Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 19:11:49
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Особенности регулирования таможенно-логистических операций в экономических зонах

Смирнова Елена Александровна

д.э.н., профессор кафедры логистики и управления цепями поставок,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: smirnova-ea@list.ru

Мёдов Максим Алексеевич

магистрант 1 курса,

Санкт-Петербуржский Государственный Экономический Университет,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: medov-maks@mail.ru

 

Legal regulation of customs and logistics operations in the free economic zone of the Republic of Crimea

Smirnova Elena Aleksandrovna

doctor of Economics, Professor of logistics and supply chain management,

St. Petersburg state University of Economics

Saint-Petersburg, Russia

Medov Maksim Alexeyevich

1st grade master-student,

St. Petersburg state University of Economics

Saint-Petersburg, Russia

 

В статье исследуются особенности регулирования таможенно-логистических операций в экономических зонах. Представлена типология экономических зон по видам хозяйственной деятельности. Рассмотрены цели их создания, проанализированы объемы выручки. Определен комплекс таможенно-логистических операций и выявлена специфика их выполнения.

Ключевые слова: логистика, таможенно-логистические операции, особая экономическая зона, свободная экономическая зона

 

The article examines the peculiarities of the regulation of customs and logistics operations in economic zones. The typology of economic zones by type of economic activity is presented. The goals of their creation are considered, the revenue volumes are analyzed. The complex of customs and logistics operations is defined and the specifics of their implementation are revealed.

Key words: logistics, customs and logistics operations, special economic zone, free economic zone

 

Поступательное развитие мирохозяйственных связей в современных условиях обуславливают необходимость создания регионов с преференциальной торгово-экономической политикой. Разнообразие форм торгово-экономической интеграции позволяет получать конкурентные преимущества на территориях экономических зон. В настоящее время выделяют свободные и особые экономические зоны.

Сложившаяся мировая практика организации экономических отношений в области внешнеторговой деятельности определяет свободную экономическую зону (СЭЗ), как одну из наиболее востребованных форм торгово-экономической интеграции.

В соответствие со ст. 2 ФЗ N 116 от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона представляет собой территорию, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. [5]

Особая экономическая зона представляет собой часть территории, на которой ведение хозяйственной деятельности осуществляется на особых льготных условиях, среди которых наиболее существенными являются [2, с. 48]:

- упрощенный порядок регистрации для предприятий с иностранным капиталом;

- налоговые, в том числе таможенные, льготы;

- упрощение процедур перемещения товаров через таможенную границу и таможенного декларирования;

- пониженные ставки на аренду земли и пользование природными ресурсами.

В мировой практике наибольшее распространение получили свободные экономические зоны.

В таможенном кодексе ЕАЭС, в частности ст. 201, выделены портовые свободные экономические зоны (ПСЭЗ) и логистические свободные экономические зоны (ЛСЭЗ). При этом цели создания портовых свободных экономических зон аналогичны целям создания портовых свободных экономических зон, а создание логистических свободных экономических зон обусловлено их местоположением – вблизи международных автомобильных или железнодорожных пунктов пропуска через таможенную границу.

В соответствии со ст. 8 ФЗ № 377 от 29.11.2014 СЭЗ Республики Крым и города федерального значения Севастополя определяется как территория, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. [5]

Процентное соотношение объемов выручки на территориях крупнейших экономических зон в 2019 году представлено на рисунке 1.

Из данных, представленных на рисунке, следует, что объем выручки СЭЗ Республики Крым значительно превосходит суммарный объем выручки рассматриваемых особых экономических зон.

тен

 

Рисунок 1 – Процентное соотношение объемов выручки на территориях крупнейших экономических зон Российской Федерации в 2019 г.

 

На рисунке видно, что более половины выручки, полученной предприятиями на территориях экономических зон приходится на СЭЗ Республики Крым – 54%. Среди особых экономических зон крупнейшими по объемам выручки в 2019 году стали ОЭЗ ППТ «Алабуга» – 15%, ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» – 7%, ОЭЗ ППТ «Липецк» – 6%, ОЭЗ ТВТ «Технополис «Москва» – 4%. На долю прочих особых экономических зон пришлось 12% выручки.

Согласно ст. 201 таможенного кодекса ЕАЭС таможенная процедура свободной таможенной зоны применяется на территории свободной экономической зоны (СТЗ) в отношении товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов. [3]

Именно возможность помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру СТЗ и определяет особенности выполнения таможенно-логистических операций.

Таможенно-логистические операции, осуществляемые на территории СЭЗ и в рамках таможенной процедуры СТЗ, представляют собой комплекс операций, связанных с:

- хранением товаров под таможенным контролем;

- перевозкой (транспортировкой) товаров под таможенным контролем;

- таможенным декларированием товаров.

Таким образом, специфика выполнения таможенно-логистических операций в пределах СЭЗ заключается в территориальном ограничении перемещения и использования товаров.

Библиографический список:

1. Парфёнов А.В., Смирнова Е.А. Таможенное посредничество: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 120 с.

2. Смирнова Е.А. Управление глобальными цепями поставок: торгово-экономический подход / Серия «Логистические инновации в коммерции»; Научн. ред. д-р экон. наук, профессор В.В. Щербаков. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, –2014. – с.165.

3. Таможенный кодекс ЕАЭС // Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/

4. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116 - ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" // Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/

5. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 377 - ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». // Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495/

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021


Количество просмотров: 3151
теги:
06.01.2022 12:22 | log2021блог автора

Еще публикации: