Овечкина Ольга Михайловна
к.э.н., доцент, доцент кафедры
логистики и ценовой политики,
Белорусский государственный экономический университет
г. Минск, Беларусь
E-mail: ovechkinaolga@rambler.ru
The Development of Logistics in the EAEU
Avechkina Volga
PhD in economics,
Associate Professor of the Department
of Logistics and Pricing Policy,
Belarusian State Economic University,
Minsk, Belarus
В статье отражены результаты анализа развития логистики в ЕАЭС, обоснована необходимость формирования единой транспортно-логистической системы как механизма развития евразийской экономической интеграции и механизма активизации международных экономических процессов в Евро-Азиатском регионе.
Ключевые слова: интеграция, логистика, экономические процессы, торгово-экономические отношения, транзитный потенциал, транспортно-логистическая система.
The article reflects the results of the analysis of logistics development in the Eurasian Economic Union, substantiates the necessity for the formation of a unified transport and logistics system as a mechanism for the development of the Eurasian economic integration and a mechanism for the activation of international economic processes in the Euro-Asian region.
Key words: economic processes, integration, logistics, trade and economic relations, transit potential, transport and logistics system.
Характерными чертами современных условий социально-экономического развития являются усложнение и ускорение изменений в международных системах. Тенденции экономического развития, основанные на новом технологическом укладе, предполагают не только комплексное прогнозирование динамики изменений, но и активное реагирование на них.
Логистика как система управления потоковыми процессами подвергается трансформации под влиянием изменений, как на локальных, так и на мировом рынке: использование новых технологий, объемы данных, проходящие через цифровые системы, неизбежно отражаются на логистическом обеспечении бизнеса и, как следствие, логистическая деятельность базируется на качественном взаимодействии всех составляющих в условиях среды бизнеса.
Особенностью интеграционного объединения ЕАЭС является его континентальность, в рамках которой лишь Российская Федерация имеет выход к морям, что обуславливает существенные транспортно-логистические издержки. По мнению специалистов, транспортные издержки для стран, не имеющих выхода к морю, в 7 раз больше, чем для прибрежных стран, и доля транспортных расходов в общем стоимостном объеме импорта при пересечении сухопутной границы составляет 10-20 %, что отражается на снижении внешнеторгового товарооборота [2].
Кроме того, инфраструктурное развитие в рамках интеграционного объединения, реализация транзитного потенциала характеризуются инертностью и низкой взаимной значимостью рынков государств – членов Евразийского экономического союза. Так, согласно официальным статистическим данным Евразийской экономической комиссии в 2020 году объемы взаимной торговли составили менее 10 % к общему объему внешней торговли стран ЕАЭС с третьими странами: объем взаимной торговли составил 54 861,1 миллионов долларов США, объем торговли стран-союзниц с третьими странами составил 622 809,9 миллионов долларов США. Лидером внутрисоюзной торговли является Россия, на долю которой приходится более 60 % товарооборота [1].
Определенная разобщенность в восприятии евразийской интеграции негативно отражается на уровне развития логистики стран ЕАЭС в международных торгово-экономических отношениях (таблица 1).
Таблица 1. – Уровень развития логистики (LPIranking) в странах ЕАЭС по данным Всемирного банка (2018 год).
Страна
|
Рейтинг (160 стран) |
Интегральная оценка (индекс)
|
Индекс показателя оценки |
|||||
Таможня |
Инфраструктура |
Международные перевозки
|
Компетентность |
Отслеживание и трассировка |
Своевременность |
|||
Германия |
1 |
4,20 |
4,09 |
4,37 |
3,86 |
4,31 |
4,24 |
4,39 |
…………… |
|
|
|
|
|
|
|
|
Армения |
92 |
2,61 |
2,57 |
2,48 |
2,65 |
2,50 |
2,51 |
2,90 |
Беларусь |
103 |
2,57 |
2,35 |
2,44 |
2,31 |
2,64 |
2,54 |
3,18 |
Казахстан |
71 |
2,81 |
2,66 |
2,55 |
2,73 |
2,58 |
2,78 |
3,53 |
Кыргызстан |
108 |
2,55 |
2,75 |
2,38 |
2,22 |
2,36 |
2,64 |
2,94 |
Россия |
75 |
2,76 |
2,42 |
2,78 |
2,64 |
2,75 |
2,65 |
3,31 |
…………… |
|
|
|
|
|
|
|
|
Афганистан |
160 |
1,95 |
1,73 |
1,81 |
2,10 |
1,92 |
1,70 |
2,38 |
Источник:[3].
