Прохоров Виктор Владимирович
доцент по специальности «Экономика и управление
народным хозяйством», к.э.н., доцент кафедры ОУНП
Сибирский государственный университет науки
и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
г. Красноярск, Россия
Е-mail: Prohorov.victor@yandex.ru
Development of logistics systems in the context of decarbonization of the world economy
Prokhorov Viktor Vladimirovich
Associate Professor, specialty "Economics and
Management of the National Economy", Candidate of Economics,
Associate Professor of the Department of OUNP
Siberian State University of Science
and technologies named after Academician M. F. Reshetnev,
Krasnoyarsk, Russia
В развитых государствах мира набирают силу процессы, которые связаны с декарбонизацией национальных экономик. В настоящее время в данных стран принимаются радикальные программы по отказу от использования энергоносителей на основе углерода и переходу к экологически чистым источникам энергии в том числе к водороду, получаемому путем электролиза. Эти процессы серьезным образом могут изменить структуру экспорта классических энергоносителей, что изменит существующие логистические системы на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: декарбонизация экономики, логистические системы.
In the developed countries of the world, the processes associated with the decarbonization of national economies are gaining momentum. Currently, these countries are adopting radical programs to abandon the use of carbon-based energy sources and switch to environmentally friendly energy sources, including hydrogen produced by electrolysis. These processes can seriously change the structure of classical energy exports, which will change the existing logistics systems on the territory of the Russian Federation.
Key words: decarbonization of the economy, logistics systems.
На развитие мировой экономики серьезное влияние оказывают процессы, связанные с решением проблем, возникающим из-за изменения климата на планете. И не случайно в 2015 году ООН на своей Генеральной Ассамблее приняла резолюцию «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», которая во многом была посвящена решению мировых экологических проблем. Для этого в резолюции предлагалось всем государствам разработать свою программы по решению существующих экологических проблем [1].
Ряд экологических программ были приняты и в России. Основной из них является национальный проект «Экология», включающий в себя одиннадцать федеральных проектов совокупной стоимостью более 4 триллионов рублей. Одними из последних таких документов стал утвержденный Правительством в 2020 года «План мероприятий по «Развитию водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года», а также указ Президента РФ «О сокращении выбросов парниковых газов» где установлен предельный размер выброса парниковых газов к концу 30-х годов XXI века до 70% от уровня 1990 года [2; 3].
Необходимо отметить, что бесспорным лидером в экологической сфере в настоящее время является Европейский Союз, который уже предложил свой взгляд по данной проблематике. В рамках европейского объединения государств с 2019 году рассматривается проект «The European Green Deal», где предлагается к 2050 году сделать Европу полностью декарбонизированной частью света [4].
Предлагается в рамках европейская «зеленой экономики» использовать не только возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и экологически чистый водород, но и снизить энергопотребление, более рационально применять природные ископаемые ресурсы не на углеродной основе и т.д. При этом одним из приоритетов в развитии «зеленой экономики» становится экологически чистый водород, получаемый на основе электролиза. Поэтому не случайно в 2020 году на рассмотрение был предложен новый проект «Водородная стратегия для климатически-нейтральной Европы» [4; 5].
Следует отметить, что реализация вышеуказанных проектов в целом может вызвать существенные негативные последствия для сырьевого сектора экономики России. Фактически в данных документах Европейский Союз заявляет о том, что к 2050 году углеродные энергоносители будут ему не нужны. Так как возобновляемые источники энергии уменьшат зависимость от классических углеродных энергоносителей, а экологически чистый водород вообще их заменит.
Для полного отказа от использования углерода в ЕС предлагается инвестировать ежегодно несколько сотен миллиардов евро в развитие возобновляемых источников электроэнергии и технологий позволяющих вырабатывать и эффективно использовать так называемой экологически чистый водород. В частности, в «Водородной стратегии для климатически-нейтральной Европы» заявляется, что серьезные инвестиции в развитие водородных технологий позволят к 2050 году экологически чистому водороду по стоимости быть сопоставимым с природным газом [6; 7].
Эти программные заявления подтверждаются и практическими делами. Так в европейских странах уже сейчас эксплуатируются водородные энергоустановки мощностью свыше 1-2 МВт. Уже имеются проекты, где водородные энергоустановки имеют мощность 100 МВт и выше. Следует отметить, что в Японии такие энергоустановки уже действуют.
Имеются планы ЕС по использованию экологически чистого водорода и в других сферах экономики. Предлагается применять двигатели на экологически чистом водороде в авиационном, железнодорожном, речном и морском транспорте. Опыт эксплуатации данных двигателей уже имеется. В настоящее время ведущие автомобилестроительные компании (Toyota и ряд других) уже выпускают автомобили на водородных двигателях. В Российской Федерации также ведутся аналогичные проектные работы по использованию данного энергоносителя. Предполагается, что в 2024 году в опытную эксплуатацию будут запущены железнодорожные локомотивы на водородном топливе.
Ситуация усугубляется еще и тем, что в Европейском Союзе для решения задач по декарбонизации своей экономики предлагается использовать и фактически запретительные налоговые механизмы регулирования. В частности, руководством европейского объединения рассматривается вопрос о введении трансграничного углеродного налога на все импортируемое сырье, содержащее углерод.
Налог предлагается рассчитывать исходя от разницы между фактическими выбросами углекислого газа, связанного с производством товаров на основе углесодержащего сырья и эталонным объемом ЕС. Это в свою очередь может привести к серьезным потерям российских экспортеров. Данные потери, по разным оценкам, только для российских экспортеров к 2030 году достигнут свыше 50 млрд евро [8].
При этом потери понесут не только нефтегазовые компании, но и поставщики никеля, меди и ряда другого сырья. Массовое применение водородного энергоносителя в транспортной сфере объективно должен снизить спрос на катализаторы, использующие платину и палладий производимую в России.
В целом можно сделать определенный вывод. Мировая декарбонизация экономики значительно повлияет на экономику Российской Федерации. В ближайшие десятилетия уменьшится спрос на главные российские экспортные сырьевые товары, в том числе на газ, нефть и другие, определяющих доходы бюджета государства.
В целом все это скажется и на транспортно-логистической инфраструктуре страны. Там изменятся направления и объемы перевозок грузов. Потребуется изменение и подвижного состава железной дороги. Новые потребуются классы судов и т.д. Фактически уже сейчас необходимо задуматься об изменении всей логистической системе страны.
Следует предпринять и превентивные действия на федеральном и региональных уровнях. На федеральном уровне следует использовать различные механизмы стимулирования по глубокой переработке углесодержащего сырья внутри страны для производства продуктов, направленных на потребление внутри страны, в том числе налоговые, финансовые, тарифные, институциональные и другие. На региональном уровне следует создавать промышленные кластеры, которые объединят в единые технологические и логистические цепочки предприятия, перерабатывающие углесодержащее сырье. Все это позволит сохранить добывающие и смежные с ними отрасли, а также транспортно-логистическую структуру страны в целом.
Библиографический список:
1. Центр содействия международной защиты. Официальный портал. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/1 (дата обращения: 10.03.2021).
2. Указ Президента РФ от 4 ноября 2020 г. № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов». Информационно-правовой портал «Гарант.ру». [Электронный ресурс]. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74756623/ (дата обращения: 26.03.2021).
3. Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2020 N 2634-р <Об утверждении плана мероприятий "Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года"Консультант Плюс. [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291691 /(Дата обращения: 21.03.2021).
4. Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями Высшей Школы Экономики. Официальный портал. Финансирование зеленого перехода: инвестиционный план «Зеленый пакт для Европы» и механизм справедливого перехода. [Электронный ресурс]. URL: https://globalcentre.hse.ru/news/333142452.html / (дата обращения: 16.03.2021).
5. Прохоров В.В. Использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации экологических проектов // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. №4, 2020. С.3-10.
6. Ставка на водород. Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.cdu.ru/tek_russia/issue/2020/8/791/ (дата обращения: 25.03.2021).
7. Прохоров В.В. Рециклинг в лесном комплексе на основе механизмов государственно-частного партнерства // Менеджмент социальных и экономических систем. № 4(20), 2020. С.4-10.
8. KPMG оценила ущерб для России от введения углеродного налога в ЕС. Росбизнесконсалтинг. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.rbc.ru/business/07/07/2020/5f0339a39a79470b2fdb51be /(дата обращения: 25.03.2021).
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021