Регион: Выбрать регион
Сейчас: 18 мая 9:35:39
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Полимодальная логистика перевозок нефтегрузов в цистернах по рельсам и по морю

Куренков Пётр Владимирович

д.э.н., профессор

 Российский университет транспорта (МИИТ),

г. Москва, Россия

E-mail: petrkurenkov@mail.ru

Чеботарёва Евгения Андреевна

к.т.н.., доцент

Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС)

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: abrosimova@yandex.ru

Солоп Ирина Андреевна

к.т.н., доцент

Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС)

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: bhbirf1122@yandex.ru

 

Polymodal logistics of oil cargo transportation in tanks  on rails and by sea

Kurenkov Pyotr Vladimirovich

Doctor of economics, professor,

Russian University of transport(MIIT),

Moscow, Russia

Chebotareva Evgeniya Andreevna

Ph.D., associate professor

Rostov State Transport University (RSTU)

Rostov-on-Don, Russia

Solop Irina Andreevna

Ph.D., associate professor

Rostov State Transport University (RSTU)

Rostov-on-Don, Russia

 

Раскрыты  исторические аспекты использования уникальных схем доставки нефтеналивных грузов, получивших развитие за счет расширения освоения логистического инструментария и принципов логистики.

 Ключевые слова: перевозка нефтеналивных грузов, железнодорожный транспорт, взаимодействие видов транспорта, схемы транспортировки, логистика.

 

The historical aspects of the use of unique schemes for the delivery of oil cargo are revealed, which have been developed through the expansion of the development of logistics tools and principles of logistics.

Key words: transportation of oil cargo, railway transport, interaction of modes of transport, transportation schemes, logistics.

Современное развитие экономики невозможно представить себе без нефти и нефтепродуктов. Ритмичная и эффективная работа предприятий промышленности и народного хозяйства напрямую зависит от их своевременных и бесперебойных поставок, поэтому логистические транспортные схемы доставки нефтепродуктов приобретают важное значение. Исследованию логистики перевозки данной номенклатуры грузов посвящены ряд научных исследований в этой области [1–5].  Разнообразие схем доставки и их диверсификация на протяжении десятилетий является еще одной стороной проводимого научного исследования.

В этом отношении является целесообразным рассмотреть схемы и особенности транспортировки нефтепродуктов в историческом разрезе и при различных экономических, политических и других событиях [6-8].

Например, интересен опыт организации перевозок нефтеналивных грузов в период Великой Отечественной войны, когда нефтяной Баку бесперебойно снабжал фронт нефтью и нефтепродуктами. Около 80% горючего использовалось для заправки самолетов и советских танков. В течении 1941 г. 57 предприятий и установок нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической промышленности перестроили свою работу на военный лад и стали выпускать продукцию для фронта (рис. 1). Использовались все возможности для транспортировки как железной дорогой, так и морем [9].

Начальник Центрального Портового Управления НКМФ В.Г. Бакаев, находившийся в то время в Баку, сделал необходимые расчеты и предложил оправлять цистерны морем на плаву [10]. Благодаря взаимодействию нефтяников и моряков было налажено снабжение фронта через Каспий Баку-Красноводск и Баку-Астрахань. Было принято неординарное решение отправлять железнодорожные цистерны с нефтью на плаву по морю из Баку в Красноводск (рис. 2).

23

Рис. 1  – Перевозки нефтеналивных грузов для задач фронта

 

24

Рис. 2 – Отправки железнодорожных цистерн с нефтью на плаву по морю

Технология была сложной и неустойчивой из-за буйного Каспия. На четвертый день после начала работ первые цистерны были спущены в море. Вначале спустили семь цистерн, но они держались неустойчиво и высоко находились над поверхностью моря. Поэтому цистерны стали заполнять нефтью, только после этого они возвышались на четвертую часть корпуса. К основному буксирному тросу каждая цистерна крепилась с помощью специальных захватов (рис. 3). Такой метод буксировки был применен впервые в мировой практике. Он позволял освободиться от затопленной цистерны и спасти остальные, а применение герметизированной заварки и усиленного крепления цистерн к рамам делало их более устойчивыми под ударами волн при переходе, что в свою очередь позволило увеличить караван до 12-14 цистерн, а в последствии и до 35. В итоге способы транспортировки цистерн стали самыми удобными и была предотвращено их затопление.

Используя различные речные суда: катера, баржи, буксиры, паромы и т.д. через Волгу осуществлялось снабжение советских войск. Для этих целей использовали даже катер, выполняющий перевозки личного состава. К нему была прицеплена цистерна с горючим, что служило маскировкой и одновременно экономией ресурсов.

Использовалась еще и такая технология: прибывающие в Бакинский порт железнодорожные цистерны с горючим по виду сцепки и количеству осей сортировались в мини-поезда по 10-12 штук. Затем цистерны наполнялись почти на две трети объема, после чего все люки герметически закрывались. Далее составы в Бакинском порту по наклонному пути опускались в море, их цепляли к буксиру и доставляли в Красноводск.

 

25

Рис. 3 – Крепление цистерн к  буксирному тросу

В порту с помощью крана их поднимали из воды и ставили на железнодорожные пути. Затем через Ташкент и Куйбышев заполненные до полной вместимости цистерны отправлялись на фронт и в нужные промышленные регионы. Таким же способом осуществлялось снабжение ГСМ и блокадного Ленинграда. Через Ладожское озеро – по водной «дороге жизни» была организована и успешно действовала система доставки горючего – в полузатопленных цистернах на буксире [11].

Выводы. Исследование схем транспортировки нефтегрузов в полимодальных транспортных системах в историческом разрезе дает представление об уникальности отдельных способов доставки. Современное развитие логистики, технологий, инфраструктуры при поставках нефтегрузов демонстрируют совершенно другой уровень промышленной и экологической безопасности.  Сотрудничество железной дороги с другими видами транспорта остается по-прежнему перспективным направлением для привлечения грузовладельцев. При этом  актуальное значение принимают согласованные действия всех работников перевозочного процесса, развитие полимодальных (мультимодальных) логистических схем транспортировки нефтеналивных грузов, развитие вопросов управления тарифной составляющей и другие параметры перевозок [12-14], влияющие на эффективность работы каждого вида транспорта и их конкурентоспособность на рынке транспортно-логистических услуг.

Библиографический список:

  1. Чеботарева Е.А. Теория и методология организации транспортного производства в припортовых транспортно-технологических системах : монография / Е.А. Чеботарева; ФГБОУ ВО РГУПС. Ростов н/Д, 2020. 267 с.: ил.  Библиогр.: с. 257-267.
  2. Сергеева О.М. Логистизация перевозок нефти и нефтепродуктов на железнодорожном и морском транспорте : дис. … канд. экон. наук. – Самара. – 2004. – 141 с.
  3. Анненков А.В. Оптимизация перевозок нефтеналивных грузов на железнодорожном транспорте: дис. … канд. техн. наук. – Москва. – 1998. – 161 с.
  4. Калушин А.А. Управление потоками экспортных нефтегрузов в смешанном сообщении : дис. … канд. экон. наук. – 2001. – 180 с.
  5. Егоров А.Б. Инновационные подходы к оптимизации перевозки нефти и нефтепродуктов в смешанных сообщениях: дис. … канд. экон. наук. –Москва. – 2005. – 160 с.
  6. Житинев П.Ю. Анализ влияния постпандемийного кризиса на рынок железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов / П.Ю. Житинев, Н.А. Журавлева // Экономические науки. – 2020. – № 8(189). С. 28-36.
  7. Хусаинов Ф.И. Перевозки угля и нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом: текущее состояние и перспективы / Ф.И. Хусаинов, М.В. Ожерельева // Транспорт Российской Федерации. – 2019. – № 4(83). С. 22-27.
  8. Куренков П.В., Чеботарева Е.А., Солоп И.А. Логистика перевозки нефтеналивных грузов: исторические аспекты полимодальных транспортных систем // Логистика.- 2021.- № 3.- С.42-45.
  9. Агарунов Я.М. Нефть и победа (Героические свершения азербайджанских нефтяников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.), Баку: изд-во «Абилов, Зейналов и сыновья», 2010. – 160 с.
  10. Из истории Каспийской флотилии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). – Электронный ресурс https://azerhistory.com/?p=33844.
  11.  Блокадный бензопровод – Электронный ресурс https://nstarikov.ru/blokadnyy-benzinoprovod-72774
  12. Pokrovskaya O.D. Terminalistica as a new methodology for the study of transport and logistics systems of the regions. В книге:   Sustainable economic development of regions. ed. by L. Shlossman. Vienna, 2014. С. 154-175.
  13. Покровская О.Д. Комплексная оценка транспортно-складских систем железнодорожного транспорта. – Дисс. на соис. уч. ст. д-ра техн. наук / Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. Санкт-Петербург, 2018. – 377 с.
  14. Pokrovskaya O. Terminalistics as the methodology of integrated assessment of transportation and warehousing systems // MATEC Web of Conferences. 10th International Scientific and Technical Conference "Polytransport Systems", PTS 2018. 2018. С. 02-14.

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021


Количество просмотров: 3226
теги:
06.01.2022 09:51 | log2021блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама