Чепелева Кристина Викторовна
к.э.н., доцент, доцент кафедры «Логистика и маркетинг в АПК»,
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: kristychepeleva@mail.ru
The model of the distribution of oilseed processing products to foreign markets
Chepeleva Kristina Victorovna
Candidate of economics, associate professor of
Logistics and marketing in AIC department
Krasnoyarsk State Agrarian University,
Krasnoyarsk, Russia
В статье представлены результаты исследования: сегментирование потребителей растительных масел, маркетинговый комплекс продукции, модель дистрибуции продукции - растительных масел на рынок Китая. Модель дистрибуции сформирована исходя из целей предприятий АПК Красноярского края: вывести новый продукт (растительные масла: рапсовое, рыжиковое, горчичное) и расширить присутствие на рынках.
Ключевые слова: стратегия освоения рынка, сегментация потребителей, комплекс маркетинга, модель дистрибуции, каналы сбыта продукции, себестоимость грузоперевозок.
The article presents the results of the research: segmentation of consumers of vegetable oils, marketing complex of products, model of distribution of products to the market of vegetable oils of China. The formed distribution model is based on the goals of the enterprises of the agro-industrial complex of the Krasnoyarsk Territory: to introduce a new product (vegetable oils: rapeseed, cameline, mustard) and expand its presence to the markets.
Key words: market development strategy, consumer segmentation, marketing mix, distribution model, sales channels, freight costs
На основании проведенных исследований состояния отрасли масложировой продукции [1,2], оценки рынка масличных культур и растительных масел Китая Российским экспортным центром РФ, целесообразно организовать производство по переработке масличных культур в Красноярском крае. Без выхода на зарубежные внешние рынки новые производства не окупятся, а реализация больших объемов нетрадиционных масел на внутреннем рынке нереальная задача, ввиду сложившейся культуры потребления [1].
Внутреннее потребление растительных масел в Китае в последние годы непрерывно растет. Потенциал китайского рынка огромен. По данным Российского экспортного центра (РЭЦ) [3], наиболее популярным в Китае видом масла, употребляемым в пищу, является соевое масло (44%), прочие пищевые масла (27%), а также рапсовое масло (11%).
Рапсовое масло наиболее популярно в Ченду, Ухане и Нанкине [3], о чем свидетельствуют данные приведенной ниже диаграммы (рис. 1).
Рисунок 1. Покупки рапсового масла в городах Китая, 2018 г. [3]
По данным Euromonitor International доминирующее положение на рынке занимает международный холдинг Wilmar International на него приходятся около 40% розничных продаж пищевых масел. За ним следует крупнейшая из китайских компаний на рынке – COFCO, доля которой в 2018 г. – 13,8% [3].
Согласно данным РЭЦ [3], среди основных каналов дистрибуции пищевых растительных масел Китая в 2018 году и на протяжении последних 5 лет преимущественно преобладают разноформатные магазины – 96,5 %, а также отмечается ежегодный рост интернет магазинов.
Благодаря правильно выбранной стратегии постепенного освоения рынка и технологий дифференцированного маркетинга, предприятия АПК Красноярского края смогут подготовить почву для взаимодействия с потребителями (табл. 1, 2).
Таблица 1. Основные критерии сегментирования потребителей растительных масел
Критерий |
Ключевые характеристики |
Географический |
в городах Китая: Ченду, Ухане, Нанкине, Сучжоу, Шанхай |
Демографический |
мужчины и женщины в возрасте от 20-60 лет |
Социальный |
учащиеся, домохозяйки, работающие |
Экономический |
уровень дохода средний, выше среднего |
Поведенческий |
регулярно готовят пищу дома, приверженцы здорового питания и качественной продукции |
Таблица 2. Элементы комплекса маркетинга товарной группы «Растительные масла»
Элементы |
Описание |
Товар |
Масло рапсовое, в перспективе рыжиковое, горчичное; Под региональным брендом «Масла Сибири»; Наливом, бутылированное, Степень очистки: нерафинированное, Объем 3, 5 литров; Соответствие показателям качества CIQ. |
Цена |
Средняя, ценовая политика строится на лучшем балансе цены-качества |
Физическое распределение |
Сеть супермаркетов и гипермаркетов China Resources Vanguard, интернет-магазины: Tmall (https://www.tmall.com/ ), JD (https://www.jd.com ), Suning (https://www.suning.com/ ), Pinduoduo (https://www.pinduoduo.com/ ), интернет магазины. |
Продвижение |
Реклама в местах продаж, в специализированных каталогах. Целевой товар может быть представлен в рамках выставочно-ярмарочных мероприятий: Food Expo Hong Kong, FHC China Shanghai, ANUFOOD China; Hotelex, SIAL China Shanghai. |
Рассмотрим способы доставки рапсового масла, производимого на территории Красноярского края на рынки Китая. В настоящее время, наиболее высока доля потребления его в городах Ченду, Ухань и Нанкин, т.е. территориям прилегающих к районам культивирования рапса. Однако, согласно данным маркетинговых исследований, произведенные в России продукты питания пользуются большим спросом на территории Китая, чем продукция китайских производителей и воспринимается как более качественная. Поэтому, при анализе модели транспортировки мы будем ориентироваться на данные города.
Исходя из сегментации потребителей и сформированного маркетингового комплекса, оправданным является организация доставки продукции переработки масличных культур (растительных масел) в Ченду, Ухань и Нанкин крупными партиями, посредством автомобильного транспорта.
