Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 19:01:39
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Образовательная поддержка тенденций актуализации логистических систем

Щербаков Владимир Васильевич

профессор, доктор экономических наук, заведующий кафедрой Логистики и управления цепями поставок,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

 г. Санкт-Петербург, Россия

shefainn@yandex.ru

 

Educational support for trends in the actualization of logistics systems

Shcherbakov Vladimir Vasilievich

Professor, Doctor of Economics, Head of the Department of Logistics and Supply Chain Management

St. Petersburg State University of Economics,

Saint-Petersburg, Russia

 

В статье раскрываются наиболее существенные инновационные преобразования в организации логистики, выраженные в переходе от уровневой структуры логистических систем к сетевой экосистемной структуре. Системные преобразования соотносятся с цифровизацией экономики и менеджмента. Определяются необходимые условия обеспечения образовательной поддержки преобразований при подготовке логистов с акцентом на организацию работы научно-педагогической школы логистики Университета 4.0.

 Ключевые слова: системная организация логистики, принцип иерархичности логистических систем, логистическая экосистема, образовательная поддержка, научно-педагогическая школа логистики, учебно-научно-консалтинговый комплекс.

 

The article reveals the most significant innovative transformations in the organization of logistics, expressed in the transition from a tiered structure logistics systems to a network ecosystem structure. Systemic transformations correlate with the digitalization of the economy and management. The necessary conditions for providing educational support for transformations in the training of logistics specialists are determined with an emphasis on organizing the work of the logistics scientific and pedagogical school at University 4.0.

Key words: logistics systemic organization; the principle of logistics systems hierarchy; logistics ecosystem, educational support; scientific and pedagogical school of logistics; educational, scientific and consulting complex.

 

Высокая скорость инновационных преобразований, сопряженных с тотальными идеями современной промышленной революции Индустрия 4.0, позволяет констатировать, что системная организация логистики переходит на качественно иной содержательный уровень. Большая часть принципов, действие которых проистекает от законов организации [1], претерпевает существенные трансформации, и это наиболее зримо проявляется в отношении принципа иерархичности. Традиционная организация, представленная системными структурами микро-, мезо-, макроуровня с вариантами межфункциональной и межсубъектной интеграции логистики, приобретает универсальную экосистемную форму [2, с. 202-206]. При этом на практике уровень организации соотносится с масштабом действия системы с точки зрения предоставления доступа к услугам [3]. Инфраструктура логистики – транспортная, складская, информационная – становится объектом совместного пользования логистических операторов, среди которых существенно упрочивается позиция операторов 4PL и все более четко вырисовывается перспектива развития аппаратно-программного сервиса операторов уровня 5PL. Экосистемная форма организации логистики, таким образом, все больше приобретает сетевую структуру.

В целом экосистема являет собой новое системное решение, которым могут и должны формироваться условия для развития логистического бизнеса в цифровой экономике. Естественно, что эти трансформации предъявляют новые требования к компетенциям менеджмента и квалификации менеджеров-логистов.

И тем не менее, есть основания считать, что множественность вариантов системной организации логистики как в прежних, так и в нынешних условиях вполне согласуется с инвариантностью принципов подготовки логистов. В этом состоит главная идея, которая обусловливает адаптацию образовательной деятельности к актуальным тенденциям, и, что важно, не только в сфере профессиональной деятельности будущих логистов, но и в системе высшего образования. Сегодня – это активизация развития научно-педагогических школ в свете преобразования вузов в Университеты 4.0. Принципиальная особенность университета 4.0 обусловливается его ролью в реализации идей Индустрии 4.0 на линии взаимодействия науки и образования с вовлечением бизнеса.

В этом смысле полезным может оказаться опыт кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Имеющая полувековую историю и профессиональные традиции в подготовке высококвалифицированных специалистов для сферы товарного обращения, на протяжении последних двадцати лет кафедра проводит стратегию своего развития как учебно-научно-консалтингового комплекса, и гордится тем, что ее практика приобрела официальное признание включением школы в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга по направлению «Развитие коммерции, логистики и управления цепями поставок в условиях экономической интеграции и информатизации» (распоряжение Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2013 г. № 99).

К настоящему времени школа прошла этапы становления, отработки императив и перешла к этапу поступательного инновационного развития. При этом на каждом из этапов она формировала организационные принципы, адекватные целевым приоритетам развития.

При сохранении статуса образовательных услуг на этапе становления учебно-научно-консалтингового комплекса упор был сделан на активизацию роли науки в образовании, развитии научно-образовательного трансфера с оценкой его значимости для обеспечения инновационного трансфера в системной организации логистики [4, 5]. Активная роль науки достигнута введением принципа преактивности – опережающего реагирования на потребности рынка труда и бизнеса. Профессиональная рыночная ниша в подготовке логистов обоснована доказательством принципа синергии коммерции и логистики [6, 7].