Данные Всемирного банка (таблица 1) свидетельствуют о значительном отставании по всем показателям развития логистики в государствах – членах Евразийского экономического союза.
Расширение и углубление интеграции в ЕАЭС объективно невозможно без наличия современного транспортно-логистического комплекса. Между тем, сфера транспорта и логистики как одно из направлений евразийской экономической интеграции преимущественно регулируется на межгосударственном, а не наднациональном уровне. Одним из главных факторов, препятствующих реализации скоординированной (согласованной) логистической деятельности ЕАЭС, является низкий уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры, то есть совокупности ее транспортной, складской, таможенной и управленческой составляющих, что не способствует в полной мере обеспечить повышение общей эффективности интеграционного процесса.
В то же время страны ЕАЭС обладают достаточными внутренними резервами для формирования и развития единой логистической сети как общей системы управления материальными, информационными, финансовыми, сервисными и социальными потоками, как механизма активизации экономических взаимоотношений в рамках ЕАЭС.
Для обновления парка транспортных средств (технический износ которого по оценкам специалистов составляет 60-70 %) необходимо активизировать процесс создания единой промышленной политики ЕАЭС. Ее наднациональный уровень позволит аккумулировать необходимые ресурсы для углубления производственной кооперации и модернизации в автомобильном, железнодорожном и авиационном машиностроении.
Единая политика в сфере таможенного регулирования требует интеграции в таких направлениях, как таможенное администрирование, обустройство пунктов пропуска, широкое применение цифровых технологий, обеспечение недискриминационного доступа перевозчиков стран ЕАЭС на рынки друг друга, что будет способствовать упрощению и ускорению процесса прохождения таможенных процедур.
Повышение уровня и степени интегрированности логистического сервиса возможно посредством формирования опорной наднациональной сети мультимодальных транспортно-логистических центров, предоставляющих широкий спектр услуг, основанных на современных технологиях.
Особое значение имеет возможность использования транзита в товарообороте между Европой и Азией, что предусматривает координацию стран-союзниц в создании условий для встраивания в глобальные логистические цепи поставок, функционирующие на торговых направлениях «Восток-Запад» и «Север-Юг», в первую очередь, в формировании транспортно-логистической инфраструктуры территорий, находящихся на пути следования грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона, а также технического, технологического и экономического сопряжения с ЭПШП, основной стрежень которого (Евроазиатская транспортная магистраль и ее северный, морской и южный маршруты) совпадает с евразийскими международными транспортными коридорами «Восток-Запад» и «Север-Юг».
Таким образом, транспортно-логистическое сотрудничество в ЕАЭС, является важным фактором развития евразийской экономической интеграции и действенным механизмом обеспечения активизации международных экономических процессов в Евро-Азиатском регионе.
Библиографический список:
- Аналитический обзор 25 февраля 2021 г. / Статистика Евразийского экономического союза // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии / http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_ makroec/dep_ stat/tradestat/analytics/.
- Arvis, J.-F., Raballand, G., Marteau, J.-F. The Cost of Being Landlocked: Logistics Costs and Supply Chain Reliability./ J.-F. Arvis, G. Raballand, J.-F. Marteau. – Washington, D.C.: World Bank, 2010. – 100 p.
- International LPI Global Ranking. / The World Bank / World Bank Group // http:www.lpi.worldbank.org.international/global/.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021