1. Высокоразвитый аэропорт;
2. Мультимодальные транспортные комплексы;
3. Зональные центры единой системы организации воздушного движения.
Поэтому транспортный комплекс Новосибирской области является одним из важнейших элементов инвестиционной привлекательности региона.
Поскольку автодороги играют ключевую, интегрирующую роль в успешном функционировании Новосибирского транспортного комплекса, то уровень развития сети автомобильных дорог в течение ближайших лет будет одним из важнейших факторов, определяющих развитие экономики Новосибирской области.
Рисунок 1 – Воздушные коридоры Новосибирского региона
При оценке показателей транспортно-логистической деятельности региона была рассмотрена динамика за 4-летных период (2016 – 2019 года), 2020 год не рассматривался, так как из-за эпидемиологической ситуации в мире показатели за данный год не отражают действительную ситуацию в Новосибирской агломерации.
Определение доли каждого вида транспорта за 4-летний период (таблица 1, рис. 2) [2].
Таблица 1 - Объем и доля грузо- и пассажироперевозок по видам транспорта Новосибирской агломерации
|
Пассажирооборот, млн. чел |
Грузооборот, млн. т |
||||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Доля % |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Доля % |
|
Ж/Д |
23,5 |
23,7 |
23,9 |
24,3 |
10,1 |
15,4 |
22,96 |
26,4 |
31,98 |
55,8 |
Авиа |
4,1 |
5,0 |
5,9 |
6,7 |
2,7 |
0,025 |
0,029 |
0,032 |
0,038 |
0,1 |
Авто |
188,4 |
199,9 |
208,8 |
208,4 |
87,2 |
24,7 |
21,6 |
23,98 |
25,3 |
44,1 |
Итого |
216 |
228,6 |
238,6 |
239,4 |
– |
40,13 |
44,58 |
50,41 |
57,32 |
– |
На пассажирооборот автомобильного транспорта приходится наибольшая доля – 87,2%, на железнодорожный транспорт – 10,1%, на воздушный транспорт приходится 2,7%. Относительно грузооборота на железные дороги приходится 55,8%, на автотранспорт – 44,1%, а на авиационный транспорт менее 1% от общего числа перевезенных грузов и почты по Новосибирской агломерации (рис. 2) [2].
\s
Рисунок 2 - Долевая часть грузо- и пассажирооборота по видам транспорта
Важно отметить, что, несмотря на постоянную положительную динамику грузо- и пассажироперевозок, состояние транспортного комплекса Новосибирской агломерации имеет ряд существенных проблем.
В железнодорожном транспорте отсутствует возможность развития железных дорог и резервов для роста пропускной способности, так как находятся в городской застройке и не имеют возможности для развития. Инфраструктура транспорта сформирована и не подлежит каким-либо серьезным изменениям путевого развития.
Одна из главных проблем сети автомобильных дорог агломерации является нарушение системы организации дорожного движения и отсутствие альтернатив для транспортных потоков, проходящих через Новосибирск, что влечет за собой недостаточный темп развития автомобильных дорог, к ограниченной мобильности населения и тормозит развитие экономики региона. Иными словами, темпы развития дорог не удовлетворяют темпам автомобилизации.
Развитие сети железных и автомобильных дорог не подлежит серьезному кардинальному развитию, это обуславливается сильной заболоченностью почв в зонах слаборазвитой транспортной инфраструктуры (например, Северный пояс расселения – север Новосибирской агломерации), так как строительство в таких зонах нуждается в больших инвестиционных вложениях.
При анализе воздушного транспорта агломерации был выявлен низкий уровень развитие внутнирегиональной сети, но при этом виден хороший темп роста пассажирских перевозок и наличие ресурсов технического оснащения для дальнейшего развития отрасли в регионе, а также возможность решения проблем железнодорожного и автомобильного транспорта.
Новосибирская агломерация является административным, экономическим и транспортным центром Сибири, вследствие этого развитие региона является одной из главных задач Транспортного развития России. Одна из основных целей развития – обеспечение доступности и качества транспортных услуг в соответствии с социальными стандартами.
Агломерация непрерывно развивается, модернизируя транспортную инфраструктуру. Для устойчивого развития региона и экономике, необходимо организовать высокий уровень транспортно - логистического комплекса и обеспечить хорошую мобильность населения.
Библиографический список:
1. «Стратегия социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года» от 24.12.2018 № 726
2. Федеральная служба государственной статистики / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.gks.ru / Дата обращения: 03.03.2021
3. [Электронный ресурс] / Экспорт и импорт России по товарам и странам / Режим доступа: https://ru-stat.com/ Дата обращения: 10.03.2021
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021