Эти принципы, в их совокупном действии [8], признаны базовыми в деле организации учебно-научно-консалтингового комплекса, и потому были востребованы и на последующих этапах развития.  На этапе отработки императив дополнением к ним стали принцип конвергенции наук и технологий, сопряженных с логистикой, принцип формирования компетентности, принцип практико-ориентированного обучения и принцип индивидуализации образовательных услуг. Принцип конвергенции явился обобщением принципа синергии коммерции и логистики. Обозначив связность логистики с маркетингом, другими функциональными областями менеджмента и выделив информатику в качестве связующего звена смежных наук и технологий, он расширил профессиональную нишу логистики [9, 10]. В сравнении с ним принципы формирования компетентности, практико-ориентированного обучения и индивидуализации образовательных услуг стали откликом на реформу системы высшего образования [11]. Два направления реформирования – обеспечение индивидуальных потребностей бизнеса и потребностей обучающихся на основе согласования интересов обусловили смену приоритетов в образовании – переход от процесса к результату.

На современном этапе – этапе поступательного инновационного развития учебно-научно-консалтингового комплекса при сохранении преемственности к ранее введенным в действие вступили принципы непрерывного межуровневого образования и инновационного обучения [12, 13]. По времени и содержательно этот этап совпадает с решением задач цифровизации логистики [14], что делает необходимым освоение логистики как цифровой профессии [15].

Образовательная деятельность выстраивается на базе инновационных программ с матричной структурой, в постановке которых кафедра руководствуется федеральными государственными образова­тель­ными стандартами и требованиями государственных и/или корпоративных профессиональных стандартов. При этом проводит идею межуровневой коор­ди­нации образовательных программ и управления сквозным образовательным процессом при взаимодействии с Институтом бакалавриата, представленного факультетами в структуре СПбГЭУ, Институтом магистратуры и Институтом подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Специализация кафедры логистики и управления цепями поставок позволяет включить в этот процесс среднее профессиональное образование (СПО), представленное в структуре СПбГЭУ Колледжем бизнеса и технологий. Очевидно, что осуществление идеи управления сквозным образовательным процессом потребует соответствующей трансформации профессионального менталитета преподавателя кафедры и мотивации отношения к обучению как процессу формирования человеческого капитала.

По априорным оценкам, преимущества такого управления заключаются в возможности:

- обеспечить непрерывность «цепочки создания добавленных компетенций» с учетом требований профессиональных стандартов;

- проработать идею построения профессиограмм и их согласования с карьерограммами обучающихся для обоснования индивидуальных образовательных траекторий;

- усилить комбинаторный принцип проектирования содержания образовательных программ за счет предоставления больших альтернатив выбора обучающимися специальных дисциплин и модулей, соотнесенных с тенденциями актуализации логистических систем;

- усилить связь научно-исследовательской и образовательной деятельности с ориентацией на преактивную реализацию интересов экосистемной организации логистики; расширить сферу участия бизнеса;

- повысить персональную ответственность руководителей программ за обеспечение связности научной и образовательной деятельности, набор абитуриентов и выпуск высоко квалифицированных кадров в соответствии с запросами рынка труда и адресными корпоративными запросами бизнеса.

Кафедра логистики и управления и цепями поставок ориентируется на создание образовательной среды, обеспечивающей реализацию практико-ориентированного подхода к подготовке бакалавров, магистров, аспирантов, слушателей ДПО на основе востребования научного потенциала логистики, в том числе: современных концепций сетевой системной организации логистики, профессиональных информационно-коммуникационных программ, методов управления инновационными бизнес-проектами, цифровизации логистических процессов, обеспечения клиентоориентированности логистики. 

В образовательной деятельности основной целью является формирование компетенций и менталитета инновационно активного профессионала, обладающего диверсифицированными знаниями в области системной организации логистики, в том числе способного к разработке и коммерциализации логистических инноваций.

Научная деятельность кафедры Логистики и управления цепями поставок организуется в соответствии с идеологией открытых инноваций и создания интеллектуального пула обмена вновь выработанными знаниями в качестве научных заделов при осуществлении поисковых и прикладных исследований.

В области научной деятельности кафедра пролонгирует ранее выработанную цель – укрепление позиций научно-педагогической школы при сохранении авторской креативности идей, рабочих гипотез, научно-методологических и методических подходов к проведению исследований, пополнении и защиты информационной базы.

Консалтинговая деятельность кафедры носит характер инновационной деятельности и получает развитие как логическое продолжение научной деятельности, осуществляемое посредством трансфера прикладных знаний и оказания услуг «под заказ» на договорной основе. В консалтинговой деятельности кафедра проводит идею разработки и применения комплексных (портфельных) инновационных решений в системной организации логистики, проектирования инновационных цифровых бизнес-моделей, основанных на применении методологии и мето­дов предиктивной аналитики, ситуационного планирования, информатизации.

Основной целью консалтинговой деятельности является научное и экспертное сопровождение инновационных проектов; проведение предметно-те­ма­тических обследований и составление аналитических записок, в том числе с оценкой эффекта синергии конвергентной логистики.

