Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 19:11:44
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Концепция усиленной логистики в сфере АПК региона

Лукиных Валерий Фёдорович

д.э.н., профессор, зав. кафедрой

Логистики и маркетинга в АПК

 Красноярский государственный университет,

г. Красноярск, Россия

E-mail: somcl@mail.ru

Чишич Драган

доктор наук, профессор,

Университет Риеки

г. Риека, Хорватия

E-mail: dragan@pfri.hr

Энтони Алфонз Дениз

доктор наук, вице-президент

Европейской логистической ассоциации,

Будапештский университет Метрополитэн

г. Будапешт, Венгрия

E-mail: aantoni@t-online.hu

 

Concept of the enhanced logistics in  agro-industrial complex of the region

Lukinykh Valery Fedorovich

Doctor of Economics, Professor, Head of

Logistics and marketing in AIC Department

 Krasnoyarsk State Agrarian University,

Krasnoyarsk, Russia

iši Dragan

Doctor of Science, Professor,

University of Rijeka

Rijeka, Croatia

Antoni Alfonz Denis

Doctor of Science, Vice President

European Logistics Association,

Budapest Metropolitan University,

Budapest, Hungary

 

Концепцию логистики в рыночной экономике можно определить как совокупность организационно-технических и социально-экономических отношений между участниками создания агропромышленной продукции, как элементами логистической системы. Для достижения поставленных целей все элементы логистической системы должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы. В статье представлен новый подход к созданию такой логистической системы в АПК региона.

Ключевые слова: логистика, физический интернет, цепи поставок, интеграция, виртуальность.

 

The concept of logistics in a market economy can be defined as a set of organizational, technical and socio-economic relations between participants in the creation of agro-industrial products, as elements of the logistics system.  In order to achieve their objectives, all elements of the logistics system must be interconnected and interdependent. The article presents a new approach to the creation of such a logistics system in the agro-industrial complex of the region.

Key words: logistics, physical internet, supply chains, integration, virtuality

 

Известно, что целями государственной программы развития АПК являются: повышение ценовой конкурентоспособности и увеличение объемов реализации продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, производимой в крае, и обеспечение продовольственной безопасности региона; развитие логистической инфраструктуры сельских территорий, рост занятости и уровня жизни сельского населения;

Для достижения этих целей необходимо решение следующих основных задач:

  • обеспечение роста рентабельности, повышение ценовой конкурентоспособности  и увеличение реализации продукции растениеводства, животноводства  и продуктов ее переработки;
  • поддержка и дальнейшее развитие кооперации малых форм хозяйствования на селе - крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, кооперативов по переработке сельхозпродукции, сельхозпредприятий и с оптово-распределительными центрами первого уровня (сельскими и районными) для повышения уровня доходов сельского населения;
  • повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса и финансовой устойчивости субъектов логистической сети агропромышленного комплекса;
  • повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края за счет   технологической модернизации процессов снабжения, производства, распределения, хранения, транспортирования и сбыта;
  • укрепление кадрового потенциала агропромышленного комплекса края, способного обеспечить эффективное функционирование объектов логистической сети в современных условиях;
  • обеспечение эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в процессах товародвижения логистической сети Красноярского края, повышение эффективности бюджетных расходов.

Динамика развития АПК до 2025 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой стороны, меры по росту эффективности товародвижения и увеличению объемов реализации продукции в логистической сети Красноярского края, с третьей стороны - сложившаяся экономическая и внешнеполитическая ситуация.

В прогнозный период наметятся следующие принципиальные и значимые  тенденции:

  • комплексный подход (учет стратегии развития края, определение глубины переработки сельскохозяйственного сырья, ориентир на основные тенденции рынка);
  • учет местной специфики (объемы и ритмичность товарных потоков между районами Красноярского края, экономически обоснованное транспортное плечо);
  • государственно-частное партнерство, рационализация государственного заказа
  • усиление рыночных позиций местных сельхозтоваропроизводителей и местной пищевой промышленности – конкуренция с импортной продукцией;
  • повышение продовольственной безопасности   и влияние на размеры цен
  • применение новых технологий в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала,  повышения безопасности пищевых продуктов и влияние на размеры цен реализации.

Это связано с тем, что процесс интеграции предприятий АПК региона в логистические цепи поставок может дать возможность получения положительного синергетического эффекта на базе скоординированной деятельности участников кооперационных формирований.

При данном подходе агропромышленное интегрированное формирование рассматривается как логистическая система – открытая, целостная, социально-экономическая система, основные элементы которой должны быть взаимозависимы и взаимообусловлены необходимостью развития.

Концепцию логистики в рыночной экономике можно определить как совокупность организационно-технических и социально-экономических отношений между участниками создания агропромышленной продукции, как элементами логистической системы.   Для достижения поставленных целей все элементы логистической системы должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы.

Представим новый подход к созданию   логистической системы в АПК региона в концепции усиленной логистики.

Как правило, основные логистические элементы, такие как транспортные средства, склады, запасы или товары, существуют в реальном мире, но фундаментальной логистической потребностью является доступность актива, когда он необходим. Физические характеристики и право собственности на активы или товары являются несущественными, если необходимые активы или товары доступны, когда они востребованы. Это означает, что когда нужен грузовик для перевозки грузов, то неважно, как выглядит грузовик и кто его владелец, так как основным спросом является перевозка.

Усиленная логистика - это согласие на отделение физических ресурсов от процессов и операций и одновременное отделение информационных действий от физического распределения. Физический актив, например, транспортное средство, рассматривается как товар, не имеющий отношения к его источнику, марке или владельцу. Это может быть сделано с использованием общего доступа к информации о логистических ресурсах, а также путем интеграции запасов, транспорта и производства с целью контроля и поддержания доступности продукции. Это не только устраняет многочисленные эксплуатационные ограничения, но и позволяет более эффективно проектировать логистические системы.

Усиленная логистика основана на виртуальности в логистике и это ранее  обсуждалось в работах (Crowley, 1998; Dai, 2001) и (Cisic, Mohovi, & Peri, 2006) [1,2,3].

Целостная интеграция и трансформация существующих элементов и концепций с новыми услугами, технологиями, бизнес-моделями и стандартами является основной задачей предлагаемой исследовательской структуры. Кроме того, гармонизация логистических систем и логистических ресурсов должна быть интегрирована в физический интернет, с тем чтобы обеспечить больший потенциал для обращения с ними как с товарами и использования общих ресурсов.

Координация логистики, транспорта, инфраструктуры и сетей снабжения направлена на перемещение, хранение, поставку и использование физических объектов   таким образом, чтобы они были экономически, экологически и социально эффективными, безопасными и устойчивыми. Эта система будет основана на физической, цифровой и операционной взаимосвязанности, обеспечиваемой посредством модульности, а также стандартизации интерфейсов.

Полная реализация концепции физического интернета означает, что логистические активы и услуги перестают быть дифференцирующим фактором, поскольку они полностью стандартизированы, интегрированы и совместно используются на глобальном уровне. Иными словами, сети снабжения станут товаром, доступным любому отправителю и получателю.

Кроме того, усиленная логистическая концепция добавит виртуальность к активам, дифференцируя информационные, физические и имущественные характеристики, что позволит полностью виртуализировать активы. В этом окончательном сценарии конкуренция больше не будет основываться на собственных и индивидуально оптимизированных цепях поставок. Более высокие логистические функции, такие как планирование сети на основе спроса, послепродажное обслуживание и расширенное распределение запасов, будут стимулировать конкуренцию между лидерами цепи поставок.

Структурная концепция разделена на три части: усиленная логистика, физический интернет, а затем интеграция усиленной логистики и физического интернета, как показано на рисунке 1.

27

 

 Рис.1.Концепция усиленной логистики [4]

 

Как правило, основное предположение в логистике состоит в том, что активы, запасы или транспортные средства, например, должны существовать материально и быть различимы как отдельные объекты, подлежащие использованию. Тем не менее, важно то, что актив доступен, когда это необходимо, а его местоположение, владение и демонстрация имеют меньшее значение.

Виртуализация ресурсов и активов позволит отделить доступность от физической формы и соответственно разделить информационные и физические характеристики. Это обеспечивает исключительную гибкость в использовании активов, а также в проектировании систем. Благодаря интернету и особенно физическому интернету виртуализация ресурсов может создать много новых эффективных потенциалов в проектировании логистических систем, а также возможности для значительного повышения эффективности.

 Концепция физического интернета предполагает новый подход к перемещению товаров к клиентам по всей логистической сети и цепи поставок. Этот принцип предполагает транспортировку грузов от узла к узлу до достижения конечного пункта назначения.

Мы предлагаем здесь основу для интеграции принципов усиленной логистики и физического интернета. Усиленная логистика основана на концепции виртуальности, добавленной к основным принципам логистики, путем разделения информационных и физических частей операций цепи поставок. Это предположение устраняет многочисленные операционные ограничения и позволяет более эффективно использовать общие ресурсы даже при сохранении преимуществ однопользовательского управления.

Можно сказать, что реализация парадигмы  усиленной логистики  будет возможна за счет виртуализации ресурсов, интеллектуализации объектов и новых бизнес-моделей, ускорения развития физического интернета за счет создания базовой информационной инфраструктуры и разработки программных продуктов, включая системы маршрутизации и поддержки принятия решений. Координация и сотрудничество в сети поставок является основным принципом  в рамках этой системы.

Цепи поставок дифференцируются на глобальные (мировые), региональные и локальные для создания цифрового двойника всей системы в совместной экосистеме. Эта структура будет использоваться для развития возможностей, необходимых для реализации ключевых концепций, создания различных сценариев развития логистики, использования потенциала анализа данных, повышения безопасности грузов и данных, создания самоорганизующихся логистических активов и обеспечения горизонтальной и вертикальной интеграции.

Инструментом реализации этой концепции в сфере АПК региона является сеть  скоординированных логистических центров на территории региона.

Библиографический список:

1.Cisic, D., Mohovi, R., & Peri, J. (2006). Virtual logistic warehousing. Paper presented at the MIPRO 2006 - 29th International Convention Proceedings: Digital Economy - 3rd ALADIN, Information Systems Security and Business Intelligence Systems.

2. Clarke, M. P. (1998). Virtual logistics: An introduction and overview of the concepts. International Journal of Physical Distribution & Logistics Management, 28(7), 486-507. doi:10.1108/09600039810247461

3. Crowley, J. A. (1998). Virtual logistics: Transport in the marketspace. International Journal of Physical Distribution & Logistics Management, 28(7), 547-574. doi:10.1108/09600039810247470

4. Д.Чишич, А.Д.Энтони, В.Ф.Лукиных, Ю.В.Лукиных Концепция интеграции усиленной логистики и физического интернета. Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ, вып.2(16), 2020.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021


Количество просмотров: 3229
теги:
06.01.2022 10:04 | log2021блог автора

Еще публикации: