Модернизация аграрного образования невозможна без использования новых методик и форм преподавания и обучения студентов. Особенно серьезно эта проблема высветилась в связи с пандемией коронавируса, вынудившей вузы переходить при острой необходимости на дистанционное образование.
Встает задача поиска нетрадиционных форм обучения, которые одновременно способствовали бы не только усвоению студентами теоретических знаний, но и развивали их творческие способности.
Пытаясь решить эту задачу, автор в рамках обучения учебной дисциплины «История рекламы и связей с общественностью» вышел на такую нетрадиционную форму работы обучения, как составление учебных загадок.
Использование загадок в учебном процессе – дело не новое. Считается, что решение загадок развивает мышление и творческие способности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Есть и методики использования загадок при воспитании и обучения детей.
В нашем же случае было принято решение попытаться обучить студентов не решать, а составлять загадки. Цель при этом была троякая. С одной стороны, важно было, чтобы студенты усвоили теоретический и фактический материал изучаемой дисциплины. С другой – освоили технологии организации этого материала в интересной форме, способной заинтересовать его потенциального потребителя. И, наконец, с третьей – попытаться создать инновационное учебное пособие, которое можно использовать при изучении дисциплины «История рекламы и связей с общественностью».
Следует иметь в виду, что студентам, обучающимся по профилю «Реклама и связи с общественностью», крайне важно уметь и обладать навыками составления доходчивых текстов, несущих рекламную и познавательную нагрузку. Это важно при составлении слоганов, рекламных текстов и так далее. Иными словами, конструирование загадок рассматривается так же как один из путей обучения студентов райтерским навыкам, необходимым специалистам по рекламе и связям с общественностью.
Чтобы организовать этот процесс, важно было ввести студентов в курс дела. С этой целью была прочтена лекция о загадке, как (согласно определению этого слова) фольклорном жанре малой формы, словесной игре в виде замысловатого вопроса, требующей ответа (отгадки). Затем студентам было предложено погрузиться в мир загадок, почитать тексты народных загадок, учебных загадок. Они должны были изучить образцы, освоить шаблоны, по которым целесообразно конструировать загадки.
С самого начала было определено, что целевая аудитория создаваемого продукта – это студенты-рекламщики, изучающие дисциплину «История рекламы и связей с общественностью». Иными словами, студенты должны были не просто создавать загадки, но готовить новый учебный продукт.
Сегодня в вузах активно используется электронная образовательная среда на базе программного комплекса MOODLE. Соответственно, встала задача формализации загадок до такой степени, чтобы можно было их вписать в проверочные тесты этой системы. Кроме того, если стоит задача, что с помощью загадок будут проверяться знания студентов, то нужно было определить базовый источник, на основе которого должны составляться загадки. Это было важно, чтобы студент знал, какое издание он должен изучить прежде чем браться за решение тестов, составленных в форме загадок.
В конечном итоге в качестве базового источника было выбрано учебное пособие В.В. Ученовой и Н.В. Старых «История рекламы». По каждой главе этого учебника ставилась задача составить до десяти загадок. Причем последние должны были охватывать содержание всей главы и тем самым позволять оценить, освоил ли студент, решающий соответствующие тесты в форме загадок, пройденный материал.
Дальнейшая работа велась в разных формах. По одной из них, учебная группа делилась на подгруппы-команды, и каждой из команд предлагалось составить во время занятия обусловленное количество загадок. В качестве фактического материала для составления загадок бралась лекция преподавателя, а также соответствующая глава указанного выше учебного пособия. Затем каждая из команд представляла на обсуждение всей студенческой группы придуманные загадки, определялись загадки, победившие в этом своеобразном конкурсе на лучшую загадку, проводилась их редакторская отшлифовка.
Другая форма работы – индивидуальная. Каждому студенту предлагалось придумать по две загадки по изучаемой лекции или главе учебного пособия. За каждой главой учебного пособия из студенческой среды был определен редактор загадок, составляемых на ее основе. Функции редактора заключались в сборе загадок и их первичном редактировании. Редактор публично представлял учебной группе загадки своей зоны ответственности. Такая форма использовалась и была эффективна, когда из-за пандемии коронавируса занятия переводились на дистанционный формат, и работать в малых группах было затруднено.
Назовем полный список студентов - редакторов и составителей загадок: И.А. Александрина, В.А. Бородавкин, А.М. Будкевич, А.Р. Валеев, М.А. Василевская, Н.В. Василенко, А.П. Власова, А.К. Воприков, В.Д. Николенко, Р.Н. Петрусев, А.А. Семенова, Э.М. Синяев.
А теперь приведем для примера несколько загадок, составленных этим авторским коллективом. Отгадки даны в виде заголовков.
Граффити
Стены Помпеи насыщенны красками,
Расскажут истории самые разные
Дожили они и до наших времён,
Ими украшен каждый район.
Афиша
Расскажет она о событиях ярких,
Подскажет где хлеба и зрелищ увидеть,
И будет потом эмоций полная ниша
И называют все её…
Каталог
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу мог,
В ней бывает картотека -
И специальный...
Индульгенция
Покупай меня скорей,
Чтоб стать чище и добрей
Ты к католикам сходи
И меня у них купи,
Ты монетой заплати
Отпущу я все грехи.
Этикетка (ярлык)
Разноцветный знак товарный
На вещице размещен.
Он расскажет о товаре,
Где и как произведен.
В заключение несколько слов об использовании этих загадок в учебном процессе. Известно, что многие слова в русском языке имеют синонимы. Чтобы застраховать студента от неправильного решения теста в систему MOODLE при составлении банка загадок и отгадок на них вносились и не только слова - ответы, но и (как в последнем примере) их синонимы.
В текущем учебном году составленные студентами загадки уже использовались при тестировании студентов младших курсов при изучении названной учебной дисциплины.
Как показывает опыт, составление загадок как форма работы на практических занятиях с интересом встречается студентами. Немаловажным является и то обстоятельство, что при конструировании загадок студент реально вынужден штудировать пройденный материал, то есть постигает необходимые знания.
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ,
доцент кафедры логистики и маркетинга в АПК Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Красноярский рабочий. - 2021. - 24 декабря.