Рапсовому маслу, как и другим растительным маслам, присущи свойства наливных грузов (тем более что потенциальные потребители, согласно проведенным исследованиям, более заинтересованы именно в таких поставках с целью дальнейшей расфасовки на территории Китая) [2]. Перевозка может осуществляться двумя способами.
Первый способ – наливной. При осуществлении международной перевозки оптимальной тарой является танк-контейнер [2]. Второй способ – фасованный. В таком случае продукция загружается в герметичную тару (канистры, бутыли, бочки и т.д.), перевозимую, в основном, контейнерным способом посредством европаллетов.
В настоящее время, оптимальным способом доставки малых и средних партий наливных грузов, включая растительные масла, считается использование флекситанков, под которыми понимается гибкий контейнер объемом до 24000 литров, устанавливаемый в стандартный 20-футовый контейнер [2]. Ввиду стандартизации контейнерного способа грузоперевозок, допустимым становится перевозка как автомобильным, так и морским и железнодорожным транспортом [2].
Предполагаемая модель дистрибуции продукции переработки масличных культур – растительных масел представлена на рисунке 1.
1.1 |
1.2. |
1.n |
Распределительный склад-центр в Красноярске |
Компания-посредник в г. Чэнду |
Компания-посредник в г. Ухань |
Компания-посредник в г. Нанкин |
China Resources Vanguard |
Tmall |
JD |
Suning |
Pinduoduo |
Прочие |
Транспортная компания |
Конечный потребитель |
1 уровень |
2 уровень |
Производители |
Консолидация, упаковка, транспортировка продукции |
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рисунок 1. Модель дистрибуции продукции переработки масличных культур – растительных масел
В рамках распределительного склада-центра, расположенного в Красноярске, осуществляется консолидация продукции, упаковка и прочая подготовка груза к отправке. После чего, продукция передается в транспортную компанию, которая осуществляет доставку продукции в заданные города Китая.
Оценим величину транспортных расходов по доставке рапсового масла в города Ченду, Ухань и Нанкин.
По состоянию на начало 2020 года, существует 24 пограничных перехода между Китаем и Российской Федерацией [2]. Однако, расположение данных переходов на территории Дальневосточного федерального округа увеличивает протяженность и стоимость доставки. Доставка груза через территории Монголии представляется нам нецелесообразной ввиду дополнительных расходов на таможенное оформление и низкое качества дорожного полотна на территории республики. Кроме того, в некоторых случаях (доставка грузов в центральные и западные провинции Китая) более целесообразным является транзит груза через территорию Республики Казахстан (пограничная станция Достык), входящей в Таможенный союз.
Исходя из данных анализа себестоимости грузоперевозок в Российской Федерации, себестоимость доставки рапсового масла из Красноярского края в города Китая составит 2,92 руб. за 1 тонно-километр при условии использования флекситанкового способа перевозки (табл. 3).
Таблица 3. Себестоимость доставки рапсового масла наливом
Город |
Маршрут доставки |
Протяженность маршрута, км. |
Себестоимость доставки, руб. |
Чэнду |
через территорию Казахстана (Маршрут Красноярск – Кемерово – Барнаул – Рубцовск – Локоть (гр) – Семей – Аягоз – Достык (гр) – Урумчи – Ланчьжоу – Чэнду) |
5500 |
342100 |
Ухань |
минуя территорию Монголии (Красноярск – Тайшет – Иркутск – Улан-Удэ – Чита – Забайкальск – Манчьжурия – Пекин – Ухань) |
6000 |
353320 |
Нанкин |
минуя территорию Монголии (Красноярск – Тайшет – Иркутск – Улан-Удэ – Чита – Забайкальск – Манчьжурия – Шэньян - Тяньцзинь – Нанкин) |
5600 |
359744 |
Рапсовое масло, будучи продуктом конечного потребления, нуждается в максимально широком охвате рынка. Следствием этого является необходимость формирования длинных каналов сбыта продукции: доставка ее до компании-посредника на территории КНР с дальнейшим распределением продукции по торговым точкам его силами. Это позволит отправлять продукцию более крупными партиями с экономией на транспортных издержках отправителя (складские издержки в таком случае накладываются на компанию-посредника).
Комплексная оценка стратегических перспектив каждого канала с учетом рыночной ориентации предприятия позволит спроектировать и оптимизировать модель дистрибуции, построенную на специфике конкретного продукта и ожиданиям конкретного рынка.
Сформированная модель дистрибуции ориентирована на цели предприятий АПК Красноярского края: вывести новый продукт (растительные масла: рапсовое, рыжиковое, горчичное) и расширить присутствие на внешних рынках. В стратегической перспективе модель расширит возможности диверсификации деятельности предприятий АПК региона при выходе на внешние рынки и послужит серьезной методической основой проектирования инновационных бизнес-моделей.
Библиографический список:
1. Чепелева К.В. Развитие экспортной деятельности Красноярского края на рынке растительных масел Китая/ Чепелева К.В., Коломейцев А.В., Пыжикова Н.И. // Наука и бизнес: пути развития. - № 12 (102). - 2019. - С. 288-292.
2. Pyzhikova N.I. The model of distribution of oilseed processing products to foreign markets / Pyzhikova N.I., Chepeleva K.V., Shvalov P.G. // В сборнике: E3S Web of Conferences. International Scientific and Practical Conference «From Inertia to Develop: Research and Innovation Support to Agriculture» (IDSISA 2020). 2020. С. 05009.
3. Российский экспорт. Федеральный центр развития экспорта
продукции АПК Минсельхоза России. URL: https://aemcx.ru/экспорт-апк/российский-экспорт/(дата обращения: 3.04.21)
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021