Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 18:56:40
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Коррекция логистики в условиях коронокризиса

Козлова Наталья Сергеевна

начальник центра продажи услуг,

Абаканское агентство

фирменного транспортного обслуживания

с.п. Красноярского территориального центра

фирменного транспортного обслуживания

филиала ОАО «РЖД»,

г.Абакан, Россия

E-mail: 89503075042@bk.ru

 

Correcting Logistics in a сoronocrisis

Kozlova Natalia Sergeevna

head of sales centre,

Abakan Agency for Corporate Transport Service

s.s. Krasnoyarsk Territorial Centre for Corporate Transport Service,

a branch of JSC Russian Railways,

Abakan, Russia

 

В статье проанализировано текущее состояние логистического рынка, а также рассмотрены тенденции диджитализации отрасли. Основная цель статьи заключается в определении перспектив дальнейшего развития цифровой трансформации логистики. В качестве выводов сформулированы основные задачи, которые необходимо решить для дальнейшего успешного функционирования транспортно-логистического бизнеса.

Ключевые слова: цифровая трансформация, логистика,  диджитализация, пандемия, мультимодальная платформа.

 

The article analyses the current state of the logistics market and considers trends in the digitalization of the industry. The main purpose of the article is to identify the prospects for further development of the digital transformation of logistics. As conclusions, the main tasks that need to be solved for further successful operation of the transport and logistics business are formulated.

Key words: digital transformation, logistics, digitalization, pandemic, multimodal platform.

 

В современных условиях высокой конкуренции между производителями товаров и услуг требования конечного потребителя определяют модель логистических цепей поставок.

Логистика представляет собой управление материальными, информационными, финансовыми, сервисными и другими потоками с целью оптимизации функционирования хозяйственных систем на основе эффективного использования всех видов ресурсов [1, с. 37].

Аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (далее PwC) ежегодно проводит опросы среди руководителей крупнейших компаний мира. В конце 2018 года 65 % руководителей транспортно-логистических компаний считали, что на развитие бизнеса повлияет изменение в каналах сбыта. При этом 68 % респондентов ожидали, что изменение технологий оказания услуг окажет прорывное влияние на их бизнес [2].

Если ранее в борьбе за клиента главным фактором являлся качественный сервис, то сегодня это уже не является конкурентным преимуществом. Чтобы оставаться лидером рынка транспортно-логистических услуг необходимо менять способ мышления с помощью цифровой трансформации.

Вспыхнувшая в конце 2019 года пандемия COVID-19 внесла серьезные коррективы в экономику и жизнь людей в глобальном масштабе. С одной стороны в результате пандемии произошло заметное сокращение производственных мощностей, нарушились традиционные связи поставок от производителей к покупателям. С другой стороны следует отметить, что введение ограничительных мер по предупреждению и распространению пандемии привело к динамичному развитию автоматизации бизнес-процессов.

По мнению аналитиков транспортно-логистической компании TELS, в современной глобальной логистики наблюдается повышение темпов диджитализации отрасли. На одной из транспортно-логистических бизнес конференций, проводимой в ОАО «РЖД» в феврале 2021 года, директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс» Андрей Юлианович Себрант высказал мнение, что пандемия ускорила цифровую трансформацию на десять лет [3]. По разным оценкам число офисных работников в России составляет более 30 миллионов человек. Перевод работников на удаленный режим работы большинства из них привел к изменению Трудового кодекса РФ и определению нового понятия – «дистанционная работа».

Во втором квартале 2020 года руководство ОАО «РЖД», как и большинство других компаний, приняло решение о переводе сотрудников не связанных с перевозочным процессом на удаленный режим работы. Таким образом, к концу 2020 года число дистанционных работников превысило 110 тысяч человек [4]. В связи с этим возникли вопросы, связанные с определением порядка организации дистанционной работы и регулирования трудовых отношений. Для решения этой проблемы компания разработала Положение о дистанционной (удаленной) работе, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» 30 декабря 2020 года № 2997р. В данном документе предусмотрено предоставление сотрудниками отчетов о выполненной работе по запросам работодателя, а также порядок подтверждения получения документов, сообщений и иной информации, поступившей от работодателя. Кроме традиционного подхода к рабочему процессу изменился стиль управления дистанционными работниками. Произошла масштабная переоценка ценностей как в социальном, так и в экономическом значении.

Исследование PwC потребительского поведения за 2020 год в России показало, что до COVID-19 наблюдалась умеренная активность в сегменте онлайн-покупок – 18 % совершали покупки в основном или только онлайн. На фоне пандемии эта тенденция усилилась – 64 % покупают больше продовольственных товаров онлайн, чем до режима социального дистанцирования [5]. Цифровизация способствует персонализации и адаптации предложений к постоянно меняющимся запросам потребителей. Поскольку логистика связана с множеством отраслей, то экономическая система не может эффективно функционировать с отстающей в темпах внедрения цифровых технологий транспортной сферой.

Проблемы и риски, с которыми столкнулись логистические компании, дали толчок диджитализации и массу новых возможностей. Возросла роль внедрения новейших IT-технологий в логистике. Переход на цифровое взаимодействие обеспечивает обмен данными в режиме реального времени, возможность заказать перевозку в любое время и в любой точке через мобильное приложение, роботизацию складских операций и оптимизацию многих других процессов.

В то же время в результате цифровизации логистических операций ряд профессий станет менее востребованными: снабженцы, диспетчера, складские работники и др. При этом возрастет роль и ценность специалистов, обладающих уникальными компетенциями во всех сферах логистики. Например, для организации процессов работы по смарт-контрактам существует потребность в специалистах с высокими навыками в сфере IT-технологий, юридической и договорной работе. Объединение опыта и знаний человека с компьютерными технологиями даст возможность оперативно и круглосуточно решать рутинные задачи.

С целью повышения конкурентоспособности и эффективность деятельности ОАО «РЖД» за счет применения прорывных информационных технологий компания реализует Стратегию развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года, а также проект «Цифровая железная дорога». В основе программы цифровой трансформации холдинга лежит создание восьми цифровых платформ – «Мультимодальные пассажирские перевозки», «Мультимодальные грузовые перевозки», «Оператор линейной инфраструктуры», «Управление перевозочным процессом», «Тяговый подвижной состав», «Транспортно-логистические узлы», «Логистический оператор электронной коммерции» и «Непроизводственные процессы» [6]. Все платформы будут базироваться на технологиях интернета вещей, обработки больших данных, распределенного реестра, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности и квантовых коммуникаций. При этом внедрение самих платформ и их элементов призвано принести экономические эффекты в рамках самого холдинга.

Ключевым результатом цифровой трансформации ОАО «РЖД» должно стать появление экосистемы, объединяющей все необходимые сервисы от грузовых авиаперевозок до аренды автотранспорта, такси и отельного бизнеса, включая поставщиков страховых и финансовых услуг.

Вопрос перехода к цифровым экосистемам обсуждается на разных уровнях транспортного бизнеса. Создание подобной среды в будущем обеспечит целостность и возможность масштабирования в условиях стремительного развития и трансформации транспортно-логистической отрасли.

Важным элементом цифровой экосистемы является бесконтактное взаимодействие с клиентами и с сотрудниками компании. Поэтому все, что касается автоматизации технологий передачи информации о состоянии инфраструктуры, получило больший приоритет в ОАО «РЖД», чем это было до ситуации с пандемией. Кроме того, компания уделяет особое внимание для электронного взаимодействия с клиентами. Так, в 2020 году была запущена обновленная версия мультимодальной платформы грузовых перевозок – Личный кабинет Клиента ОАО «РЖД» и мобильное приложение «РЖД Груз». Данный сервис позволяет клиентам получить комплекс информационных услуг по грузовым перевозкам, заключать необходимые договоры, оформлять и подписывать документы, размещать рекламные баннеры. Переход на цифровое взаимодействие – это не только удобный инструмент управления бизнес-процессами, но и повышение безопасности сотрудников, за счет минимизации посещения железнодорожных станций и офисов продаж, что особенно важно при сложившейся эпидемиологической ситуации. По результатам осуществления программы цифровой трансформации ожидается, что 90 % документооборота холдинга с грузоотправителями будут переведены в электронную форму, а 70 % билетов будут продаваться в электронном виде. 

Подводя итог вышеизложенному, можно обозначить основные задачи, которые сегодня необходимо решить для дальнейшего успешного функционирования логистической отрасли:

  1. Создание логистической экосистемы для эффективного управления отраслью.
  2. Развитие новых мультикомпетенций у сотрудников для совершенствования бизнес-процессов в условиях острой конкуренции.
  3. Автоматизация логистических процессов – все, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано.

После окончания пандемии сфера транспортно-логистических услуг станет иной. Многие компании будут вынуждены оставить рынок, другие будут объединяться для создания уникальных комплексных предложений с помощью коллаборации сервисов. Те компании, которые смогут быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, смогут управлять ситуацией, создавать востребованные услуги и усиливать свои позиции в бизнесе.

Нет никаких сомнений, что цифровая логистика будет набирать обороты. Тем не менее, останутся те покупатели, которые будут не готовы полностью перейти на цифровое обслуживание. Для таких клиентов логистическому бизнесу необходимо предусмотреть и сохранить традиционный формат взаимодействия.

 

 

Библиографические ссылки

    1. Щербаков В.В. Логистика и управление цепями поставок: учебник для академического бакалавриата / В.В. Щербаков. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 37 с.
    2. Пять факторов, влияющих на развитие транспортно-логистической отрасли. Обзор тенденций развития транспорта и логистики в 2019 году [Электронный ресурс] – URL: https://www.pwc.ru/ru/transportation-logistics/assets/obzor-tendentsiy-razvitiya-transporta-i-logistiki-v-2019.pdf            (дата обращения: 31.03.2021).
    3. Online Конференции транспортно-логистического бизнес-блока
      ОАО «РЖД» в 2021
       год (9 февраля) [Электронный ресурс]  URL: https://youtu.be/gcMxC8zeq0M (дата обращения: 31.03.2021).
    4. ОАО «Российские железные дороги». Официальный сайт. [Электронный ресурс] –  URL: https://company.rzd.ru (дата  обращения: 31.03.2021).
    5. Концепция реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога» от 05.12.2017 № 1285, утвержденная заместителем генерального директора ОАО «РЖД» - главным инженером С.А.Кобзевым.
    6. Трансформация потребителя. Изменения в поведении потребителей в «новых рыночных реалиях» приводят к ускорению тенденций в формировании нового подхода к работе с покупателями [Электронный ресурс] – URL: https://www.pwc.ru/ru/retail-consumer/publications/assets/pwc-global-customer-insights-survey-2020-russia-ru.pdf (дата обращения: 31.03.2021).

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021


Количество просмотров: 2888
теги:
06.01.2022 04:12 | log2021блог автора

Еще публикации: