Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 19:06:53
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Необходимость актуализации критериев выбора поставщиков услуг для предприятий железнодорожного транспорта

Зюрина Оксана Александровна

старший преподаватель кафедры

«Менеджмент и логистка на транспорте»

 Самарский государственный университет путей сообщения

г. Самара, Россия

E-mail: Zurina80@mail.ru

 

The need to update the criteria for choosing service providers for railway transport enterprises

Zyurina Oxana Alexandrovna

Senior Lecturer Department of Management and Logistics in Transport,

Samara State Transport University (SSTU)

 Samara, Russia

 

В статье рассматриваются актуальные критерии выбора поставщиков услуг для ОАО «Российские железные дороги» для повышения экономической и экологической эффективности деятельности.

Ключевые слова. Аутсорсинг, инновации, производительность, эффективность, экологическая безопасность.

 

The article discusses the actual criteria for selecting service providers for JSC "Russian Railways" to improve the economic and environmental efficiency of activities.

Key words. Outsourcing, innovation, productivity, efficiency, environmental safety.

 

Модель инновационного развития ОАО «РЖД» разработана на основании четкого стратегического видения целей и задач развития железнодорожной отрасли, учитывающего будущие потребности общества, государства, национальной экономики, науки, бизнеса и других потребителей [2, С. 205].

Однако при передаче функций аутсорсерам возникают определенные проблемы.

  1. Имеет место неопределенность расценок на переданные виды работ и частое их изменение подразделениями ОАО «РЖД», что осложняет деятельность аутсорсеров;
  2. Часто аутсорсинговые договора носят краткосрочный характер – заключаются сроком на один год. Перспектива долгосрочного сотрудничества (3-5 лет) позволила бы аутсорсерам инвестировать средства в свое развитие в полном объеме, повышая тем самым качество производимых услуг;
  3. Процесс выбора аутсорсера, оформления документов является сложным и длительным. Особенно это касается случаев передачи основных фондов. Сложность состоит в том, что договорная кампания завершается лишь в мае. Чтобы в случае победы в конкурсе приступить к работе, не теряя времени фирмы должны начать подготовку персонала как минимум в феврале. Таким образом, вкладывать средства в обучение приходится без наличия гарантии, что деньги не окажутся выброшенными на ветер.

На рисунке 1 представлены отрицательные моменты внедрения аутсорсинга на российских железных дорогах. Такая ситуация объясняется критериями, по которым РЖД отбирает аутсорсинговые компании.

п

Рисунок 1. Отрицательные моменты внедрения аутсорсинга на российских
железных дорогах

 

При выборе поставщика услуг (компании-аутсорсера) для ОАО «РЖД» «приоритетными являются – фактор цены и уровня обслуживания, однако уровень обслуживания невсегда соответсвует заявленным требованиям» [1]. Это вынуждает ряд дорог выбирать поставщиков по принципу «услуги дешевле», что приводит к низкому качеству поставляемых услуг. Тогда как фактор качества по важности не уступает фактору цены.

В некоторых случаях деятельность и работа передаются сторонним исполнителям, передача которых приводит к увеличению производственных затрат Российских железных дорог [4, с. 109].

В филиалах ОАО «РЖД» передача персонала компании (аутстаффинг) аутсорсинговым компаниям осуществляется с согласия работника на перевод в другую компанию, с сохранением средней заработной платы по прежнему месту работы. Прием новых работников осуществляется на условиях аутсорсера по расчетной стоимости человеко-часа. Однако, деятельность аутсорсинговой компании направлена в первую очередь на получение прибыли, которая достигается низкой оплатой труда и экономией на гарантиях и льготах.

Для устранения выявленных проблем применения механизма аутсорсинга и повышения эффективности деятельности жлезнодорожных предприятий на современном этапе необходимо детально проработать критерии выбора компаний-поставщиков услуг. На рисунке 2 преложены ауктуальные критерии выбора компании-подрядчика.

Для повышения качества предоставляемых услуг при выборе поставщиков необходимо оценивать инновационность аутсорсинга в рамках критерия «наличие необходимого оборудования». Инновационность подрядчика основывается на применении прогрессивных технологий производства, в соответствии с современными тенденциями, постоянном обновлении производственного потенциала.

Актуальным представляется использование модифицированного методического подхода к оценке экономической эффективности предлагаемых услуг при выборе поставщика (в частности услуг по ремонту железнодорожной инфраструктуры), предложенного Беломестных С.В. и Сольской И.Ю. Данный подход применяется в комплексе с традиционными подходами оценки экономической эффективности (метод экономически обоснованных затрат, метод чистой приведенной стоимости, факторный анализ, оценка пассивных и активных основных средств) и учитывает «невозвратимость некоторых издержек производства, в частности издержки инфраструктуры, а также влияние внешних и внутренних факторов» [5, с. 17]. Невозвратность издержек на обеспечение необходимого уровня состояния железнодорожной инфраструктуры объясняется тем, что в соответствии с установленной нормативной базой они учитываются в тарифах на перевозки опосредованно и не в полной мере.

фд

Рисунок 2. Актуальные критерии выбора поставщиков услуг для предприятий железнодорожного транспорта

 

В рамках данного подхода оценка экономической эффективности производится на основе анализа затратоемкости, амортизациоемкости и уровня дефектности продукции (услуг), определяемым количеством дефектных изделий на миллион выпущенной продукции (услуг).

«Общий показатель затратоемкости показывает объем затрат предприятия в расчете на 1 руб. произведенной продукции» [3, с. 15].

Частный показатель затратоемкости – амртизациоемкость - сколько амортизации приходится на 1 руб. стоимости выполненных работ.

«Определяющим критерием является окупаемость затрат (обратный показатель затратоемкости)» [3, с. 15].

Новый подход к оценке экономической эффективности технологических вариантов, предлагаемых компаниями, предоставляющими аутсорсинг на практике в железнодорожной отрасли, позволяет определить оптимальное сочетание качества и адекватной стоимости предоставляемых транспортных и сопутствующих услуг. Адекватная стоимость предлагаемых услуг подразумевает «снижение доли непрозрачной составляющей в стоимости выбранных услуг» [5, с. 20].

Предложенный методический подход предполагает исключение принятия необоснованных субъективных решений при выборе подрядной организации и может стать основой для автоматической системы отбора среди большого количества претендентов на тендер или дополнить существующие регламенты проведения тендеров.

Повсеместно достижение эффективности означает получение максимальных результатов на единицу расходов, связанных с производством, или обеспечение минимизации расходов на единицу результата. Комплекс мер в виде подходов оценки экономической эффективности на транспорте позволяет в первую очередь оценить эффективность использования финансовых средств и способность к увеличению качества услуг/продукции.

Таким образом, актуализация критериев выбора поставщиков аутсорсинга для предприятий железнодорожного транспорта необходима на современном этапе деятельности ОАО «РЖД» для повышения эффективности производственной деятельности с учетом социальной и экологической ответственности принимаемых решений. Использование технологий форсайта в сочетании с аутсорсингом, инсорсингом, краудсорсингом, аутстаффингом, кадровым лизингом и другими инструментами, описанными в [6-11], необходимо для разработки и достижения стратегических целей реформирования предприятий железнодорожного транспорта в рамках инновационного развития Холдинга и его структурных подразделений, и совершенствования клиентоориентированного подхода в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе с учетом мировой тенденции декорбанизации экономики.

 

Библиографический список:

  1. Казанцева, Л.С. Актуальные проблемы применения аутсорсинга на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс] / Л.С. Казанцева // Управление экономическими системами. - Электронный научный журнал. - 2011. - № 4 (28). - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
  2. Любарская М.А. Инновационное развитие нефтехимического комплекса: аутсорсинговые услуги или активизация внутренних резервов? [Электронный ресурс] / М.А. Любарская, В.Г. Старков // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии, 2012, выпуск 4 (14), 204-211. - Режим доступа к журн.: https://cyberleninka.ru
  3. Беломестных, С.В. Обоснование методов критериальной оценки эффективности деятельности по ремонту железнодорожной инфраструктуры [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08.00.05) / Беломестных Сергей Валерьевич; Иркутский гос. универ. путей сооб.» (ИрГУПС).- Иркутск: ИрГУПС, 2020.- 19 с.
  4. Иконников Е.А. Использование аутсорсинга на предприятиях железнодорожного транспорта [Текст] / Е.А. Иконников, А.Е. Иконникова, Е.В. Кизиль // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета.- 2019.- Т. 2.- № 2 (38).- С.108-113.
  5. Беломестных, С.В. Модель оценки варианта услуг (работ) по содержанию инфраструктуры ОАО «РЖД» [Текст] / С.В. Беломестных, И.Ю. Сольская // Финансовые аспекты структурных преобразований экономики.- 2018.- № 4.- С.16-22.
  6. Куренков П.В. и другие. Логистический аутсорсинг как составляющая транспортного бизнеса // Вестник транспорта.- 2017.- № 4.- С.19-26.
  7. Куренков П.В., Астафьев А.В., Волкова С.А., Зюрина О.А. Применение аутсорсинга в промышленности и на транспорте // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 2017.- № 7.- С.46-49.
  8. Kurenkov Peter. Polyaeva Tatyana. Роль внутреннего краудсоргинга в формировании инновационной корпоративной культуры предприятия на примере ОAO «РЖД» // Human potential development. 19-20 June 2013, University of }ilina, Slovak republic (Словакия).- С.282-289.
  9. Полянский Ю.А., Куренков П.В. Топологическое моделирование взаимодействия хозяйств железной дороги // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. НТИ / ВИНИТИ РАН.- 2003.- № 7.- С.8-18.
  10. Ефремов В.А., Куренков П.В. Логистизация управления движением поездов // Логистика сегодня.- 2004.- № 5.- С.31-38.
  11. Куренков П.В. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении. Экономика. Логистика. Управление / П.В.Куренков, А.Ф.Котляренко А.Ф. – Самара: СамГАПС, 2003. – 636 с.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021


Количество просмотров: 3168
теги:
06.01.2022 04:56 | log2021блог автора

Еще публикации: