Лю Сыцзя
аспирант
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: 980573288@qq.com
Научный руководитель – Гвилия Наталья Алексеевна
к.э.н., доцент кафедры логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: natagvi@mail.ru
Crowdsourcing supply chain in textile industry
Liu Sijia
graduate student
The St. Petersburg State University of Economics
Saint-Petersburg, Russia
Scientific supervisor – Gviliya Natalia Alekseevna
Candidate of economics, Associate Professor
Department of Logistics and supply chain management department
The St. Petersburg State University of Economics
Saint-Petersburg, Russia
Необходимость развития клиентоориентированного подхода и требование к применению инновационных материалов в текстильной промышленности способствуют развитию тенденции регулярного обращения производителей к внешним ресурсам с целью повышения эффективности научных разработок и дизайна текстильных продуктов с помощью краудсорсинговой инициативы. В статье представлена новая структура краудсорсинговой цепи поставок для текстильной промышленности с учетом внедренных процессов управления краудсорсинговым участком цепи.
Ключевые слова: краудсорсинг, краудсорсинг в цепях поставок, текстильная промышленность
Need of customer-oriented approach development and the requirement for the use of innovative materials in the textile industry contributes to the development of regular access to external resources to improve the efficiency of scientific development and design of textile products through a crowdsourcing initiative. The article presents a new structure of the crowdsourcing supply chain for the textile industry, taking into account the implemented management processes of the crowdsourcing part of the supply chain.
Key words: crowdsourcing, crowdsourcing supply chain, textile industry
Продуктовые инновации и оптимизация цепей поставок на сегодняшний день являются главными приоритетами бизнеса текстильной промышленности и является ключевым вопросом академических исследований. В настоящее время стало очевидно, что потребители предпочитают товары, разработанные под их потребности и с их участием. Это легло в основу клиентоориентированной логистики отрасли и побудило предприятия заниматься инновационной деятельностью. Между тем жесткая конкуренция на рынке требует от производителей быстрой реакции на рыночный спрос с разумной ценой и без потери в скорости информационных и материальных потоков.
С одной стороны, у крупнейших корпораций отрасли достаточное количество ресурсов для разработки инновационных технологий. С другой стороны, большинство представителей отрасли являются малыми и средними предприятиями и, как правило, не имеют достаточного капитала и человеческих ресурсов для точного удовлетворения потребностей современных клиентов. Поэтому предприятия отрасли внедряют внешние интеллектуальные ресурсы и таланты в дополнение к своему внутреннему инновационному потенциалу и тем самым повышают эффективность разработки новых продуктов. Таким образом, в отрасли появляется новый акцент на краудсорсинг с целью предложения инновационных решений как в разработке продуктов, так и в решениях дизайна цепей поставок.
Термин «краудсорсинг», введенный Джеффом Хау в 2006 году, относится к деятельности организации, берущей на себя определенную задачу, выполнявшуюся штатными сотрудниками компаниями или аутсорсинговой компанией, а теперь обращающейся за помощью в решении к онлайн-участникам посредством открытого запроса через цифровую платформу. Она несет в себе возможность изменить традиционные бизнес-модели с помощью инновационных идей, позволив расширить границы организации, чтобы в полной мере извлечь выгоду из решений внешних источников. Эта модель стала стратегическим шагом обострения конкурентных преимуществ организации в различных секторах экономики, в том числе в текстильной промышленности. Платформа предлагает организациям получать инновационные решения от массового количества добровольных онлайн-экспертов, которые могут предоставить фирмам новые идеи и более ценные мысли активным и эффективным способом, чем то, что может быть сделано экспертами компании. Что самое важное, краудсорсинг позволяет малым и средним предприятиям генерировать дополнительные компетенции, которые, как правило, не могут быть получены или приобретены из-за отсутствия высококачественных человеческих ресурсов или инвестиций, что дает им потенциальные шансы конкурировать с крупными компаниями, а также осваивать новые рынки.
Хотя краудсорсинг привлек внимание многих промышленных компаний, все же опубликованные результаты научных исследований довольно ограничены. Работы по краудсорсингу в промышленности в основном фокусируется на НИОКР или инновациях, касающихся мотивации и политики их стимулирования. Для текстильной промышленности краудсорсинг как инновация – это эффективный способ получения новой идеи дизайна продукта от внешних партнеров или от потребителей. Кроме того, с точки зрения краудсорсинга были оценены его возможности в масштабах всей страны путем сравнения производственного сектора текстильной промышленности Китая и сектора услуг Индии, подразумевая, что Китай имеет больше преимуществ перед Индией в реализации краудсорсинга [7]. Это, главным образом в результате того, что Китай, как производственный центр мирового класса, полностью управляет всей цепью поставок, в то время как Индия просто охватывает ограниченные ее уровни [4].
Несмотря на ограниченность исследований внедрения краудсорсинговых платформ в цепи поставок, сегодня интерес к открытой логистике и внедрение процессов шеринг-экономики подтверждается вниманием ученых к данному вопросу и развитием практики краудсорсинга крупными корпорациями. Система предполагает, чтобы цифровая платформа краудсорсинга давала кругу лиц, привлекаемых к проекту, определенный контроль над материальным и информационным потоком наряду с производителями и помогала им принимать коллективные логистические решения. Управление бизнес-связями между компанией, запрашивающей решение инновационной производственной деятельности и лицами, участвующими в решении данного вопроса, осуществляться через либо через организованные цифровые платформы, которые позволяют своим членам, как потребителям, так и производителям, проектировать и управлять звеньями цепь поставок. В таких инициативах платформа берет на себя посредническую роль в дополнение к предоставлению информации о проекте [1]. Несмотря на возможности финансовых ресурсов крупнейших корпораций в создании инноваций собственными силами [2], открытая логистика позволяет им оптимизировать процессы решения задач. Так, через краудсорсинговую платформу InnoCentive крупнейшие корпорации Procter&Gamble, BASF и DuPont, продукция которой используется в том числе в текстильной промышленности [6]. Краудсорсинг позволяет снизить издержки и придать динамику исследовательской работе, как результат, вытесняются дорогостоящие аутсорсинговые услуги и собственные разработки [3].
Хотя применение краудсорсинга имеет мощный потенциал и растущую практику, тем не менее реализация краудсорсинга относительно сложна и вызывает соответствующие проблемы. Во-первых, чтобы подчеркнуть конкретные предпочтения потребителей и персонализированный выбор, краудсорсеры более склонны предлагать решения с относительно высокой стоимостью производства, которые недоступны как для производителей, так и для потребителей, что приводит к неэффективности краудсорсинга. Во-вторых, предприятия ввиду ограниченности ресурсов с большей вероятностью будут рассматривать краудсорсинг как отдельную эффективную инициативу, не уделяя должного внимания интеграции краудсорсинговых процессов взаимосвязи в другие процессы цепи поставок, что приведет к неспособности быстро реагировать на рыночный спрос. В-третьих, эффективное стимулирование краудсорсеров является ключевым вопросом для содействия устойчивому, долгосрочному взаимовыгодному развитию.
Рисунок 1. Интеграция краудсорсинговой платформы в цепь поставок предприятий текстильной промышленности
Анализируя эти особенности, автор разработал структуру цепи поставок, в которой краудсорсинг интегрируется в традиционную систему цепочки поставок текстильной промышленности - краудсорсинговую цепь поставок. Основываясь на этой структуре, рисунок 1 представляет базовую модель заказа системы, где ритейлер заказывает у производителя одежды, который интегрирует в свою деятельность в области разработки дизайна процессы взаимодействия с онлайн-платформой краудсорсинга.
Предполагается, что участок краудсорсинговой цепь поставок типа I состоит из розничного продавца, производителя одежды и краудсорсинговых дизайнеров, подключенных к краудсорсинговой платформе [5]. Цепь поставок обслуживает потребителей потовыми товарами из текстиля, однако производитель одежды не обладает собственными возможностями дизайна одежды (либо они ограничены); он должен использовать краудсорсинг для удовлетворения индивидуальных потребностей потребителя.
В таком случае процедура управления участком краудсорсинговой цепочкой поставок включает этапы:
- производитель одежды собирает информацию с обратной связью от нижестоящего розничного продавца и потребителей, обрабатывая совокупные требования.
- производитель одежды предъявляет разумные требования к краудсорсинговой платформе, требуя дизайнерских решений от онлайн-краудсорсинговых дизайнеров.
- производитель одежды сотрудничает с ритейлером, выбирая лучший дизайн из всех представленных решений с учетом ожидаемого уровня прибыли и риска.
- лучший дизайн вводится в производство, а краудсорсинговый дизайнер, предоставляющий лучшее решение, вознаграждается в соответствии с предварительным объявлением.
Второй вариант интеграции краудсорсинговой платформы (тип II) в цепь поставок – запрос на разработку технологий для производства сырья для производства текстиля. Ввиду экспоненциального роста использования синтетических материалов в производстве текстиля, краудсорсинг цепи поставок типа II выходит за рамки отрасли текстильной промышленности, являясь решением новых технологических разработок химической промышленности. Как отмечалось выше, химическая корпорация DuPont привлекает ученых для разработки технологических материалов, используемых в текстильной промышленности.
Краудсорсинговая цепочка поставок отличается от классической цепи поставок предприятия текстильной промышленности. Это ориентированная на шеринговые цифровые платформы, современные инновационные разработки в материалах, технологиях и дизайне и ориентированная на потребителя цепь поставок. Поэтому динамический выбор лучшего материала, технологии и дизайнера, отвечающего различным требованиям потребителей по различным коллекциям продукции, является ключевым вопросом. Таким образом, актуальность этой статьи подтверждается следующими разработками: во-первых, представлен вклад в создание новой структуры краудсорсинговой цепочки поставок. Краудсорсинговый дизайн и краудсорсинговая технология материала встроены в систему цепочки поставок. Предприятия текстильной промышленности используют краудсорсинговые цепочки поставок в качестве важной бизнес-стратегии для реализации НИОКР или проектной деятельности, тем самым снижая риск потери заказов. Во-вторых, расширяются некоторые знания в области управления цепочками поставок текстильной промышленности. В модели системы краудсорсинговых цепочек поставок одновременно учитываются два важных признака – онлайн-разработка, онлайн-дизайн, офлайн-производство и распределение.
Библиографический список:
- Гвилия Н.А. Модели организации логистики корпораций в шеринг-экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2020. - №2 (122). - С. 152–157.
- Гвилия Н.А. Логистические инновации корпораций шинной промышленности в условиях экономической нестабильности// Аудит и финансовый анализ, 2015. - № 5. с. 306–308
- Егерев С. В., Захарова С. А. Краудсорсинг в науке // Альманах «Наука. Инновации. Образование» / Российский научно-исследовательский ин-т экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП). — Языки славянской культуры, 2013. — № 14. — С. 175—186.
- Лю Сыцзя. Глобальные цепи поставок как государственная стратегия Китая//Логистика и управление цепями поставок: сборник науч. трудов. Вып. 4 (17)) / под ред. В.В. Щербакова, Е.А. Смирновой. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020
- Щербаков В.В. Логистика и управление цепями поставок: учебник/[В. В. Щербаков и др.]. - Москва: Юрайт, 2020. - 581 с.
- Джефф Хау. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса = Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 288 с.
- Perera and P. A. Perera, Developments and leanings ofмcrowdsourcing industry: Implications of China and India, Industrial and Commercial Training, vol. 46, no. 2, pp. 92–99, 2014.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021