Лю Цзяцзя
аспирант каф. логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: vvt@unecon.ru
Analytical assessment of logistics trends in the liquefied gas markets
Liu Jiajia
PhD student, department of logistics and supply chain management,
Saint-Petersburg state university of economics,
Saint-Petersburg, Russia
В статье характеризуются рынки сжиженного газа в мире и России. Рассматриваются особенности функционального использования сжиженных газов (природного и углеводородного). Устанавливаются и раскрываются отличительные аспекты логистических тенденций на этом товарном рынке.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, двигатель, логистика, рынок, сжиженный газ, цепи поставок.
The article describes the markets of liquefied gas in the world and Russia. The article considers the features of the functional use of liquefied gases (natural and hydrocarbon). The distinctive aspects of logistics trends in this commodity market are identified and revealed.
Key words: road transport, engine, logistics, market, liquefied gas, supply chain.
Рынки сжиженного газа (СГ), включая сжиженный природный и углеводородный (СПГ и СУГ) обладают значительным потенциалом. Динамика изменений объемов мировой торговли СПГ (он доминирует в структуре поставок СГ) является положительной (рис.1). РФ в 2019 году среди стран-экспортеров СПГ заняла 4-е место (после США). В этот период ее рыночная доля составила около 10%. Среди стран-потребителей СПГ в 2019 году первые два места, соответственно, занимали Япония и с некоторым отрывом КНР. Расчетные цены на СПГ находятся в достаточно узком диапазоне. Однако для КНР они являются наиболее высокими. Ожидается, что темпы возрастания мировой торговли СПГ, начиная с 2020 года, будут снижаться [9]. Хотя общая тенденция увеличения объемов продаж СПГ будет сохраняться. Предпосылки для этого создают планы ряда стран нарастить темпы строительства заводов по производству СПГ, в том числе плавучих платформ. Целесообразно отметить, что аналогичные планы есть и у РФ (до 2030 года в эксплуатацию должны быть введены 35 таких объектов, причем около 25% из них в Арктике).
Рисунок 1 – Характеристика мировой торговли СГ [9]
На внутреннем рынке СГ РФ СУГ и СПГ не являются субститутами. Они могут использоваться по одному функциональному назначению, например, в качестве моторного топлива. Однако цена на 1-ый из них почти в 4 раза больше, чем на 2-й. Существует еще факторы, которые нужно принимать во внимание. Для хранения СПГ необходимо криогенное оборудование, которое является более сложным и габаритным, чем для СУГ. Это обстоятельство предопределяет использование СПГ для автотранспортных средств с высокой грузоподъемностью. Благодаря НТП это ограничение сегодня практически снято. Однако отмеченная нами ситуация сохраняется (рис.2). Хотя грузовые автомобили (грузоподъемностью <3,5 т) активно переоборудуются под СПГ (рис.3). Здесь отметить следующее. Автозаправки СПГ монтируются в транспортных парках. Стационарные хранилища СПГ не используются (задействуются специальные автоцистерны, которые заправляются на заводе по производству СПГ). В РФ существует только 1 криогенная газозаправочная станция (за рубежом активно строятся их сети) [4]. СУГ наиболее часто используется в качестве топлива для бензиновых двигателей, а СПГ для дизельных (двухтопливных). Кроме того, переход на СГ требует установки спецоборудования, что несколько меняет облик автотранспортного средства. Сети автозаправки СУГ развиваются достаточно динамично (рис.4). Однако число их объектов в 2 и более раза меньше количества многотопливных автозаправочных станций.
Рисунок 2 – Динамика перевода автотранспортных средств на СПГ в РФ [4]
Рисунок 3 – Динамика перевода грузовых автомобилей категории №1 на СПГ в РФ [4]
Рисунок 4 – Динамика изменения количества автомобильных газозаправочных станций в РФ [4]
Потребление газообразного топлива в РФ постоянно возрастает. В нефтяном эквиваленте оно превышает потребление угля и т.п. почти в 5 раз [6, с.386]. Согласно [3] примерно четверть населенных пунктов и промышленных объектов в РФ не имеют доступа к газопроводам, по которым перекачивается природный газ, поэтому они выступают потребителями СУГ. Спрос на оптовые поставки СУГ для производственных нужд (в качестве сырья) в РФ формируют 4 группы предприятий, в число которых, в частности входит ПАО «Лукойл». СУГ производят почти 20 групп предприятий (вертикально-интегрированных компаний), которые дислоцированы в ЦФО, СФО и ДФО РФ. Доставка СУГ, как правило, осуществляется железнодорожным транспортом. Коммунально-бытовые нужды удовлетворяются 3 марками СУГ, поэтому его отгрузка потребителям на практике не связывается только с одной из них. Продажи СУГ все больше ведутся через электронные торговые площадки, в том числе корпоративные. В качестве основной закупочной процедуры выступает обратный аукцион. Задействуются и прямые каналы сбыта, ориентированные на корпоративных потребителей и уполномоченных газораспределительных сетей (УГРО). 2-е закупают СУГ для коммунально-бытовых нужд населения. Прямые продажи СУГ планируются, как правило, в пределах, соответственно, 25% и 10%, от общего объема его производства [5]. Квалификационные требования к корпоративным покупателям СУГ, не учитывая необходимости предоставления ими копий документов на право ведения деятельности, подлежащей лицензированию (в частности, погрузочно-разгрузочной, связанной с опасными грузами), в целом являются стандартными. Прямые договора с такими потребителями характеризует рис.5.
Рисунок 5 – Инвариантные особенности заключения прямых договоров на поставку СУГ корпоративным потребителям [5]
Рынок СУГ в РФ классифицируется как олигополистический. Это обусловлено следующими факторами: 1) производство СУГ является капиталоемким; 2) чтобы обеспечить его экономическую целесообразность, требуется производить СУГ в достаточно больших масштабах; 3) длительность окупаемости инвестиций, в том числе в развитие логистических систем добычи и производства СУГ очень велика; 4) существует ряд институциональных ограничений, которые препятствуют выходу на рынок СУГ малых предприятий (например, строительство заводов по выпуску СУГ предполагает отведение обширных земельных участков; существуют ограничения по производству СУГ); 5) наличие строгих экологических требований, которые постоянно ужесточаются (например, они заключаются в снижении объемов сжигания нефтяного попутного газа) (рис.6, 7).
Рисунок 6 – Альтернативные способы производства СУГ
Рисунок 7 – Динамика изменений объемов сжигаемого нефтяного попутного газа
в РФ [6, с.385]
Выполненное исследование современного состояния рынка СГ в мире и РФ позволяет сделать следующие выводы. Спрос на СГ (СПГ и СУГ) демонстрирует постоянный рост несмотря на пандемию. Это означает, что международные/ национальные, в том числе российские цепи поставок СГ в отличие от многих аналогичных товаропроводящих структур, посредством которых осуществляется движение материальных потоков иной вещественной природы (например, потребительских товаров), свою устойчивость сохранили. Однако развитие, в частности, в РФ, получают, прежде всего, международные цепи поставок СПГ. Перевозка СПГ главным образом осуществляется морским транспортом, а СУГ – преимущественно железнодорожным. Примерно половина объемов СУГ, который производится в РФ, приходится на ее внутренний рынок. Режим функционирования цепей поставок СУГ во многом подвержен влиянию геополитических факторов. Например, он зависит от политики стран ОПЕК в отношении добычи нефти. Когда она предусматривает ее сокращение, то объемы СУГ, так как он производится из нефтяного попутного газа, автоматически снижаются. Вместе с тем существуют резервы для изменения этой ситуации в положительную сторону. Они заключаются в повышении эффективности его отбора на нефтяных месторождениях. Чтобы их задействовать, требуется не только переходить на инновационные технологии добычи, но и формировать новые цепи поставок, в том числе в целях материально-технического снабжения этих месторождений. Масштабный перевод автомобильных двигателей (бензиновых и дизельных) в РФ на СУГ и СПГ в свою очередь стимулирует развитие логистических систем их распределения в городских агломерациях, в том числе сетей специализированных автозаправочных станций. Этот фактор актуализирует проектирование последних на основе логистического подхода. В качестве одного из инструментов обоснования инвестиционного замысла достижения этой цели целесообразно использовать матричные модели, предложенные в [2, 10]. Отдельное внимание в рамках этого процесса нужно уделять проблеме обеспечения безопасности цепей поставок СУГ в целом и управлению в них логистическими рисками в частности [1, 7]. Крайне важно сформировать интегральное представление о вероятных сценариях и темпах перехода на использование в качестве моторного топлива сжиженного газа. Кроме того, требуется обосновать конкурентный уровень логистического сервиса, предоставляемого конечным потребителям этого газа.
Библиографический список:
1. Григорьев, М.Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для бакалавров / М.Н. Григорьев, В.В. Ткач, С.А. Уваров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 490 с.
2. Основы логистики: Учебник для вузов / Под ред. В. Щербакова. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.
3. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на оптовых рынках сжиженных углеводородных газов за 2019 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fas.gov.ru.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru.
5. Официальный сайт ООО «Газпром газонефтепродукт холдинг». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gnpholding.gazprom.ru.
6. Российский статистический ежегодник. 2020: Стат. сб. - М.: Росстат, 2020. – 700 с.
7. Ткач, В.В. Логистическая политика обеспечения непрерывности коммерческой деятельности// Логистика – евразийский мост: мат-лы XV Международ. науч.-практ. конф. (27 апреля – 02 июля 2020 г.) Красноярск, Енисейск)/ В.В. Ткач. – Красноярск: КрасГАУ, 2020. –– 530 с. – С.178-181.
8. Транспорт в России. 2020: Стат. сб. – М.: Росстат, 2020. – 108 с.
9. Lng-industry-worldwide. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.statista.com.
10. Tkach V. The use of the matrix diagram as a tool for the analysis of effectiveness of supply chain// Log-Forum. – 2010. – V.6. - №2. - P.25-30.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021