В целом в своей текущей и перспективной деятельности кафедра руководствуется тем, что «вся система высшего образования должна быть ориентирована на взаимодействие с реальным сектором экономики»[1] и исходя из этого строит планы развития сетевого сотрудничества при использовании потенциала информационно-коммуникационных взаимодействий. Оценка темпов тотальной цифровизации позволяет, при этом, выдвинуть постановочно идею разработки комплекса платформенных решений (наука, образование, консалтинг) с перспективой создания экосистемы Университета 4.0.

Библиографический список:

1.                 Радченко Я.В. Законы организации и их роль в перестройке структур управления в экономике // Известия АН СССР. Серия экономическая. 1988. № 5. С. 3-21.

2.                 Силкина Г.Ю., Щербаков В.В. Современные тренды цифровизации логистики. СПб.: Политех-Пресс, 2019. 237 с.

3.                 Силкина Г.Ю., Шевченко С. Ю., Щербаков В. В. Экосистемы как инструмент обеспечения инновационного развития регионов // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием: материалы Национальной c междунар. участием науч.-практ. конф. (29 ноября 2019 года, г. Тюмень) / отв. ред. В. В. Пленкина. – Тюмень : ТИУ, 2020. С. 182-185.

4.                 Щербаков В. В., Шевченко С. Ю. Организация трансфера логистических инноваций в научных школах высших учебных заведений // Проблемы развития менеджмента, логистики и коммерции в условиях новой экономики: Материалы междунар. науч.-практ. конференции / отв. ред. Е.П. Карлина. Астрахань: Изд-во ООО «ЦНТЭП», 2006. С. 59-61.

5.                 Щербаков В. В. Инициативы кафедры Коммерции и логистики в деле развития предпринимательской активности университета // Коммерция и логистика: Сб. науч. трудов. Вып. 11 / под ред. В.В. Щербаова, А.В. Парфенова, Е.А. Смирновой. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. C. 3-11.

6.                 Щербаков В. В. О синергической связи инновационных решений в коммерции и логистике // Логистические инновации в коммерции и маркетинге: Сб. докл. научной сессии профессорско-преподава­тель­ского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2010 года / СПбГУЭФ. В 2-х ч. Ч. I. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. С. 3-7.

7.                 Щербаков В. В. Реализация синергии коммерции и логистики в образовательной деятельности // Логистика: современные тенденции развития: Материалы XII междунар. науч.-практ. конф. / ред. колл. В.С. Лукинский и др. – СПб.: СПбГЭУ, 2013. С. 418-422.

8.                 Щербаков В. В. Научно-образовательный трансфер идей синергии коммерции и логистики // Логистика: современные тен­денции развития: Материалы XIII Международной науч.-практ. конф. 24-25 апреля 2014 г. / ред. кол. В.С. Лу­кинский (отв. ред.) и др. СПб.: ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова, 2014. С. 322-326.

9.                 Щербаков В. В. Развитие конвергентной теории логистики и образовательной практики в свете уберизации экономики // Логистика: современные тенденции развития: Материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. 7,8 апреля 2016 г.: мат. докл. В 2-х ч. Ч.2.  / ред. колл.: В.С. Лукинский (отв. ред.) и др. СПб.: ГУМФ им. адмирала С. О. Макарова, 2016. С. 183-186.

10.             Щербаков В. В. Логистика как конвергентная технология современного менеджмента // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: Сб. статей. В 2-х ч. Ч.2 / ред. колл.: А.Е. Карлик (отв. ред.). СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 540-545.

11.             Щербаков В. В. Модели формирования и развития компетенций логиста // Логистика: современные тенденции развития: Материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. 9-10 апреля 2015 г. / отв. ред. В.С. Лукинский. - СПб.: ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, 2015. С. 375-379.

12.             Щербаков В. В. Императивы магистерской подготовки логистов: непрерывное профессиональное образование и преактивный компетентностный подход в организации проектного обучения // Трансформация непрерывного образования: теория и практика развития магистерского образования в условиях экономики знаний: монография / под ред. И.А. Максимцева, А. Н. Петрова, Л.В. Хоревой. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. С.118-123.

13.             Щербаков В. В. О непрерывности профессиональной подготовки в трехуровневой системе высшего образования по логистике // Логистика и торговая политика: Сб. науч. трудов. Вып. 2(13) / под ред. В.В. Щербакова, Е.А. Смирновой. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. С. 4-13.

14.             Щербаков В.В. Инновационный вектор цифровой трансформации логистики // Цифровая революция в логистике: эффекты, конгломераты и точки роста: Материалы междунар. науч.-практ. конференции. XIV Южно-Российский логистический форум. 18-19 октября 2018 г. – Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2018. С. 117-122.

15.             Щербаков В. В. Практико-ориентированный подход в формировании динамической модели логиста как цифровой профессии // Логистика и управление цепями поставок: Сб. науч. трудов. Вып. 3(16) / под ред. В.В. Щербакова, Е.А. Смирновой. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. С. 5-13.

 

  

 


Количество просмотров: 2823
теги:
06.01.2022 14:57 | log2021блог автора

Еще публикации: