Товстоношенко Валентина Николаевна
старший преподаватель кафедры Логистики
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф, Решетнева,
г. Красноярск, Россия
E-mail: teachervalya@mail.ru
Application of the feeder method of cargo transportation
Tovstonoshenko Valentina Nikolaevna
senior lecturer of Logistics department,
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology
Krasnoyarsk, Russia
В статье анализируются вопросы, связанные с доставкой продуктов и товароматериальных ценностей на Ванкорские нефтегазовые месторождения. Доставка грузов осуществляется водным транспортом, который является самым эффективным в навигационный период. Рассматриваются проблемы, замедляющие доставку до места назначения, и пути их решения.
Ключевые слова: Ванкорские месторождения, фидерный способ доставки, навигационный период.
The article analyzes the issues related to the delivery of products and commodity values to the Vankor oil and gas fields. Cargo delivery is carried out by water transport, which is the most efficient during the navigation period. The problems that slow down the delivery to the destination and the ways to solve them are considered.
Key words: Vankor deposits, feeder delivery method, navigation period.
Ванкорские нефтегазовые месторождения расположены в северо-восточной части Западно-Сибирской низменности, отдалены от железнодорожных дорог и круглогодичных автодорог с твердым покрытием. Поэтому основным способом завоза грузов для освоения этих месторождений является использование водного транспорта.
Период навигации наступает с апреля месяца. Во время данного периода происходит транспортировка груза (продукты и ТМЦ) в контейнерах по реке Енисей, с целью снабжения северных территорий.
Экономически выгодным способом доставки больших партий груза в район Ванкорской и Сузунской групп месторождений является экспедиционный завоз караваном судов по р. Большая Хета непосредственно до базы Ванкор (430 км от устья) и Сузун (205 км от устья).
Главной проблемой навигационного периода на реке Большая Хета является быстрое снижение уровня воды. Река вскрывается после ледохода в порту Дудинка через 7-8 суток. По среднегодовым срокам заход возможен 15 июня. Уровни воды по в/п Тухарт держатся выше проектных до конца июня. В начале первой пятидневки июля уровни выходят на проектный уровень по в/п Тухарт 440/250 см и падают в период навигации до глубин 170-190 см в самом мелководном перекате Ягодный на участке Устье - 46 км. На участке Ванкор Тухарт в этот период глубины составляют 1,8 -2,1 м и местами непроходные для судоходства [1,3].
На рисунке 1 изображен график снижения уровня воды в реке Большая Хета.
Из рисунка видно, что снижение уровня воды прогнозируемое, и не имеет особых отличий за три года, также видно, что период имеет одинаковые сроки.
Расстояние от Красноярска до устья реки Большая Хета равно 2000 км, это расстояние баржа проходит за 10 суток, от устья до ВПУ 430 км проходит за 4 суток. Из-за быстрого снижения уровня воды, период навигации на реке Большая Хета длится всего 20 дней, баржа МП-2923 успевает сделать всего один рейс по маршруту.
Выбор транспортного средства зависит от уровня воды в реке Большая Хета. С 1 июня до 15 июля уровень реки позволяет прохождение барж с осадкой до 2,55 м. (с грузом), с 15 июля до 1 августа с осадкой до 1,3 м. (с грузом). С 1-31 августа прохождение речного транспортного средства уже невозможно, в связи с обмельчанием реки.
Рисунок 1 – Снижение уровня воды в р. Большая Хета
Также, стоит отметить, что в период навигации компания задействует только 1 единицу техники – Баржа МП-2923 (осадка с грузом 2,55 м.). В соответствии с этим, компания в первую половину летнего квартала (1 июня – 15 июля) использует речной транспорт (баржа МП-2923), во вторую же половину (15 июля – 31 августа) доставка ТМЦ осуществляется с привлечением авиатранспорта (вертолет Ми-8).
В таблице 1 представлено сравнение тарифной ставки использования водного и авиационного транспортных средств.
Таблица 1 - Сравнение тарифной ставки на авиационный и водный транспортные средства
Вид транспортного средства |
Тарифная ставка, руб./1 т. |
Авиационный (Ми-8) |
24 615,4 |
Водный (речной) (баржа МП-2923) |
5 742 |
Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что оптимальным транспортным средством для доставки груза до ВПУ будет являться водный (речной), так как тарифная ставка за перевозку 1 тонны товара на него ниже.
В качестве решения по выделенной проблеме предлагается использование фидерного способа перевозки груза [4]. Преимуществами фидерных перевозок является скорость обработки крупных судов, что сокращает их простой в зоне погрузо-разгрузочных работ; техническая характеристика транспортных средств (судно низкой осадки), используемых при данном типе транспортировке груза, позволяет продлить навигационный период.
В рамках выбранного способа перевозки продукции целесообразным будет использование комбинации следующих транспортных средств: баржа МП-2923 [2], баржа-площадка-982 и буксир-толкач «РТ».
Маршрут доставки груза фидерным способом перевозки будет начинаться со следования баржи МП-2923 из транзитно-перевалочного склада, расположенного в г. Красноярске (причал Красноярскстройоптторг (КСОТ)) до поселка Усть-Порт (Таймырский Долгано-Ненецкий район), где будет осуществляться перегрузка ТМЦ на баржу-площадку-982 при помощи самоходного плавкрана, завершением пути является прибытие транспортного средства на Ванкорское нефтегазовое месторождение (ВПУ).
Суммарное расстояние планируемого маршрута доставки ТМЦ до ВПУ составит 2 400 км., или 13 дней. При этом, необходимо отметить, что помимо количества дней движения транспортного средства, нужно также учесть период погрузо-разгрузочных операций в п. Усть-Порт. – 24 ч. (1 дн.). Общее количество дней следования транспортного средства по предлагаемому маршруту составит 14 дней.
В результате интеграции подрядчика в цепь поставки товара до ВПУ также удастся продлить навигационный период. Осадка судна «баржа-площадка-982» находится в допустимых пределах для движения по р. Большая Хета до Ванкорского нефтегазового месторождения в период с 15 июля до 1 августа (рисунок 2).
Рисунок 2 – Снижение уровня воды в р. Большая Хета
Следовательно, использование фидерного способа перевозки товаров позволит решить проблемы с высоким уровнем затрат на доставку груза. Предложенный способ в полной мере обеспечивает сокращение транспортных издержек компании за счет возможности перемещения большего объема продукции.
Библиографические ссылки
- Особенности перевозки груза речным транспортом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://econom-trans.ru/mor/osobennosti-perevozki-gruzov-rechnym-transportom.html.
- Техническая характеристика судна 2923 Баржа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.korabel.ru/fleet/info/24290.html.
- Транспортная логистика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ec-logistics.ru/transport.htm.
- Фидерная система перевозок [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studopedia.ru/2_103299_fidernaya-sistema-perevozok.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021