Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 19:39:51
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Стратегия интеллектуальной мобильности цепи поставок в условиях спада грузовых перевозок

Некрасов Алексей Германович

д.э.н., профессор

Российский университет транспорта (МИИТ),

г. Москва, Россия

E-mail: tehnologistic@mail.ru

Синицына Анна Сергеевна

к.т.н., доцент, и.о. зав. кафедры «Логистические

транспортные системы и технологии»,

Российский университет транспорта (МИИТ),

г. Москва, Россия

E-mail: acc-lgkr@mail.ru

Атаев Керим Ибадуллах Оглы

к.т.н., доцент, доцент кафедры «Менеджмент»,

Московский автомобильно - дорожный государственный

 технический университет (МАДИ)

г. Москва, Россия

E-mail: klsf64@mail.ru

A smart supply chain mobility strategy in  a downturn in freight traffic

Nekrasov Alexey Germanovich

Sc. Economics, Professor,

Russian University of Transport (MIIT)

Moscow, Russia

Sinitsyna Anna Sergeevna

Ph.D., Associate professor,

Head of Department  оf «Logistic transport systems and technologies»,

Russian University of Transport (MIIT),

Moscow, Russia

Atayev Kerim Ibadullah  Oglu

  Ph.D., Associate professor,  Associate Professor of the Department of Management Moscow Automobile and Road State Technical

University (MADI), Moscow, Russia

 

В статье рассмотрена перспективная стратегия  интеллектуальной мобильности цепи поставок, применительно к транспортировке грузов. Снижение объемов грузоперевозок во всем мире ставит проблему перехода на использование принципов системной инженерии по управлению жизненным циклом цепей поставок. Создаваемые «умные системы» в цепях поставок объединяют цифровые технологии и существующие процессы в единую интегрированную систему. Данная  стратегия кардинально преображает взаимосвязи и создает новый уровень интеграции между всеми элементами цепи поставок.

Ключевые слова: цепь поставок, жизненный цикл, цифровые технологии, интеллектуальная мобильность, интеграция.

 

The article discusses a promising strategy for the intelligent mobility of the supply chain in relation to the transportation of goods. The decline in the volume of freight traffic all over the world poses the problem of the transition to the use of the principles of systems engineering for managing the life cycle of supply chains. Created "smart systems" in supply chains combine digital technologies and existing processes into a single integrated system. This strategy fundamentally transforms relationships and creates a new level of integration between all elements of the supply chain.

Key words: supply chain, life cycle, digital technologies, intelligent mobility, integration.

 

Мировая транспортно-логистическая система (ТЛС) оказалась одной из наиболее пострадавших сфер в результате пандемии COVID-19. В основе негативных последствий лежат различные факторы: закрытие государственных границ, введение ограничений на передвижение людей и товаров, разрыв производственно-сбытовых цепочек, снижение спроса и покупательной способности. Совокупность данных факторов отразилась на всех видах транспортных перевозок – от использования личного и общественного транспорта в городах до осуществления пассажирских и грузовых перевозок как внутри стран, так и между ними.

Масштабы данных последствий также зависят от типа транспорта и интегрированности государства в мировую ТЛС. Во время пандемии в странах ЕС фиксировалась отмена 90% авиарейсов, наблюдалось снижение объема пассажирских перевозок легковыми автомобилями на 60 – 90%, а общественным транспортом – на 50%. Ожидается, что по итогам 2020 года мировой объем грузовых перевозок сократится на 36%, а потери российских транспортных компаний составят 230 млрд рублей [1].

По оценкам экспертов, в текущих условиях перспективные возможности открываются для перевозок грузов из Китая в Европу железнодорожным транспортом: учитывая значительно возросшие сроки доставки грузов морским транспортом и рост стоимости авиафрахта. В условиях эпидемии ж/д перевозки оказались оптимальным логистическим выбором. Так, например, РЖД по маршруту Китай – Европа – Китай увеличили перевозки в 2 раза и перевезли 502 600 TEU [2]. Широко применяемая формула классической логистической концепции «в нужное место - в нужное время - необходимый товар - необходимого качества – с минимальными затратами» оказалась ориентированной на минимизацию затрат преимущественно на уровне отдельного предприятия и не отражалась на изменении процессов транспортировки других участников.

Указанный подход связан с формированием новых технологий поддержки жизненного цикла (ЖЦ) предприятий и его цепи поставок. Цепь поставок рассматривается как сложная многокомпонентная система, обеспечивающая движение продукции от производства и поставки – до ее эксплуатации, послепродажного обслуживания и утилизации. Комплексный подход создает новую проектно-организационную технологическую среду для взаимодействия логистических процессов и процессов ЖЦ, что позволяет снизить риски и потери при переходе от одной фазы к другой [3]-[5].

С учетом изменений в динамике транспортировки грузов на транспорте РФ с точки зрения цифровой трансформации, требуется переход на стратегию интеллектуальной мобильности цепей поставок (ЦП), что отражает современные тенденции и необходимость в создании гибкого  интегрированного механизма взаимодействия между различными участниками ЦП. Конечной целью такой стратегии является создание востребованной системной и деловой среды, которая позволит установить систему взаимодействия участников, исходя из быстро меняющейся ситуации во внешней среде. Особое внимание необходимо уделять мультимодальным ЦП. В основе создания мультимодальных систем транспортировки грузов в настоящее время рассматривается широкое применение цифровых технологий, интернета вещей и бизнес - архитектуры  цепей поставок [6],[7]. Архитектура предприятия, как базовый элемент звена цепи поставок, описывает текущую и целевую структуры предприятия и процессы, протекающие в нем. Тем самым реализуется системный подход применительно к деятельности всей организации, и обеспечивается интеграция бизнес-модели и ИТ-системы, которые до настоящего времени рассматривались как обособленные подсистемы. Таким образом, формируются новые принципы по обеспечению «бесшовности» и совместимости всех звеньев цепи поставок, что позволит создать отказоустойчивые и открытые  интермодальные системы, в том числе и при участии железнодорожного транспорта.

В сложившихся условиях важен комплексный подход. Существенные возможности для этого предоставляют цифровые модели и технологии, упрощающие и автоматизирующие стандартные бизнес-процессы в цепях поставок, вплоть до оптимизации алгоритмов клиентского обслуживания грузовладельцев. Железные дороги, морские порты и аэропорты в рамках мультимодальной транспортировки грузов способствуют объединению территорий, грузовых и клиентских ресурсов в рамках международных ЦП. Поддержание и совершенствование эффективной транспортной и логистической инфраструктуры для движения грузов продолжает оставаться важной стратегической задачей как для национальных, так и для глобальных транспортных рынков. Логистика в сочетании с использованием цифровых технологий рассматривается как своеобразный «интеллектуальный клей», который и создает интеллектуальную мобильность в цепях поставок [8]. Принципиально новый конкурентный рынок транспорта и логистики приводит к формированию новых стратегий и бизнес-моделей, ориентированных на цифровые цепочки поставок. Интеллектуальные  цифровые ЦП используют расширенную аналитику, и возможность подключения в реальном времени для создания взаимосвязанной экосистемы [9], [10]. Среди ключевых трендов таких изменений, которые следует учитывать при формировании стратегии интеллектуальной мобильности,  можно выделить следующие:

  • связанность, которая обеспечивает информационные связи между элементами системы, повышает прозрачность в рамках единого информационного пространства;
  • интеллектуализация, как процесс интеграции существующих в системе элементов и характеристик событий, связанных с риском;
  • гибкая автоматизация существующих бизнес-процессов. 

Новый подход к стратегии интеллектуальной мобильности в ЦП основан на системном механизме интегрированного управления не только процессами в цепи поставок, но и на основе взаимодействия интеллектуальных и интернет-технологий (типа «интернет-вещей»), с использованием возможностей комбинаторики процессов и ресурсов по транспортировке грузов в условиях глобальных рисков и пандемии.

В качестве инструментов интеллектуальной мобильности цепей поставок необходимо рассматривать интеграцию процессов транспортировки грузов с системой мониторинга товародвижения продукции  на различных этапах ее ЖЦ. Инструментом по обеспечению мобильности выступают технологические карты процессов, ключевые критические точки, которые отражают уровень рисков. Механизм интеллектуальной мобильности должен связывать весь цикл движения груза: от инициализации – до оценки сервиса предоставленных услуг. Карта рисков для различных процессов должна охватывать не только уровень отдельного участника (события), но и предполагать разработку комплексной программы по анализу рисков и критических точек управления доставкой и обработкой грузов, что обеспечивает высокоэффективную интеграцию процессов в цепи поставок на основе различных цифровых инструментов. Тем самым и создается инновационная системная основа для быстрой перенастройки процессов в условиях быстроменяющихся событий, включая сбойные ситуации.

Таким образом, в условиях Индустрии 4.0 стратегии цифровых цепей поставок постоянно меняются и совершенствуются. Гибкие и быстрые ЦП включают в себя не только программы по транспортировке грузов, но и их интеграцию с процессами ЖЦ продукции, что предполагает широкое применение методов моделирования и виртуализации. Создаваемые «умные системы» объединяют цифровые технологии и существующие процессы в интегрированную систему,  что открывает принципиально новые возможности для управления ЦП как единым целостным организмом. На основе стратегии интеллектуальной мобильности ЦП все ее участники должны сформировать единую систему обслуживания грузовладельцев во всех каналах товародвижения и на всех этапах взаимодействия ЖЦ. Проблемы создания и применения продукта начинают тесно перекликаться (взаимодействовать) с процессами транспортировки, повышая общий уровень конкурентоспособности и клиентоориентированности ЦП. Развитие стратегии интеллектуальной мобильности не только кардинально преображает производственные, транспортно-логистические процессы, но и создает новый уровень интеграции («склеенности») между роботами, оборудованием и инфраструктурой цепи поставок, - с цифровыми платформами, датчиками и сенсорными устройствами.  

 

Библиографический список:

1.Транспортная сфера в контексте COVID-19. Дайджест Департамента  международного и регионального сотрудничества. -  М.: Счетная палата Российской Федерации, 2020. – 53с.

2. Новый Шелковый путь в 2020 году: анализ Railfreight.  [Электронный ресурс]. URL: https://chinalogist.ru/news/novyy-shelkovyy-put-v-2020-godu-analiz-railfreight-19873 (дата обращения 15.03.2021).

3. Повышение эффективности грузовых перевозок на основе создания устойчивой транспортно-логистической системы модульного типа для высокоскоростной обработки и доставки грузов/ Л. Б. Миротин, А. Г. Некрасов, В.А. Гудков и др. Под ред. Л. Б. Миротина и А. Г. Некрасова. – М.: Техполиграфцентр, 2013. – 232 с.

4. Некрасов А.Г, Синицына А.С. Трансформация интегрированных транспортно-логистических систем в цифровую индустрию// Логистика, 2017. - №8. – С.36-41.

5. Куприяновский В.П., Намиот Д.Е., Синягов С.А. Кибер-физические системы как основа цифровой экономики // International Journal of Open Information Technologies, 2016. – Т. 4. - № 2. – С.19—29.

6. Некрасов А.Г., Синицына А.С. Цифровизация интегрированных  транспортно-логистических систем. Монография. – М.: ВИНИТИ РАН, 2021. – 276 с.

7. Кулагин В., Сухаревски А., Мефферт Ю. Digital@Scale: Настольная книга по цифровизации бизнеса. - М.: Интеллектуальная Литература, 2019. – 293 с.

8. Куприяновский В.П., Евтушенко С.Н., Дунаев О.Н., Бубнова Г.В., Дрожжинов В.И., Намиот Д.Е., Синягов С.А. Правительство, промышленность, логистика, инновации и интеллектуальная мобильность в цифровой экономике // Cовременные информационные технологии и ИТ-образование, Том 13, №1, 2017. – С. 74-96.

9. Грязнов С.А. Переход к интеллектуальной цифровой цепочке поставок // Journal of Economy and Business, vol. 10-1 (68), 2020. – С. 91-93.

10. Nekrasov A, Sinitsyna А. 2021 Integrated Architectural Approach to Ensuring Stability of Processes of the Digital Supply Chain. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer Nature Switzerland AG 2021. Kabashkin et al. (Eds.): RelStat 2020, LNNS 195, pp. 308–317, 2021. https://doi.org/10.1007/978-3-030-68476-1_28

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021


Количество просмотров: 2871
теги:
06.01.2022 11:06 | log2021блог автора

Еще публикации: