Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 19:20:02
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Инновационные аспекты в сфере транспортировок и хранения насыпных и навалочных грузов

Назарова Анна Николаевна

к.э.н., заведующий кафедрой «Маркетинга и логистики»  ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», Высшая школа технологии и энергетики

 г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: spb.anna.nazarova@gmail.com

Трейман Марина Геннадьевна

 к.э.н., доцент кафедры «Экономика и организация производства» ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», Высшая школа технологии и энергетики

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: spb.anna.nazarova@gmail.com

Чередникова Ольга Александровна

Исполнительный директор ООО «КОТТА контейнер»

Член национального комитета ТК-246,

 член и эксперт с правом голоса ISO/TC 104/Sc 2 Special purpose containers

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: spb.anna.nazarova@gmail.com

 

Innovative aspects in the transport and storage of dry bulk and bulk cargo

Nazarova Anna Nicolaevna

Ph.D. in Economics, Head of Marketing and Logistics Department, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Higher School of Technology and Energy

Saint-Petersburg, Russia

Treyman Marina Gennadyevna

 Ph.D. in Economics, Associate Professor of Economics and Production Management Department, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Higher School of Technology and Energy

Saint-Petersburg, Russia

Cherednikova Olga Alexandrovna

Executive Director of KOTTA Container Ltd,

Member of the national committee TC-246,

member and voting expert of ISO/TC 104/Sc 2 Special purpose containers

Saint-Petersburg, Russia

 

В статье проведен анализ значимости использования инновационных подходов в сфере транспортировок и хранения насыпных и навалочных грузов в частности. Современные контейнерные перевозки рассматриваются как альтернатива традиционным терминалам и способ повышения эффективности и конкурентоспособности логистических процессов, раскрываются инновационные технологии, применяемые фирмой КОТТА как удачный пример инновационной деятельности в данном направлении.

 

Ключевые слова: Логистическая деятельность; инновационные подходы в контейнерных перевозках; технология перевозки, перевалки и хранения насыпных и навалочных грузов.

The article analyzes the importance of innovative approaches in the field of transportation and storage of bulk and bulk cargo in particular. Modern container transportation is considered as an alternative to traditional terminals and a way to increase the efficiency and competitiveness of logistics processes. Innovative technologies used by KOTTA are revealed as a good example of innovative activity in this direction.

Key words: logistics activities; innovative approaches in container transportation; technology for transportation, handling and storage of bulk and bulk cargo.

 

Логистическая деятельность в настоящее время интенсивно развивается в связи с постоянными изменениями в части грузоперевозок, доставки различных типов товаров и организации процессов грузооборота как в рамках страны, так и зарубежом.

На сегодняшний день все большую актуальность получают вопросы расширения участия российского транспортного комплекса в международной транспортной инфраструктуре на равноправной основе за счет стабильного развития экспортного и транзитного потенциала товаров и услуг в рамках Евразийского пространства [3].

Для интенсивного и качественного развития транспортного комплекса в целом необходимо уделять как можно больше внимания инновационным механизмам в сфере транспортировок и хранения насыпных и навалочных грузов в частности.

В настоящее время государство и органы государственной власти должны поддерживать и инвестировать развитие инновационных технологий в секторе транспорта и грузоперевозок. Отметим, что особенностью инновационной деятельности является рисковый характер, который впоследствии может привести к отрицательным экономическим результатам в связи с не реализацией проекта или высокими показателями издержек. Внедрять инновационные разработки все равно выгодно, поскольку при удачной реализации улучшаются общая эффективность, финансово-экономические показатели стабилизируются, прибыльность проекта растет.

Инновационным направлением является контейнерные перевозки – их востребованность с каждым годом растет, что видно из статистических данных: объем грузопотока контейнеризированных грузов по всем видам транспорта в РФ по итогам 2020 года составил 9,38 млн TEU. Относительно 2019 года рост составил 3,7%. С 2015 года данный показатель увеличился на 64%, с 2010 – на 114,7% [2].

Контейнерные технологии заслуживают особого тщательного рассмотрения как альтернатива традиционным терминалам, поскольку они хорошо развиты на международных грузопотоках, техника доведена до совершенства на высококонкурентном рынке, уровень автоматизации логистических процессов высок и будет расти ещё. Контейнерные терминалы есть на всех направлениях российского экспорта, избыток мощностей существует и продлится достаточно долго. Скорость движения контейнерных поездов и их обработки на терминалах достаточно высока. Контейнерные технологии позволяют накапливать и обрабатывать большое количество разных грузов одновременно.

Особого внимания заслуживают проблемы подвижного состава, в частности вагоны-хопперы, которые  сложны в изготовлении и эксплуатации, износ при работе с агрессивными грузами выводит их из строя задолго до окончания назначенного срока службы, частые и недешевые ремонты увеличивают время оборота и размер потребного парка; полезная погонная нагрузка невысока из-за наклонных торцевых стенок, назначение которых – подвести груз к люкам расположенным между вагонными тележками и не допустить его налипания. Все эти предпосылки привели к пониманию необходимости развития инновационных подходов в контейнерных перевозках. Рассмотрим инновационные технологии, применяемые фирмой КОТТА как удачный пример инноваций в данном направлении.

  1. Создание нового типа контейнера для насыпных и навалочных грузов

На начало 2021 разработан совершенно новый тип контейнера. Контейнер  для навалочных грузов КОТТА, новый тип внесен в ГОСТ-Р 52524-2919 и стандартизирован по системе ISO. В ISO создана отдельная рабочая группа по этому типу контейнеров (с активным участием разработчиков KOTTA). Запатентован способ отпирания контейнера (протокол PCT и национальные патенты на территориях применения), изготовлены, прошли сертификационные испытания и одобрены РМРС по ISO/КБК контейнеры. В настоящее время выполняются пробные перевозки, вносятся изменения в конструкцию (с участием грузовладельцев, портов и РЖД).  ООО «КОТТА контейнер» совершенствуя свою технологию, нацелена на улучшение свойств контейнера, таких как грузоподъемность и прочность. В 2021 планируется начать производство серийных образцов на нескольких предприятиях (РФ и Китай).

Также следует отметить, что в рамках проекта предложена новая конструкция фитинговой платформы – укороченная и облегченная, с контейнером увеличенной грузоподъёмности (41 тн. брутто, 37 тн. нетто) позволяет улучшить показатели и для грузовладельца, и для РЖД. Положительными аспектами внедрения данного типа для клиентов будут: увеличение полезной погонной нагрузки и, соответственно, провозной способности линий при существующей пропускной,  сокращение времени начально-конечных операций,  увеличение скорости движения, сокращение потребного количества вагонного парка, снижение сроков оборота вагонов [1].

 

1лф

 

Рис.1. Опытная эксплуатация контейнеров КOTTA и спредера на маршруте
Соликамск-2-Автово

 

  1. Технология перевозки, перевалки и хранения насыпных и навалочных грузов

Предпосылками создания проекта стало то, что специализированные балкерные терминалы при высокой производительности и низкой стоимости обработки тонны груза имеют ряд недостатков, а именно: их недостаточно на сегодняшних и возможных завтрашних направлениях экспорта, а строительство новых затруднено временными и финансовыми затратами, более того балкерные терминалы занимают большую площадь и абсолютно не мобильны. Существенным недостатком таких терминалов являются трудности с перепрофилированием и низкой ликвидностью при смене/остановке потоков.  Узкоспециализированное оборудование является  относительно дорогим и при  этом не слишком надежным. Важно отметить, что при использовании специализированных балкерных терминалов ограничено количество видов материала для одновременной обработки, остается  много пересыпок, как следствие - деградация груза, потери, пыление. Более того, в этом случае медленно обрабатывают поезда, поскольку вагоны выгружаются последовательно с небогатыми возможностями для параллельных операций.

На сегодняшний день в России разработана, и, что особенно важно, запатентована и  внедряется инновационная технология  перевозки, хранения, перевалки насыпных и навалочных грузов, которая направлена на многоуровневое повышение эффективности этих процессов.

Принцип работы технологии основывается на возможности нижней выгрузки благодаря полноразмерным выгрузочным люкам в днище контейнера КОТТА. Отпирание, открытие, закрытие и запирание люков  (с контролем всех операций) выполняется спредером КОТТА. При этом, специализированный спредер может быть выполнен как адаптор к любому стандартному контейнерному спредеру или как самостоятельная машина для разных видов грузподъёмной техники. Важной особенностью является высокая скорость выгрузки (менее 10 секунд) и минимальные остатки груза (доли процента), отсутствует пыление.

Рассмотрим сравнение параметров хоппера, контейнера KOTTA и полувагона по основным характеристикам.

Таблица 1.

Сравнительный анализ провозной при неизменной пропускной способности вагонов ХОППЕР, полувагонов и  контейнеров KOTTA в процессе транспортировки насыпных и навалочных грузов [1]

Вид транспортировки

Длина по осям автосцепки (мм)

Количество вагонов  в поезде

Масса груза, тонн (в вагоне)

Масса груза, тонн (в поезде)

ХОППЕР

14,720

67

76

5,092

КОТТА

13,052

76

74

5,624

полувагон

13,920

71

75

5,325

 

В сравнении с вагоном ХОППЕР для РЖД произошло увеличение  на               + 10% по весу груза в поезде  и увеличение полезной погонной нагрузки. В свою очередь, в  сравнении с полувагоном - положительный эффект для РЖД составит + 7% по весу груза в поезде и также увеличение полезной погонной нагрузки.

Обобщая, отметим следующие важные особенности и перспективы внедрения данной технологии в Российской Федерации:

-перемещение в контейнеры тех грузов, которые ранее не были контейнезированы;

-снижение углеродного следа;

-возрастание полезной прогонной нагрузки и увеличение провозной способности;

– уменьшение количества задействованных поездов и, как следствие, снижение затрат организации;

– увеличение срока службы и затрат на ремонт контейнеров;

– снижение потерь качества груза и экологической обстановки;

– существенное снижение тарифов на осуществление грузоперевозок.

 

Библиографический список:

  1. Официальный сайт компании КОТТА - Электронный ресурс – Режим доступа: https://kotta-container.com/
  2. Официальный сайт компании Infraproject - Электронный ресурс – Режим доступа: http://infraproject.ru/
  3. Электронный ресурс – Режим доступа: https://espconf.ru/#translation

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021


Количество просмотров: 3555
теги:
06.01.2022 10:54 | log2021блог автора

Еще публикации: