Лю Чэньсин
аспирант каф. логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: vvt@unecon.ru
Features of maintaining a register of logistics risks of international supply chains
Liu Chensin
PhD student, department of logistics and supply chain management,
Saint-Petersburg state university of economics,
Saint-Petersburg, Russia
В статье аргументируется необходимость разработки комплексной концепции управления логистическими рисками в международных цепях поставок. Характеризуются направления достижения этой цели. Раскрываются особенности мониторинга логистических рисков в цепях поставок.
Ключевые слова: логистический риск; международные цепи поставок; надежность поставок; пандемия; реестр риска; устойчивое развитие
The article argues for the need to develop a comprehensive concept of logistics risk management in international supply chains. The directions of achieving this goal are characterized. The features of monitoring logistics risks in supply chains are revealed.
Key words: logistics risk; international supply chains; reliability of supply; pandemic; risk register; sustainable development.
Одним из последствий наступления пандемии, которые обусловливают необходимость трансформации управления международными цепями поставок МЦП), стало усиление интереса к менеджменту риска во множественных организационных логистических структурах. Хотя эта проблематика в той или иной степени в научных публикациях периодически рассматривается, общий подход к управлению логистическими рисками на предприятии и в цепях поставок до сих пор не выработан. Наиболее часто решение этой задачи соотносится с адаптацией теории технической надежности к проблемам менеджмента логистических рисков [4, 5]. Применение подобного подхода оправданно лишь частично: 1) несмотря на связь между риском и надежностью, существует зависимость между 1-й категорией и качеством, которая, как правило, не учитывается; 2) механический перенос положений теории технической надежности на управление цепями поставок невозможен; 3) репрезентативные данные, которые нужны для расчета структурной и функциональной надежности таких организаций, получить и тем более интерпретировать очень сложно ([3]). Представление о неопределенности в экономике в целом и условиях функционирования МЦП в частности, в том числе о разделении неопределенности на области на основе критерия измеримости постоянно меняется [6]. Отсутствие полноценной типологии торговых и логистических рисков только усугубляет эту ситуацию [1]. Свой вклад в это вносит и цифровизация управления МЦП, которая способствует появлению нового вида неопределенности (электронной). Это актуализирует, прежде всего, проблему систематизации логистических рисков в МЦП.
В качестве исходной модели для создания реестра логистических рисков МЦП целесообразно использовать инвариантную форму, которая приведена в [2]. Однако нужно учитывать, что представление в ней данных, характеризующих опасные события, последствия их наступления, степень связанных с ними рисков для предприятия и др., априори: 1) целеориентировано на строго последовательную обработку сведений в соответствие с очередностью их поступления (это не позволяет своевременно оценивать масштабы возможного распространения негативных последствий в цепях бизнес-процессов в хозяйственной деятельности предприятия и МЦП); 2) не предусматривает фиксации возможных предпосылок возникновения опасных событий и разграничения мест их возникновения (в частности, по функциональному или процессному признаку) и др. Выход из этой ситуации во многом связан с использованием для разработки реестра логистических рисков МЦП теории нечетких множеств [7, 10].
Организация управления логистическими рисками в МЦП на основе системного принципа предполагает: 1) закрепление на корпоративном уровне за риск-ориентированным подходом статуса императива; 2) отдельное выделение этой функции в логистическом менеджменте; 3) предоставление подразделению, ответственному за ее исполнение, широких полномочий, позволяющих оперативно осуществлять сквозное управление логистическими рисками в снабженческо-сбытовой (закупки/продажи) деятельности, т.е. в цепях поставок. В рамках реализации этой функции требуется задействовать механизмы управления рисками, обеспечения безопасности цепей поставок, их устойчивого развития и поддержания непрерывности операционной логистической деятельности в этих структурах на основе, прежде всего, стандартов ISO. В число приоритетов этого вида менеджмента в цепях поставок должно входить: 1) обоснование политики (стратегии) управления логистическими рисками, учитывающей: а) особенности ее комплексной реализации в общей системе договоров поставок; б) ограничения в выработке исчерпывающего перечня мер вмешательства (альтернативных координационных сигналов) в логистические взаимодействия с контрагентами; в) специфику рыночной субординации в МЦП; г) особенности институционального регулирования логистических процессов в разных государствах ([8]); д) страновые различия в предметном содержании логистических учетно-договорных единиц; 2) идентификация и классификация причин возникновения межфункциональных и межорганизационных логистических конфликтов (в том числе между предприятиями разной страновой принадлежности), и обоснование альтернативных способов их оперативного урегулирования; 3) формирование структурированного информационного массива больших данных (в том числе реестров рисков), характеризующих: а) признаки логистических рисков (на уровне функциональных областей логистики и менеджмента в цепях поставок различного вида); б) критерии их оценки; в) приемлемые значения этих рисков; г) взаимосвязи между ними; д) причинно-следственные цепочки проявления негативных последствий после наступления логистических рисков; е) глубина и скорость проникновения этих последствий в международных цепях поставок; 4) прогнозирование изменений в логистической природе рисков и расширения их спектра в условиях тотальной цифровизации управления МЦП; 5) разделение ответственности за управление логистическими рисками между формализованными способами (в частности, на контрактной основе) и приемами поддержания динамического равновесия в МЦП путем проведения переговоров в различных форматах общения ([9]); 6) адаптация системы логистического контроллинга с целью раннего обнаружения критических для функционирования МЦП рискообразующих факторов; 7) превентивная визуализация возникновения объективных предпосылок для наступления, прежде всего, неприемлемых логистических событий; 8) формирование «цифрового двойника» для менеджмента логистических рисков в МЦП и др.
Библиографический список:
1. Боровкова, В. А. Управление рисками в торговле/ В.А. Боровкова - СПб.: Питер, 2004. - 288 с.
2. ГОСТ Р 51901.22-2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения.
3. Гриффин, Э. Управление репутационными рисками: Стратегический подход / Э. Гриффин; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 237 с.
4. Клейнер, Г.Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Г.Б. Клейнер, B.Л. Тамбовцев, P.M. Качалов; под общ. ред. С.А. Панова. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997. - 288 с.
5. Надежность и эффективность в технике: Справочник: В 10 т. / Ред. совет: В.С. Авдуевский (пред.) и др. - М.: Машиностроение, 1986. - Т.1: Методология. Организация. Терминология/Под ред. А.И. Рембезы. - 224 с.
6. Найт, Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Пер. с англ./ Ф.Х. Найт. - М.: Дело, 2003. - 360 с.
7. Ткач В.В. Логистические приоритеты управления снабженческо-сбытовой деятельностью/ В.В. Ткач, А.Н. Клунко// Аудит и финансовый анализ. – 2016. - №6. – С.295-298.
8. Ткач, В.В. Детерминанты государственного регулирования цепей поставок с участием торговых посредников в РФ И КНР/ В.В. Ткач, Ц. Ню, // ФЭС: Финансы, экономика, стратегия. 2020. – Т.17. – №11. – С.34-42.
9. Ткач, В.В. Управление цепями поставок: обеспечение динамического равновесия путем переговоров/ В.В. Ткач// Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). – 2013. - №4. – С.96-98.
10. Шеффи, Й. Жизнестойкое предприятие: как повысить надежность цепочки поставок и сохранить конкурентное преимущество / Й. Шеффи; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 301 с.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021