Ксенофонтова Екатерина Михайловна
к.э.н., доцент, доцент кафедры
Таможенного дела Санкт-Петербургского
государственного экономического университета,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: koka007@list.ru
Cargo transportation logistics in the context of the COVID-19 pandemic:
problems and prospects for development
Ksenofontova Ekaterina Mikhailovna
Candidate of economic science,
associate Professor of the Department of customs
St. Petersburg State Economic University,
Saint- Petersburg, Russia
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изменением грузооборота по видам транспорта в период пандемии. Проанализированы основные риски, возникающие при перевозках грузов в условиях пандемии в зависимости от вида транспорта, а также определены перспективные направления развития грузоперевозок.
Ключевые слова: грузоперевозки, автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт
The article deals with the issues related to the change in cargo turnover by means of transport during the pandemic. The main risks arising during the transportation of goods in the context of a pandemic, depending on the type of transport, are analyzed, and promising directions for the development of cargo transportation are identified.
Key words: cargo transportation, road transport, rail transport, water transport, air transport
В условиях пандемии мировая логистика претерпела серьезные изменения в области обеспечения цепочки поставок сырья и готовой продукции. Объем перевозок грузов в 2020 году в целом сократился на 2% по сравнению с 2019 годом. Также произошло перераспределение объема грузоперевозок по видам транспорта.
Рисунок 1 - Объем грузоперевозок по видам транспорта, млн. тонн [1]
Анализ данных, представленных на рисунке 1 показывает, что объем грузоперевозок в Российской Федерации железнодорожным транспортом в 2020 году сократился на 3,8% по сравнению с 2019 годом, автомобильным транспортом объем грузоперевозок увеличился на 0,8%. Объем грузоперевозок воздушным транспортом и водным транспортом в РФ увеличился в 2020 году по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 3,4 % и на 7,4% соответственно.
Рисунок 2 - Грузооборот морских бассейнов России за январь-июнь 2020 года,
млн. тонн [2]
Так же наблюдается перераспределение объема грузоперевозок через морские порты Российской Федерации. Грузооборот морских портов Балтийского бассейна снизился в 2020 году на 1,7%, но при этом грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна увеличился на 3,1%.
Перераспределение объемов грузоперевозок с маршрутов из Китая морем до Санкт-Петербурга на Дальний восток связано с увеличением фрахтовых ставок в среднем с 2000 долларов до 10000-12000 долларов за контейнер, а также с потребностью в скоростных перевозках и стабильных поставках.
Проблемы, с которыми столкнулись перевозчики в период пандемии разнообразны и зависят от вида транспорта. В таблице 1 приставлены основные риски, возникающие при перевозках грузов в условиях пандемии по видам транспорта.
Таблица 1 - Основные риски, возникающие при перевозках грузов в условиях пандемии по видам транспорта
Вид транспорта |
Основные риски, возникающие при перевозках грузов в условиях пандемии |
Воздушный транспорт |
|
Железнодорожный транспорт |
|
Водный транспорт |
|
Автомобильный транспорт |
|
В условиях пандемии наиболее перспективным видом транспорта в логистической цепи поставок становиться железнодорожный транспорт.
Во-первых, это обусловлено развитой сетью международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации с возможностью организации мультимодальных и железнодорожных перевозок (таблица 2).
Таблица 2 – Основные транспортные коридоры, задействованные в транзитных перевозках в Российской Федерации [3]
Название МТК |
Маршрут МТК |
Характер перевозки (вид транспорта) |
Западная Европа –Западный Китай |
Хоргос - Алматы- Актобе –– Оренбург – Москва –Санкт-Петербург |
Автомобильный транспорт |
Северный морской путь |
Порты Провидения Певек, Тикси, Диксон, Дудинка, Амбарчик, Игарка, Нордвик, Архангельск, Мурманск |
Морской транспорт |
Транссиб |
Берлин (Германия) -Варшава (Польша) -Минск (Республика Беларусь) -Москва -Екатеринбург -Владивосток / Находка и его ответвление Курган –Петропавловск (Республика Казахстан) |
Автомобильный, железнодорожный, морской виды транспорта |
Север –Юг |
Санкт-Петербург - порт Мумбаи (Индия) с участием Казахстана на участках: морской порт Актау регионы Урала России и Актау –Атырау, Берекет (Туркменистан) –Горган (Иран). |
Автомобильный, железнодорожный, морской виды транспорта |
Транскаспийский международный транспортный маршрут |
Китай- Казахстан/Азербайджан/ Грузия – Турция/Украина -страны Европы |
Автомобильный, железнодорожный, морской виды транспорта |
Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ) |
Связывает Западную Европу с Китаем, Корейским полуостровом и Японией через Россию (на участке Достык/Хоргос -Актогай -Саяк -Моинты –Астана -Петропавловск (Пресногорьковская) |
Железнодорожный транспорт |
Южный коридор ТАЖМ |
Юго-Восточная Европа –Китай и Юго-Восточная Азия через Турцию, Иран, страны Центральной Азии (на участке Достык/Хоргос –Актогай –Алматы – Шу – Арысь – Сарыагаш) |
Железнодорожный транспорт |
Центральный коридор ТАЖМ |
Центральная Азия–Северо-Западная Европа (на участке Сарыагаш -Арысь –Кандагач -Озинки |
Железнодорожный транспорт |
Во-вторых, ощутимая поддержка со стороны государства железнодорожных перевозок. В 2019 году был создан сервис Trans-Siberian LandBridge. Сервис действует на маршруте, объединяющем Азию и Европу через порты Дальнего Востока и Транссибирскую магистраль. Также правительство России подписало постановление о субсидировании ЖД ставки части в размере $1 000 за 40-футовый контейнер в целях поддержки данного маршрута.
В-третьих, активно идет реализация совместно российско-китайского проекта «Зеленый коридор» по упрощению перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и Китая, что положительно сказывается на развитии железнодорожных перевозок.
На внешнеторговых направлениях, балансирующих железнодорожную логистику, доля отправок через сухопутных погранпереходы с Китаем на сегодняшний день продолжает увеличиваться и достигла 14% от общего объема импорта и экспорта к концу 2020 года. В 2020 году впервые крупные грузоотправители северо-западных регионов массово перешли к отправкам в Китай контейнерными поездами напрямую по железной дороге.
Библиографический список:
- Об основных социально-экономических показателях Евразийского экономического союза. Аналитический обзор 15.05.2020г. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_makroec /dep_stat/econstat/Documents /Analytics/ indicators2020 _03.pdf (дата обращения 02.04.2021).
- Грузооборот морских портов России за 6 месяцев 2020 г. [Электронный ресурс]- режим доступа: https://www.morport.com/rus/news/gruzooborot-morskih-portov-rossii-za-6-mesyacev-2020-g-0 (дата обращения 02.04.2021).
- Экосистема цифровых транспортных коридоров ЕАЭС. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/ Pages/19-06-2019-2.aspx (дата обращения 02.04.2021).
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021